Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окончательное завоевание Константинополя турками




Россанское евангелие — так называемый «евангелиарий» из южноитальянского города Россано, редчайший тип греческой рукописи (VI—VII вв.) евангелий от Матфея и Марка. Найдено в 1879 г. Снабжено серией великолепных миниатюр, выполнен­ных в «реалистическом» стиле эпохи сирийского искусства. Одна из них, изображающая момент причащения Христом уче­ников («роздаяние»),— всего теме «тайной вечери» посвящено три работы — отличается иконографическим стилем более позд­него времени. — 232.

Речь идет о четырех трактатах, развивавших идеи хри­стианского неоплатонизма, так называемых «Ареопагитиках» (V в.), написанных якобы легендарным современником апосто­лов I в. Дионисием Ареопагитом. — 232.

Трактат «О постройках Юстиниана» Прокопия Кесарии­ского (VI в.), историка эпохи Юстиниана I, чье долгое царство­вание (527—565) ознаменовало золотой век ранневизантийской культуры. При нем была завершена кодификация римского права. Юстиниан развил гигантскую строительную деятель­ность: были построены новые города, дворцы, храмы, мосты. Воз­ник византийский архитектурный стиль, особенно проявившийся в знаменитом храме святой Софии в Константинополе. — 231.

АПерикл (ок. 490—429 до н. э.) — в течение тридцати лет возглавлял афинскую демократию, достигшую при нем своего расцвета. Византия была важнейшим союзным государ­ством Афинской архе — большой морской державы под ге­гемонией Афин. Перикл подавил восстание в Византии. Алки­виад (ок. 450—404 до н. э.) — афинский политический деятель и полководец, преемник Перикла, продолживший его политику в отношении Византии. Лизандр — адмирал спартанского фло­та, в 405 г. до н. э. нанесший поражение афинскому флоту при входе в Геллеспонт, при «Козьих реках» (Эгос Потамос), ре­шившее исход Пелопоннесской войны между Афинами и Спар­той. После этой битвы двинулся на Византию и Халкидон для того, чтобы закрепить их за Спартой. — 229.

Не совсем точная цитата из «Всеобщей истории» Поли­бия (ок. 201 —ок. 120 до н. э.), греческого историка эпохп эллинизма (см. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах, пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, т. I. M., 1890, с. 447). В скобках Федоров отмечает книгу и главки по нумерации Полибия. — 227.

Басилид, Василид (II в.) — видный представитель гно­стицизма, синкретического религиозно-философского течения I—II вв., существовавшего в форме тайных культов. Важное место в теософском учении Василида занимает идея космиче­ского нисхождения от Единого несозданного (Бог-небытие) вплоть до материального мира и восхождения к совершенству абсолютного бытия. Авраксос — одно из обозначений бога «первого неба» эфирного мира. — 224.

Речь идет об истории из «Деяний апостолов» (гл. 5, I— II): обращенные в христианскую веру муж и жена, Ананий и Сапфира, продав свое имение, отнесли выручку апостолам, но при этом утаили часть ее для себя. Петр разоблачает их, и они тотчас же, сраженные, умирают. — 223.

Имеется в виду следующая история из легендарного цикла жизнеописаний Будды. Обезумевшая от горя молодая мать с мертвым ребенком на груди бегала по домам, умоляя найти средство, способное вернуть ребенка к жизни. Ее при­вели к Будде. «Достань мне горсть горчичного семени из та­кого дома, в котором никто бы не умирал, и я воскрешу твое дитя»,— сказал on ей. Но в поисках такого дома женщина всюду получала один ответ: «Живых мало, умерших много». Мало-помалу она успокоилась, снова пришла к Будде, и он стал излагать ей своё учение о бренности всего земного и о пу­тях преодоления страдания. Примирившись со своей участью, женщина стала ученицей Будды. — 220.

Федоров имеет в виду евангельский эпизод, в котором женщина из Вифании возлила на голову Иисуса из алавастро­вого сосуда драгоценное миро, чем вызвала ропот учеников из-за такой бесполезной траты. Больше всех возмутился Иуда и тотчас же отправился к первосвященникам торговаться о вы­даче им Христа (Матф. 26, 7—14). — 220.

15 Ориген (ок. 185—254) — философ, христианский плато­ник, ввел термин «богочеловек». В 543 г. на местном Констан­тинопольском соборе был обвинен в десяти ересях, в частности за утверждение предсуществования душ, учение о троице и эсхатологические идеи (апокатастасис, спиритуалистический уклон в вопросе о «теле воскресения»). — 222.

18 Дельфийский оракул, по преданию, указал строить город против поселения «слепых» (так презрительно оракул назвал мегарских поселенцев, основавших Халкидон на азиатском бе­регу и не оценивших несомненных преимуществ европейской стороны Босфора). Здесь у бухты Золотой Рог в 658 г. была заложена греческая колония Византия, господствующее поло­жение которой на проливе, соединяющем Черное и Мраморноо моря, обеспечило ей важнейшее торговое и военно-стратегиче­ское значение. Впоследствии на этом месте был построен импе­ратором Константином I в 324—330 гг. г. Константинополь, ставший столицей Византийской империи. Мегабиз — историче­ски (согласно Геродоту) известны два Мегабиза: полководец персидского царя Дария, завоевавший Фракию в 506 г. до н. э., и его внук, начальник пехоты в войске Ксеркса, участник эк­спедиции 480 г. до и. э. против греков. — 226.

20 Александр Македонский (354—323 до п. э.) — знамени­тый полководец и завоеватель, основатель огромной Македон­ской державы, простиравшейся до ИНДИИ. Агезилай, Агеси­лай II — спартанский царь, за полвека до Александра пытав­шийся завоевать Малую Азию (военные походы 396—394 гг. до н. Э.). Исократ (436—338 до п. э.) — афипский политический публицист, защитник идеи паиэллинского похода на Персию. Надежду на осуществление этих завоевательных планов свя­зывал с македонским царем Филиппом, отцом Александ­ра. — 229,

21 Нрокл (410—485) —главный представитель позднего нео­платонизма (Афинская школа). Важнейшие сочинения — «Первоосновы теологии» и «О богословии Платона». Синезий (379—412) — неоплатоник, был епископом в Птоломее (Сев. Африка). Принял христианство; христианские представления, несовместимые с его философскими взглядами, толковал алле­горически. — 231.

22 Леонтий — император Восточной Римской империи в 659— 698 гг. Севериан, епископ Гевальский (ум. в 415 г.), известен кознями против Златоуста, автор множества «слов». Памрепиос, Пампрепий из Папополя — ранневизантийский поэт и философ­неоплатоник второй полов. V в. Подвергался гонениям за при­частность к эллинским учениям. Юлиан — римский император (правил с 361 по 363 г.), философ-неоплатопик, пытался восста­новить языческую религию, реформировав ее, за что получил у христиан прозвище Отступник. — 231.

25 Козьма (Косьма) Индикоплав (Ипдикоплов, Индико­плевст), VI в.— автор популярного в средние века трактата об устройстве мироздания, известного под названием «Христи­анская топография». — 232.

27 Халкидонский собор 451 г. утвердил, что божественное и человеческое естество Иисуса Христа равноправно соединя­лись в единство. — 233.

28 Несторианские диспуты — споры, возникшие в церкви в связи с ересью Нестория, утверждавшего только человече­скую природу в Христе и называвшего деву Марию «человеко­родицей». Несторианская ересь была сосредоточена в Сирии, которая спустя два века, при императоре Гераклии (610—· 641), была завоевана арабами. Монофизитская ересь, принад­лежавшая константинопольскому архимандриту Евтихию (в VI в.), в противоположность несторианству трактовала соеди­нение двух природ в Христе как поглощение человеческого начала божественным. Широко распространилась в восточных провинциях — Сирии, Армении и прежде всего в Египте, в по­литическом плане отражая стремление этих провинций к авто­номии от империи. При Гераклии Египет был захвачен му­сульманами. 235.

произошло после двухмесячной осады города в 1453 г. Первый из споров, о которых пишет Федоров, велся в самом конце XII в. (вплоть до завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.) при патриархе Иоанне Каматире, осудившем ерети­ческое мнение монаха Михаила Сикидита о «тленности» евха­ристических даров. Второй, о «Фаворском свете», весьма упор­ный (ему были посвящены пять соборов перв. полов. XIV в.), шел между Варлаамом Калабрииским, Акиидином, с одной сто­роны, и Григорием Паламой — с другой; был проявлением борьбы западной рационалистической схоластики с восточно­монашеской мистикой (исихазмом). — 237.

30Имеется в виду император Юстиниан I (см. выше прим. 23), проводивший активную религиозную политику. — 237.

31Цитата из направленного против латинян сочинения Ио­сифа Брения (Вриенния), византийского богослова конца XIV — начала XV в., решительного противника унии с Ри­мом. 241.

32 Ираклий (Гераклии) (535—641) — византийский импера­тор, разгромивший персов в 627—628 гг. По легенде, одним из условий мирного договора с персами было возвращение ими ранее захваченной религиозной реликвии — «креста господня», В 631 г. Гераклии вернул этот крест в Иерусалим, перенеся его на Голгофу на собственных плечах. — 241.

33Цитата из «Жития Андрея Юродивого», жившего в Ви­зантии в конце IX — нач. X в. На основании этого жития около XII в. был установлен церковный праздник покрова богороди­цы. 241.

33а BouoHUTbii или назареи,—- секта недействующих хри­стиан II—III вв., придерживавшихся еврейских религиозных обрядов, из новозаветного канона признававших лишь Еванге­лие от Матфея и Откровение Иоанна. В VII в. были поглощены исламом. — 242.

34На иконоборчество, движение в христианстве против почитания св. мощей, икон, оказало влияние учение монофи­витов и в известной степени манихейство (основатель — полу­мифический Мани, Манент, III в.), дуалистическое религиозное учение, признавшее зло и добро самостоятельными и неунич­тожимыми началами. Евангельский Христос считался в мани­

хействе Лже-Христом. На вселенском соборе в Никее в 787 г.

иконоборчество было осуждено. — 243.

35 Цезарь Барда (Кесарь Варда) — дядя императора Ми­хаила III, фактический правитель Византии с 856 по 865 г. — 244.

36 Константин Багрянородный (905—959), правил с 913 г. Представитель македонской династии византийских императо­ров (царствовавшей с 867 по 1056 т.). —245.

37 Лесхэ — роскошная галерея при Дельфийском храме, украшенная росписями и скульптурами и предназначенная для собрания и бесед граждан. Описана Павзанием, путешествен­ником и писателем II в., в сочинении «Описание Эллады» в 10 книгах, древнейшем образце путеводителя (рус. пер. Янче­вецского. СПб., 1887—1889). — 246.

37а Эллен — мифический родоначальник эллинского племе­ни (впервые упоминается у Гесиода). Его брат, Амфиктион, считался основоположником фермопильско-дельфийской ам­фиктионии, т. е. союза племен. Ифит — царь Элиды (IX в. до н. э.), считается историческим основателем общегреческих олимпийских игр, во время которых устанавливалось «священ­ное перемирие». — 247.

38 «Против Цельса» — пространное апологетическое сочине­ние Оригена (см. выше примеч. 14), в котором он последова­тельно опровергал доводы против христианского учения, соб­ранные в произведении «Истинные слова» (ок. 150 г.) философа­эклектика в II в. Цельса, усвоившего идеи платонизма. Учение самого Оригена отличалось стоически окрашенным платониз­мом. 249.

39 Физиолог — сборники рассказов о природе и животных, сопровождаемых различными символическими толкованиями (возникли во II—III вв. в Александрии). Бестиарии (зверин­цы) — средневековые сборники, содержавшие описания живот­ных, в том числе сказочно-легендарных. — 250.

40 Кришна — божество индуизма, воплощение бога Вишну, мудрец, воин, поражавший демонов. О нем создано множество легенд. Интерес к этим легендам в Европе был вызван сход­ством некоторых из них с евангельскими эпизодами детства Христа. Немецкий санскритолог Вебер (серед. XIX в.) объяс­нил это сходство влиянием христианства на индуизм, что оспа­ривалось другими учеными. Случай обратного влияния Востока, точнее, буддизма на христианские легенды бесспорен. Речь идет о сказании о Варлааме и Иоасафе (первоначальная греческая версия относится к VIIVIII вв.), христианизированном житии Будды, широко распространенном в средние века, в том числе и на Руси. Отличалось особенно восторженным прославлением идеала иноческой, отшельнической жизни. — 251.

41 Четьи Минеи — в средневековой Руси сборники поуче­ний, молитв, житийной литературы и т. д., предназначенные на каждый день года (12 томов). — 251.

42 При византийской императрице Феодоре (нерв, полов, IX в.) в 842 г. состоялся собор, утвердивший все определения 7 вселенского собора (787), осудившего иконоборцев. Был уч­режден и впервые проведен (19 февраля) чин вечной памяти ревнителей православия и апафематствования еретикам, кото­




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.