Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федоров 577 1 страница




щим. Всякий человек носит в себе музей, носит его даже против собственного желания, как мертвый при­даток, как труп, как угрызения совести; ибо хране­ние — закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший еще до него. Хранение есть свойство не только органической, но и неорганической природы, а в особенности — природы человеческой. Люди жили, т. е. ели, пили, судили, решали дела и сдавали их, по­лагая оконченными, в архив, вовсе не думая при этом о смерти и об утратах; в действительности же оказы­валось, что сдача дел в архив и перенесение всяких останков жизни в музей были передачею в высшую инстанцию, в область исследования, в руки потомков, одному или нескольким поколениям, смотря по поло­жению, по состояпию, в котором исследование нахо­дится, смотря и по тому, какого значения и распро­страненности исследования достигли. Высшей степени же своей опо достигнет тогда, когда сами решавшие дела будут и исследователями их, т. е. сделаются членами музея; иначе сказать, когда исследование сделается совокупным самоисследованием и таким об­разом приведет к тому, что за смертью воскрешение будет следовать непосредственно. Эта инстанция не суд, ибо по всему сданному сюда, в музей, восстаиовля­ется и искупляется жизпь, но никто не осуждается. Музей есть собрание всего отжившего, мертвого, пе­годного для употребления; но именно потому-то он и есть надежда века, ибо существование музея пока­зывает, что нет дел конченых; потому музей и пред­ставляет утешение для всего страждущего, что он есть высшая ипстанцня для юридико-экономического общества. Для музея самая смерть не конец, а только начало; подземное царство, что считалось адом, есть даже особое специальное ведомство музея. Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», т. е. такого, что оживить и воскресить невозможно; для него и мертвых носят с кладбищ, даже с доисторических; он пе только поет и молится, как церковь, он еще и работает на всех страждущих, для всех умерших! Только для од­них жаждущих мщения в нем нет утешения, ибо он — не власть и, заключая в себе силу восстановляю­щую, бессилен для наказания: ведь воскресить можно жизнь, а не смерть, не лишение жизни, не убийство!

Музей есть высшая инстанция, которая должна и мо­жет возвращать жизнь, а не отнимать ее.

Кремль, превращенный в музей, есть выражение всей души, полноты и согласия всех способностей, от­сутствие внутреннего разлада, выражение единства, мира душевного и радости, т. е. всего того, чего именно недостает нашему прогрессивному веку; музей и есть «свышний мир». Когда музей был храмом, т. е. си­лою регулирующею, поддерживающею жизнь предков (по крайней мере в представлении людей), тогда воля, выражавшаяся в этом (т. е. в храмовом), хотя и мпи­мом, действии, была согласна с разумом, оправдавшим, признавшим это мнимое действие за действительное. Тогда и разум не отделялся от памяти, а действию поминовения, нынешнему обряду, придавалось реаль­ное значение; тогда память была не хранилищем только, а и восстановлением, хотя и мнимым и только мысленным, конечно, но все же служившим действи­тельною гарантиею сохранения отечества, общего про­исхождения, братства. Когда же разум отделяется от памяти об отцах, тогда он становится отвлеченным изысканием причин явлений, т. е. философиею. Не отделенный от памяти об отшедших, он есть искание не отвлеченных причин, а отцов; разум, так направлен­ный, становится проектом воскрешения. Лингвисти­ческие исследования подтверждают это первоначаль­ное единство способностей: один и тот же корень оказывается в словах (арийских, но, вероятно, и дру­гих языков), выражающих и память (притом память именно об отцах, об умерших), и разум, и вообще душу, и, наконец, всего человека. Подтверждают един­ство памяти и разума также психологические исследо­вания позитивистов, сводящие процессы знания к за­кону памяти, ассоциации, волю же обращающие в регулятора действий. А потому мы и можем сказать, что от памяти, т. е. от всего человека, родились музы и музей; иначе сказать, как лингвистические, так и психологические исследования убеждают нас, что муза и музей современны самому человеку; они роди­лись вместе с его сознанием. Следовательно, цель му­зея не может быть иною, чем цель хоровода и храма предков, в который и превратился хоровод, т. е. солнцевод, возвращавший солнце на лето, возбуждав­ший жизнь во всем, что замерло зимою. Разница здесь

будет лишь в способе действия, который в хороводе и храме не имел действительной силы; действие же музея должно иметь силу действительно возвращаю­щую жизнь, дающую ее. Это и будет, когда музей воз­вратится к самому праху и создаст орудия, регули­рующие разрушительные, умерщвляющие силы при­роды, управляющие ими.

Мы не преувеличим, конечно, если скажем, что му­зей, как выражение всей души, возвратит нам мир душевный, лад внутренний, даст нам радость, которую чувствует отец при возвращении блудного сына. Бо­лезнь века и заключается именно в отрешении от прошлого, от общего дела всех поколений, что и ли­шило нашу жизнь смысла и цели, а в литературе по­родило Фаустов, Дон-Жуанов, Каинов и вообще мя­тежные тины, а в философии — субъективизм и соли­псизм. Когда не было разлада между способностями, тогда не было разъединения и между религией) (как культом предков), наукою и искусством (бывших так­же небесными и земными, как и подземными). Как сам человек был тогда цельным, здоровым существом, так не было разделения и в области знания и деятель­ности, не сокращавших своих областей, не ограничи­вавших их лишь настоящим, удовлетворением лишь животных хотений, как делается это ныне, ради вы­деления от религии, из вражды к ней. Первые муд­рецы (еще не философы) были астрономами, поклон­никами, вероятно, музы Урании, т. е. не только есте­ствоиспытателями в нынешнем значении этого слова, но и антропологами и теологами, так что мудрец и астроном были словами однозначащими, а мудрость заключалась именно в астрономии, которая обнимала все божеское и человеческое, небесное и земное, умер­шее и живущее, была не знанием лишь отвлеченных причин, но познанием, а вместе и почитанием отцов­предков. Вопрос о смерти человека, о конце или раз­рушении мира есть вопрос и тео-, и космоантропологи­ческий, или, что то же, вопрос астрономический. Он не мог произойти из праздного любопытства, потому что в то время не было еще людей, живших исключи­тельно знанием кабинетных ученых; не мог явиться этот вопрос из праздного любопытства и потому, что знание тогда пе отделялось еще от действия, хотя и воображаемого, границ которому не видели, потому

что не умели еще отделять собственного действия от действия природы. Ионийские мудрецы усомнились только в средстве действия, в реальности действия ми­фического, которое, как принималось тогда, обращало небо в жилище умерших, а потому и искали не только ту стихию, в которую все возвращается, из которой все возникает, но и силу, которою все держится, все управляется. Но ведь и нынешняя наука не имеет права жить для себя; и она должна считать себя сред­ством или исследованием для открытия истинпого спо­соба действия взамен мифического, художественного; считать же себя знанием лишь для знания и освобож­дать себя от обязательной службы общему делу наука не имеет права. Если для нынешнего человека и по­кажется такое требование, такое посягательство на свободу личности возмутительным, то это от дикой привычки считать свободу личности безусловною в век, когда, однако, не признается ничего безусловного. Пра­во на такую свободу есть только право жить по своим капризам, обращать жизнь в мелочную и пустую, а за­тем в отчаянии спрашивать: «Жизнь, зачем ты мне дана?»

Вот почему на основании единства знания и дейст­вия и астрономы-специалисты не имеют нрава укло­няться от обязательной службы, от долга, данного че­ловеку при самом его появлении, как не имеют этого права и все естествоиспытатели, науки коих состав­ляют лишь выделение из небесной науки, отвлечение от науки о вселенной. На том же основании и обсер­ватория есть такая же необходимая принадлежность всенаучного музея, как внешние чувства, органы вос­приятия, необходимые каждому человеку для его внутреннего чувства и памяти. Но под обсерваторией мы разумеем орган науки не отвлеченной, а астроно­мии физической, химической науки обо всем веществе, органическом и неорганическом, растительном, живот­ном и человеческом, так что человечество (которое только в совокупности составит истинный музей) из обсерватории наблюдает всю вселенную с внешней стороны, а самого человека — со стороны антропологи­ческой. Обсерватория наблюдает мир, который, можно сказать, слит с памятью об умерших, о прошлом; про­шедшее же составляет предмет истории. Началом об­серватории был гномон, изобретение которого припи­сывают ионийским мудрецам1. Первобытный человек определял время, вероятно, по собственной тени; в позднейшее же время, в городском быту, гномон заме­нил этот способ определения времени; это было орудие измерения своих действий и вообще прожитого: по­тому-то часы (преимущественно песочные) и стали атрибутом смерти. С помощью гномона создал человек и календарь, в котором отмечал не только времена оживления природы (праздники) и замирания ее, но и дни кончины отцов, т. е. дни поминовения предков; потому-то музей, как создание памяти об отцах и обо всем, что связано с ними и с прошедшим, неотделим от обсерватории. Астрономический календарь был вме­сте и термическим, оптическим и вообще физическим и химическим, ибо все силы природы, и особенно си­ла биологическая, органическая, изменяются по частям дня и временам года.

Воспитательное значение обсерватории как школы требует, чтобы праздное глазепье обратилось в обяза­тельное наблюдение, чтобы небу было дано столько наблюдателей, сколько в нем звезд. Платонизирующее христианство старалось мысль держать «горе», но, что­бы мысль не падала «долу», нужно глаза поднять к не­бу, нужно созерцапие обратить в наблюдение.

Итак, обсерватория относится к музею, как внеш­ние чувства (совокупность которых, т. е. всех способов наблюдения или органов восприятия, и есть обсервато­рия) относятся к разуму, но к разуму в обширнейшем или, вернее, в настоящем, действительном его смысле и значении, к разуму, который пе может быть отделен от памяти об отцах, а составляет с нею одно неразде­лимое целое, к такому разуму, которым обладает толь­ко сын человеческий, возведенный вообще в критерий человечности в умственном и нравственном отношении. Музей же, объединяющий сынов человеческих для все­общего исследования неба или вселенной, относится к обсерватории не как хранилище лишь летописей и фотографических снимков с неба, звезд и вообще с естественноисторических наблюдений, ибо для аст­рономической обсерватории нет прошедшего, как нет его и для движения солнечной системы, которое есть не прошедшее, а продолжающееся явление, открывае­мое по изменению положения звезд, почему астроно­мам и необходимо памятовать, содержать, так сказать, в себе положения звезд, внесенные в самые ранние ка·* талоги. Здесь таким образом память сливается с разу­мом, а прошедшее с настоящим до того, что смерть наблюдателей является только сменою часовых, уст­рояющих регуляцию мира или по крайней мере откры­вающих путь к установлению управления миром. Бес­силие установить регуляцию и лишало человека воз­можности удерживать и восстановлять жизнь. Нет прошедшего и вообще для естествознания, так как са­мо оно — только представление человеческим родом

природы, или (что то же) проект управления ею, при­водимый в лице музея объединенным человеческим родом в исполнение. Музей, таким образом, есть уч­реждение историческое в смысле не только знания, но и действия: как естествознание, он есть астрономия с объединенными в ней физическими науками; с дру­гой же стороны, и само естествознание — та же исто­рия, она — проект регуляции, приводимый в испол­нение.

По музей и с обсерваториею, производящею только рекогносцировку, остается пока организмом без орга­нов действия, без рук и ног, потому что человечество в совокупности неспособно до сих пор не только к дей­ствию, но и к передвижению, если только не прини­мать за таковое перемещение земли, совершающееся независимо от человека. Этот организм (музей с об­серваториею) и останется без рук, если город и село пребудут разъединенными, в силу чего естественно­исторический музей останется вне естественного про­цесса природы, не будет разумом его и самые воспоми­нания, хранимые музеем, не будут действительным, материальным воскрешением, как и воля не будет ре­гулятором природы. По причине этого именно разъеди­нения города с селом и сосредоточения всей умствен­ной жизни в первом природа и кажется нам неулови­мою; мы же природу обвиняем, будто она скрывает себя от нас. Не вернее ли сказать, что сами мы не открываем ее по нашему недосужеству, занятые ману­фактурным производством и всем тем, что с ним свя­зано. Но недосужеству мы не умеем приготовить на­блюдателей и исследователей, потому что с детства за­кабалнваем их па фабрику для удовлетворения наших ничтожнейших прихотей. Точно так же несправедливо будет сказать, что природа не дает нам ходу и, при­крепив к земле, сделала нас бессильными в устроепии регуляции. Все эти жалобы так же справедливы, как справедлива была бы раньше жалоба на то, что при­рода лишила нас возможности переплыть океан, пока это не удалось Колумбу. И в настоящее время, в фото­графических, например, изображениях солнца, нам да­но, надо полагать, все, по чему мы можем составить себе полное понятие о том, что такое солнце, и уже наща вина, что до сих пор мы не сумели еще восполь­зоваться всеми этими имеющимися у нас данными, доселе не сумели прочитать их.

Астрономия, воссоединив неестественно отвлечен­ные и незаконно отделенные от нее, забывшие свое происхождение науки, как физику и химию неоргани­ческого и органического вещества (ибо может быть физика и химия земель или планет, солнц, междупла­нетных и междусолнечпых пространств, но защищать независимость, отдельность этих наук могут только люди, не признающие общего дела человеческого ро­да),—астрономия будет обращаться к астрорегуляции, а человеческий род станет астрономом-регулятором, в чем и состоит его естественное значение.

Не только физика и химия и вообще естественные науки, но и философия есть лишь отвлечение от аст­рономии. Первые философы или мудрецы были астро­номы; храм_ был первым изображением мира; земля считалась основанием и первым элементом бытия. Но для философа, не мудреца, а лишь любителя, вир­туоза мудрости, для философа в буквальном значении этого слова, земля уже — не основание, не стихия. Для Анаксимандра2, например, она — метеор и остается пеподвижной вследствие равного расстояния от границ вселенной. Таким образом пачинало созидаться копер­никанское мировоззрение; небо было не только верхом, но и низом-; опо обняло собою землю. Теоретически искание причины, а практически — отыскивание опо­ры, поддержки есть необходимое выражение существа, принявшего неустойчивое, вертикальное положение. Тот же вопрос об опоре относится и к целой земле. Ес­ли мы припомним, что через всю почти историю не­прерывно проходит опасение за разрушимость земли, за кончину мира, то и становится понятным, почему этот вопрос об опоре, о причине мира, остается всегда открытым. Какой громадный переворот должен был произойти в воззрениях, когда Анакспмандр на место твердой опоры, фундамента, или даже жидкой, как принимал Фалес, оставил землю в центре без всякой осязательной поддержки, соединив понятие о низе с окружностью мира, понятие же о верхе — с центром земли; понадобилось создать целую новую физику, но­вое представление о падении тел. Анаксимен3принял яа опору мира и за первый элемент воздух, который он считал душою и космоса, и человека. Пифагор стал уже Коперником древнего мира, но все же в этом ми­ре торжество осталось за системою Птоломея. Впрочем, коперниканская система не удержится и в новом ми­ровоззрении, если не получит практического значения.

Отвлечение философии от астрономии сделало не­понятным самый вопрос об основе, опоре, причине. Философия, отыскивая смысл всего, не знала своего происхождения, своего raison d'être4, утратила и смысл своего существования. Страх разрушения мира, сомне­ния в прочности его вызвали к существованию науку об условиях устойчивости вселенной, сохранения ее и восстановления из первоэлемента. Астрономия искала неразрушимого, из которого может быть все восстанов­лено. Но сама астрономия родилась из упадка религии, которая всегда считает себя обладательницей способа сохранения и восстановления мира. В вопросе о под­держании и восстановлении становятся понятными и физика, и химия, и сама философия.

Постоянные раздоры дали вопросу о мире и об об­ществе первое место и затмили основной, всеобщий вопрос. История, имея предметом вечные раздоры, вы­делилась в особую науку; но пока она будет повест­вовать о человеке как раздорнике, пока будет смотреть на жизнь человеческого рода, как она ныне есть, толь­ко как на факт, не задаваясь вопросом, чем она долж­на быть, т. е. проектом будущей жизни, до тех пор человечество не опознает в астрономии, в космическом искусстве или в мировой регуляции своего общего дела.

Чтобы иметь мир внутренний и лад душевный, без которого невозможен и мир внешний, нужно быть не врагами своих предков, а действительно благодарными их потомками; не достаточно ограничиваться помино­вением только внутренним, культом лишь умерших; нужно, чтобы все живущие, объединясь по-братски в храме предков или музее, который имеет своими орга­нами не обсерваторию лишь, но и астрономический регулятор, обратили бы слепую силу природы в управ­ляемую разумом. Тогда не будет царствовать бесчувст­венное; не будет оно лишать жизни чувствующее; тогда будет восстановлено и все чувствовавшее; в воскре­шенных поколениях объединятся все миры и откроет­ся безграничное поприще для их союзной деятельно­сти, и только она сделает внутренний разлад ненуж­ным и невозможным.

Астрономия, взятая отвлеченно от физики и других естественных наук, может иметь приложение только к определению мест на земле и к мореходному искус­ству в особенности. Отвлеченная физика имеет прило­жение к промышленности, к искусственному делу. И только физика в смысле метеорологии, как физика земной планеты и других небесных миров, т. е. астро­номическая физика или физическая астрономия, мо­жет иметь практическое приложение к регуляции ме­теорической. Можно, копечно, объединить естествозна­ние и в физике как знании о природе, о рожденном; но такое объединение было бы полным отречением от всякого приложения естествознания к практической жизни, или же в таком случае естествознание станет служить увеличению лишь наслаждений, и, следова­тельно, не только не будет служением всеобщему бла­гу и всем, ибо исключает умерших, по не обнимает даже и всех живущих, так как, увеличивая материаль­ные наслаждения, оно в то же время усилит внутрен­ние страдания π внесет глубокий разлад в жизнь. Естествознание же в форме астрономии не может иметь приложения к корыстным целям ни для боль­шинства, ни для меньшинства, оно может быть только регулятором падепия, т. е. стать опорою мира; вместо внешних поддержек и подпорок оно может сделаться внутренним регулятором, противодействующим распа­дению, разрушепию, может стать связью, т. е. ввести взаимообщение небесных миров, и таким образом вос­становить жизнь, ибо только космическое разобщение было коренною причипою смерти, смены поколений. Только одновременно могут начаться два великих де­ла, в сущности составляющих одно дело: с одной сто­роны, естественные науки должны объединиться в.фор­ме астрономии для того, чтобы их общее исследование стало раскрытием способа и плана мировой регуляции; с другой же стороны, должно начаться собирание всех сил всех людей для осуществления плана регуляции, т. е. должно начаться превращение городской воинской повинности, предназначенной для борьбы с себе подоб­ными, в сельскую для обращения смертоносной силы природы в жнвоносную.

Музей в смысле древних (от коих мы и заимство­вали это учреждение) есть собор ученых; его деятель­ность есть исследование. Но в этом определении и за­ключалось бессилие музея; этим определением он сам себе поставил преграды для распространения. Поэтому музей и в христианском мире остался языческим; он одинаково ограничил себя и по объему, и но содержа­нию, так как исследование стало отвлеченным, школь­ным и сам музей-собор остался замкнутою школою, со­словием. Музей-собор будет наполняться, а собирание сделается всеобщим тогда только, когда самосознание будет не просто исследованием, а изучением причин разобщения учепых и псучепых, причин, препятствую­щих всем сделаться членами музея, что, конечно, вхо­дит в вопрос о всеобщем родстве. Тогда и знание бу­дет столь же неограниченно, как всеобщее собирание, т. е. собор будет действительно вселенским, а знание в высшей своей стадии уничтожит, как сказано, разоб­щение миров восстановлением всех прошедших поко­лений.

Музей есть не собирание вещей, а собор лиц; дея­тельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живы­ми деятелями. Знание отвлеченное не может быть все­общею обязанностью, знание же причин, делающих нас врагами, не может не быть долгом для всех, так как оно не может остаться только знанием, а станет делом, религиею, примиренною с наукою. Разобщение и распадение есть факт не только человеческой, но и физической природы; и распадение в последней со­вершенно понятно, неизбежно, необходимо, если разоб­щение существует в первой. Распадение обусловлено слепотою естественной силы и объясняется леностью, бездействием разумных существ, по какому-то недора­зумению также в слепоте пребывающих. Однако разоб­щение не может быть безусловным и всемогущим пото­

му уже, что мы в себе ощущаем стремление и силу об­щения, собирания, восстановления. Религия, наука, искусство — все это силы собирающие; но, взятые в отдельности, они немощны; а между тем в настоящее время они существуют только в отдельности! Религия приняла напутственный молебен, крестное знамение, полагаемое пред начатием дела, за самое дело; но мо­литва, предназначенная быть выражением всей рели­гии, не поддержанная общим делом, превращалась из молитвы, выходящей из сердца, от всей души, в молит­ву, произносимую одними устами. Сердце, озабоченное настоящим, злобою дня, стало далеким от Бога и не приблизится к Нему, пока самая деятельность не ста­нет делом Божинм, всеобщим, исследованием и устра­нением причин небратского состояния, т. е. тех же са­мых причин, которые заставляют нас оставлять дело отеческое, дело Отца Небесного. Только дело даст ре­лигии жизнь, душу; иначе она будет лишь словом, и притом словом суетным, а не Божьим делом. Нужно же обратить внимание на причины, по коим религии, произведя подъем духа, никогда не могла удержать людей на той высоте, на которую поднимала их.

Наука, исследование, с своей стороны, хочет жить или для себя, или только для настоящего. Но какое имеет она право отказываться от человеческого дела, будучи сама делом людей, или же суживать, ограничи­вать свою деятельность одпим настоящим, когда она сама — дело не одних живущих? Может ли быть приз­нано нормальным такое положение, при котором ис­следование, свойство и отправление разума делается достоянием одного класса, а не всех разумных су­ществ? Какое имеем мы право ради благосостояния промышленности, удовлетворяющей не нужды наши, а лишь прихоти, приостанавливать обучение для ог­ромного большинства в том возрасте, когда разум только что вступает в силу? Имеет ли право музеи оставаться, по древнему определению, собором лишь ученых, трапезою только для знаменитых людей всей земли, как он называется автором жизни Аполлония Тианского5, вместо того чтобы быть всеобщею евхари­стиею знания?.. По-христиански музей, очевидно, по собор только ученых, а собирание всех; назначение му­зея быть «ловцом человеков». Исследование же, т. е. наука, не может уже оставаться только отвлечённым

знанием; оно должно сделаться исследованием причип, препятствующих всем нам быть членами музея, иссле­дователями, и соединиться воедино для отеческого дела. Христианство не коснулось еще музея; всеобщее собирание еще не признано его обязанностью. Музей в его современном положении не соответствует даже и человеческой природе, которая разум делает общим свойством всех людей, тогда как исследование считает­ся пока все еще принадлежностью только одного клас­са, интеллигенции, большинству же оставляется толь­ко низшая сила, рассудок, хитрость, которой не лише­ны и животные. Музей в настоящее время — не собор даже и ученых, ибо ученые общества опять составля­ют отдельные учреждения, или но крайней мере не­раздельность их с музеем не признается еще необходи­мостью. Музеи не составляют даже и одного музея; они не достигли единства даже и в этом отношении, хотя такое единство необходимо для музея, чтобы не противоречить его сущности, ибо нынешние музеи, как собрания только вещественного,— коллекции чисто случайные. Какое могут иметь значение передача ве­щей, «сдача оконченных дел», построение памятников, если все это совершается не но определенному плану, не в видах достижения ясно намеченной цели, а по ка­кому-то роковому закону, на который мысль челове­ческая не обращала, по-видимому, даже внимания и из которого она во всяком случае не сделала предмета исследования и знания. Мысль человеческая не соста­вила и проекта собирания в видах достижения полно­ты его, чтобы избавить будущие поколения от необхо­димости разыскивать то, что должно бы быть сохранено и что, однако, исчезло, хотя трудности таких разыска­ний мы ежедневно чувствуем. До сих пор остается за­гадкою, почему одно сохраняется, а другое исчезает, хотя и в самой слепой природе есть, по-видимому, стремление к сохранению. Музеи скорее рождаются, чем созидаются, потому что едва ли отдается вполне отчет в побуждениях, цоторыми руководствуются при учреждении музеев. Итак, музеи суть явления случай­ные, кеиовсеместные; рост каждого из них неправиль­ный, непостоянный, не непрерывный, а внутреннее распределение предметов в них представляет скорее случайный сброд, чем правильное собирание; так что определение, которое можно дать нынешнему музею, будет более идеальное, чем соответствующее действи-· телыюстн, хотя и это идеальное определение далеко не будет соответствовать тому, чем должен быть музей.

Музей пассивный, музей как изображение, как подобие мнимого воскрешения, как только хранилище, есть музей идеальный лишь в том смысле, что для него совершенство невозможно. С одной стороны, музей есть образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего, естествен­ного, произведенного слепою силою, а также и искусст­венного, произведенного полусознательною силою наро­дов. С другой стороны, музей есть произведение учено­го и интеллигентного классов, труда умственного при помощи физическою труда народа. Этот труд, однако, не сама история, а лишь ее подобие. Нынешний музей, идеально представленный, может быть назван книгою, библиотекою, иллюстрированною картинными и скульп­турными галереями и вообще всеми вещественными произведениями, от периода эолитического до нашего, ноножслезного или стального, как можно бы его на­звать. Нынешний музей — это как бы книга, поясняе­мая демонстрациями физических кабинетов и химиче­ских лабораторий, разросшихся в особые институты. Зоологические и ботанические сады, как образ флоры и фауны всей земли с идеальными геологическими разрезами, суть также наглядные предметы, без кото­рых непонятна книга, как π сами эти предметы непо­нятны без книги. Это, одпако, не значит, что для зоологических и иных садов нужны только зоологиче­ские сочинения; это значит, что и самые зоологические сады и сочинения составляют лишь часть истории знания и действия человеческого. Астрономические и метеорологические обсерватории, объединяя все в себе, завершают пояснепие книги. Книга же эта есть история; но это значит, что в книге нужно видеть не одпн лишь личные, субъективные мнения — в ней вы­ражается сам автор; за книгою стоит сам написавший ее, т. е. род человеческий. Кто не видит за книгою автора, чья мысль не переходит от произведения к тому, кто произвел его, тот не действует нормально ни в умственном, ни в нравственном смысле, тот посту­пает не по-сьшовнему. Музей и с предметной стороны есть совокупность лиц, само человечество в его книжном и вообще вещественном выражении, т. е. му­

зей есть собор живущих сынов с учеными во главе, собирающий произведения умерших людей, отцов. Задача музея поэтому естественно — восстановление последних по первым.

Необходимо заметить, что музей и новым книгам может придавать лишь историческое значение; и себя самого он может признать не истиною или выражением ее, а только переходом к ней. Храня старое и собирая новое, музей будет обладать полнотою тогда, когда он явится не только всенаучпым, всехудожествеипым, политехническим, пе только собранием всего оставше­гося от прошедшего, но и всего в настоящее время вы­ходящего, и не по одной только ветви знания и пе в одной лишь какой-либо местности, а по всем отраслям и повсеместно. Музей, оставаясь хранилищем, не только не может достигнуть идеальной полноты, но и тем менее будет соответствовать идеальному о нем пред­ставлению, чем жизнь будет более развиваться. И это попятно! Чем более человек будет подвигаться по пути нынешнего промышленного прогресса, чем более будет сдавать в музей вещей, тем более будет требоваться места, сил и средств для хранения, и в то же время тем менее сравнительно будет попадать их в музей. Не принимать же, уничтожать что-либо, хотя бы то были даже вывески, объявления, рекламы,— значит отказаться от самого существенного свойства музея — быть выразителем духа времени, не говоря уже о том, что принимать лишь одно достопримечательное — зна­чит присваивать себе право судьи и привилегию знания истины и по своему произволу одним давать бессмер­тие, а других лишать его. Но какое право имеет музей отказывать в помещении, например, даже всех выхо­дящих из моды костюмов, которые изменяются, однако, не только по временам года, но даже и по часам дня? Собрание таких костюмов есть тот же этнографический музей, если не выключать из среды народа класс тех людей, что изменяют свои одежды не посезонно только, но и по часам дня? Отказаться музею от хранения костюмов равнялось бы отказу орнитологического музея от хранения птиц в оперении, равнялось бы хранению птиц лишь общипанньши, т. е. без перьев. Это было бы тем более непонятно, что для человека, признающего в жизни единственною целью наслаждение, в костюмах заключается конечная цель современной жизни. Если




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.