КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упрочненных рельсов
Структура, свойства и эксплуатационная стойкость термически Свойства термоупрочненных рельсов в первую очередь определяются их структурой. У рельсов, объемно закаленных в масле и поверхностно закаленных водовоздушной смесью с нагрета ТВЧ, микроструктура вблизи поверхности катания головки представляет собой однородный мелкодисперсный сорбит закалки с пластинчатой формой карбидной фазы. По мере удаления от поверхности катания дисперсность сорбита закалки постепенно уменьшается. У объемно закаленных рельсов такая структура характерна для всего поперечного сечения рельса, а у поверхностно закаленных с нагрева ТВЧ рельсов она переходит в крупные колонии пластинчатого перлита, характерного для нетермообработанных рельсов. У рельсов, поверхностно закаленных водой с объемного печного нагрева, на глубине до 3—5 мм структура представлена сорбитом отпуска, а затем после тонкого слоя бейнита переходит в сорбит закалки, дисперсность которого плавно понижается. Шейка и подошва этих рельсов имеют структуру мелкопластинчатого перлита и феррита. Решающее значение для предотвращения контактно-усталостных разрушений имеет распределение твердости по сечению головки рельса. Характер распределения твердости по глубине в рельсах, закаливаемых на разных заводах, приведен на рис. 36.12.
Рис. 36.12. Распределение твердости по глубине головки рельсов, подвергнутых объемной закалке в масле и отпуску (7), поверхностной закалке водовоздушной смесью с нагрева ТВЧ (2) и поверхностно закалке водой с печного нагрева (3)
Травление микрошлифов, вырезанных из головки объемно закаленных рельсов, выявляет равномерное потемнение полированной поверхности. Зоны различной окраски и провалы на кривых распределения твердости по глубине, связанные с неоднородностью структуры, в объемно закаленных рельсах отсутствуют. В макроструктуре закаленного слоя рельсов, подвергнутых поверхностной закалке водой с объемного нагрева, как правило, выявляются светлые полосы, расположенные в подповерхностной зоне и имеющие различную конфигурацию. Измерение твердости HV показывает, что на глубине 3—8 мм имеется провал, составляющий от 15 до 30. Области с пониженной твердостью совпадают со светлыми полосами, выявляемыми при травлении. Природа образования таких неоднородностей структуры в поверхностно закаленных водой рельсах связана с получением в этой зоне структуры верхнего бейнита, обладающего повышенной способностью к разупрочнению при отпуске. Надо отметить, что структура верхнего бейнита не может считаться благоприятной с точки зрения получения высокого комплекса механических свойств. У части рельсов, подвергнутых поверхностной закалке водовоздушной смесью с нагрева ТВЧ, также выявляется спад твердости на глубине 3—8 мм от поверхности. Его образование связано с недостаточной стабильностью процесса нагрева и особенно охлаждения при закалке. Твердость является единственной характеристикой механических свойств, которая может быть определена в массовом масштабе в производственных условиях без разрушениярельса. Поскольку при определенной (заданной)микроструктуре между твердостью и выносливостью при контактном нагружеиии можно установить эмпирическую корреляционную связь, определение твердости рельсов является достаточно обоснованным методом оценки их работоспособности. По этой же причине весьма важна также равномерность твердости по длине и плавное изменение ее по глубине головки рельса. Градация рельсов по твердости на поверхности катания приведена в табл. 36.2.
Таблица 56.2
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |