КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противофлокенная термическая обработка
Рельсовая сталь, содержащая 0,7—0,8 % С, 0,7—1,0 % Мп и 5—9 см3 Н2 на 100 г металла, является флокеночувствительной. При охлаждении на воздухе после прокатки в центральной части головки рельсов могут возникать мелкие внутренние трещины, от которых при эксплуатации развиваются поперечные усталостные трещины (дефект 20.1—2), приводящие к полному разрушению рельсов. Образование флокенов связано с одновременным действием двух факторов: повышенным содержанием водорода и наличием структурных микронапряжений. Водород выделяется в микрополостях при резком уменьшении его растворимости в процессе g ® a превращения. Под воздействием водорода происходит снижение прочности и пластичности стали, а также образование метана в результате взаимодействия водорода с цементитом. Структурные микронапряжения, увеличивающиеся при ускорении охлаждения и усилении дендритной ликвации в связи с неодновременным протеканием превращения аустенита в осях дендритов и межосных пространствах, способствуют образованию флокенов. Для предотвращения образования флокенов необходимо удалить значительную часть водорода из стали в жидком состоянии путем вакуумирования или в твердом состоянии путем проведения специальной противофлокенной термической обработки. На отечественных рельсопрокатных заводах борьба с образованием флокенов осуществляется путем противофлокенной термической обработки, заключающейся в замедленном охлаждении или изотермической выдержки рельсов после горячей пластической деформации. При этом температура и продолжительность выдержки должны обеспечивать протекание процесса удаления водорода путем диффузии без растрескивания. Полиморфное g®aпревращение должно быть закончено до противофлокенной термической обработки, что резко снижает растворимость водорода в металле. Замедленное охлаждение рельсов после прокатки проводят в коробах (КМК) или колодцах замедленного охлаждения (завод «Азовсталь»). Колодцы замедленного охлаждения представляют собой бетонные камеры, выложенные изнутри огнеупорным кирпичом. Размеры колодцев следующие: длина 26 м, ширина 2,3 м, высота 4,4 м. В каждый колодец вмещается по 10—12 рядов рельсов по 8—10 штук в ряду. Между рядами прокладываются прутки из немагнитной стали. После загрузки рельсов колодцы закрываются теплоизолирующими крышками с песочным затвором. Короба представляют собой футерованные коробки с крышками. Основными параметрами технологии замедленного охлаждения являются температура, при которой помещают рельсы в колодцы (короба) и продолжительность их охлаждения. Оптимальный уровень этих параметров должен обеспечить максимальное удаление из стали водорода. При этом следует иметь ввиду, что при высоких температурах растворимость водорода в твердой стали относительно велика. С понижением температуры растворимость водорода в стали уменьшается, и он начинает интенсивно выделяться из стали. Однако с понижением температуры уменьшается и скорость диффузии водорода. Поэтому должна быть найдена оптимальная температура, обеспечивающая необходимую скорость диффузии для данной степени пересыщения твердого раствора водородом. Определение температуры, при которой наблюдается это сочетание, привело к разработке следующей технологии замедленного охлаждения (УкрНИИмет и завод «Азовсталь»): 1) температура рельсов при посадке в колодцы не менее 500—530 °С; 2) температура воздуха в колодцах не менее 350°С; 3) продолжительность загрузки не более 30—40 мин; 4) продолжительность выдержки рельсов в колодцах до снятия крышек 7 ч; 5) температура воздуха в колодцах перед снятием крышек не менее 150 °С; 6) продолжительность выдержки в колодцах после снятия крышек 1,5—2 ч. Аналогичная технология остывания принята для коробов замедленного охлаждения на КМК. На заводах, где в качестве противофлокенной обработки применяется замедленное охлаждение, контроль рельсов на отсутствие флокенов проводят на одном куске рельса длиной 200—250 мм, отрезанного на пилах горячей резки от головного конца рельсовой полосы от каждой плавки. После охлаждения пробы на воздухе из нее вырезается продольный темплет, проходящий через середину рельса в вертикальной плоскости. Темплет шлифуется и травится в 50 %-ном водном растворе соляной кислоты при температуре 60--65оС. Если флокены в пробе не обнаружены, то все рельсы из металла данной плавки, прошедшие установленное технологией замедленное охлаждение, принимаются. Если же в этой пробе обнаруживают флокены, то берут повторную пробу от рельсов данной плавки, прошедших замедленное охлаждение. При отсутствии флокенов в этих пробах все рельсы данной плавки принимаются. При помощи замедленного охлаждения в колодцах (коробах) удается избежать образования флокенов в рельсах, Однако этот технологический процесс имеет существенные недостатки. Основным недостатком процесса является его нестабильность по температуре рельсов в каждом ряду и скорости охлаждения крайних и средних по ширине и высоте рельсов. Замедленное охлаждение рельсов нарушает поточность их производства. Операции загрузки в колодцы и выгрузки из колодцев требуют применения ручного труда и затрудняет автоматизацию. Большая продолжительность процесса приводит к необходимости занимать большие производственные площади. Этих недостатков лишен разработанный СМИ и НТМК способ противофлокенной термической обработки путем изотермической выдержки рельсов в печах непрерывного действия. На НТМК после прокатки, разрезки и клеймения горячие рельсы собирают в пакеты и подают на специальный рольганг-холодильник, расположенный перед печью для изотермической выдержки. После охлаждения рельсов до температуры 400—500 °С они автоматически при помощи шлепперов передаются на цепной конвейер одной из пяти печей, нагретых до 600°С. Цепной конвейер из сети параллельных цепей, непрерывно движущейся в нижней части печи по специальным металлическим направляющим, перемещает рельсы через нагретую печь. Обратное движение цепи совершается под печами. Ширина печи (26,5 м), равная длине рельса, позволяет непрерывно протягивать рельсы с автоматически поддерживаемой скоростью, которая обеспечивает пребывание в горячей зоне печи заданное время (2 ч). Общая длина печи, которую рельсы проходят за это время, составляет 13 м. Эти печи отвечают требованиям поточного производства и не требуют крановой загрузки и выгрузки. Печи допускают изменение режима изотермической выдержки и автоматическое его поддержание на заданном уровне в зависимости от профиля рельсов и марки стали при помощи оригинальных низкотемпературных радиационных пирометров. После изотермической выдержки рельсы поступают на холодильник и затем подвергаются правке, отделочным операциям (фрезерование торцов, сверление отверстий с фасками) и контролю. Рельсы первого сорта передаются далее на закалку. Контроль рельсов на флокены на НТМК несколько отличен от контроля, применяемого после замедленного охлаждения. После отрезки пробы на горячих пилах проба охлаждается более ускоренно в потоке воздуха от вентилятора, находящегося на расстоянии 700—750 мм от горячей пробы. После проверки наличия флокенов на продольном темплете устанавливается следующий порядок контроля рельсов: <50 (число флокенов в первой контрольной пробе) — повторный контроль не проводят; 50—100 — проводят дополнительный контроль одного контрольного рельса; 100—150 — проводят дополнительный контроль четырех контрольных рельсов; >150 — проверяют все головные рельсы. Как показал опыт применения изотермической выдержки на НТМК, флокены в рельсах при таком процессе не образуются. В последнее время на заводах внедрен ультразвуковой контроль проб на отсутствие флокенов. Преимущество данной технологии в большой надежности предотвращения образования флокенов, высокой производительности автоматизированного поточного процесса термической обработки, исключающего какие бы то ни было ручные или крановые операции. К недостаткам этого вида противофлокен-ной термической обработки относится некоторое разупрочнение рельсов, происходящее при изотермической выдержке, в связи с чем нетер-мообработанные рельсы производства НТМК уступают горячекатаным рельсам других заводов по сопротивлению контактной усталости и смятию. Введение последующей упрочняющей термической обработки устраняет эту особенность рельсов производства НТМК.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 6147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |