Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А«Не только оружием» (лат.). — 108




АЧетыредесятпица (великий пост) — сорокадневный пост перед пасхой, установленный в воспоминание сорокадневного поста Христа в иустыпе. Пятидесятница — христианский празд­ник дни сошествия св. духа на апостолов (иначе — праздник троицы). В древности так назывался промежуток времени между праздником пасхи и пятидесятницы. Федоров исполь­зует атп понятия аллегорически: под «Четырсдесятныцеи» он понимает покаяние, отречение от идеалов общества «блудных сынов», которое станет началом «Пятидесятницы», просвеще­нием в духе «общего дела», а затем и его осуществлением. — 99.

А«Начальный свод», а затем и «Повесть временных лет» повествует под 986 год о том, как к князю Владимиру прихо­дили миссионеры различных вер (магометанской, иудейской, католической) и каждый убеждал его принять свою веру. Последний — представитель православия, греческий философ, подробно изложивший основы своего вероучения,— особенно понравился Владимиру. Но князь решил испытать веры в де­ле, для чего направил в различные страны десять особо мудрых людей, которые, плененные красотой православной службы («и не знали, па небе или на земле мы были»), отдали ей пред­почтение. — 96.

Основное место во II части «Записки» занимает изложе­ние представления о «культе предков» как единственно истин­ной религии всех народов, а также проективное толкование христиапской троицы как образца для будущего бессмертного человеческого общежития. Поэтому уже в самом заглавии воз­никает имя Сергия Радонежского, церковного и общественного деятеля XIV в., основателя Троице-Сергиева монастыря, посвя­тившего, согласно «Житию», составленному его учеником Епи­фаннем Премудрым, всю свою жизнь служению Троице и счи­тавшего ее «образцом» и «зерцалом» для всех. В 1892 г. долж­но было отмечаться 500-лстие его кончины.

Врагом России или, точнее, «русской идеи», понятой в духе «общего дела», Федоров считает и торгово-промышленный За­пад с его идеалом «новоязыческого» общества комфорта и по­требления, общества «блудных сынов», забывших отцов ради наслаждения настоящим, с его культом индивидуалистической свободы, приводящей к розни.

Ских проблем, связанных с отношением России и европейских стран к Оттоманской империи и европейским владениям сул­тана. Федоров подчеркивает те отрицательные стороны ислама (идея абсолютной трансцендентности бога, которому полностью подвластен человек, отказ от самостоятельной деятельности, идеал потустороннего существования, обесценивающий земную жизнь, религиозное предписание обязанности газавата, «свя­щенной войны» против «неверных»), которые исторически использовались правящими кругами мусульманского феодаль­ного государства для разжигания фанатизма, религиозного оправдания захватнических войн. Федоров не учитывал того, что идея газавата могла в определенных условиях служить интересам обороны и национально-освободительного движения, как это было, например, во -время восстания махдистов против английских колонизаторов и турецко-египетских властей в Су­дане в 1881—1898 гг. (происшедшего уже после написания Федоровым этой части «Записки»).

Записка от неученых к ученым русским, ученым светским, начатая под впечатлением войны с исламом, уже веденной (в 1877—1878 гг.), и с Западом — ожидаемой, и оканчиваемая юбилеем преп. Сергия

Написана в форме обращения к русским ученым, ученым страны континентальной, для которой, по мнению Федорова, особенно важна регуляция природы. В связи с этим Федоров перетолковывает некоторые широко известные мифы русской истории в духе своего проекта «общего дела». Легенду о при­звании варяжских князей (см. летопись под 859 и 862 год) oit трактует как народную решимость устроить «обязательно сто­рожевое государство», призванное умиротворить кочевников и в конечном итоге прийти к делу регуляции «слепых смерто­носных сил природы»; легенду об «испытании вер» (см. прим. 1а) — как выбор высшего идеала для всенародного дела. Кре­щение Руси в IX в., которое Федоров понимает как крещение на «общее дело» регуляции и воскрешения, произошло без «оглашения», т. е. без предварительного «научения» истинному пониманию веры как обета исполнить этот высший долг, а по­тому задачей государственной власти, по Федорову, должно стать прежде всего воспитание, образование народа в качестве предварения дела.

Обращение Федорова к русским ученым написано иод впечатлением русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Отправ­ляясь от этого события, он разворачивает свой анализ сущно­сти магометанства, своеобразную философию религии ислама. При оценке взглядов Федорова необходимо учитывать истори­ческие обстоятельства написания этой части: крайнее обостре­ние так называемого «восточного вопроса», военно-политиче­

1Выражение из «Повести временных лет», составителем первоначальной редакции которой («Начальный свод») счита­ется Нестор, монах Киевско-Иечерского монастыря (конец XI в.): «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская лемля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла рус­ская земля». — 95.

2 Имеется в виду заключение 15 августа 1891 г. консульта­тивного пакта с Францией, который вместе с Военной конвен­цией следующего года лег в основу франко-русского политиче­ ского союза. Пакт был ознаменовал посещением России фран­цузским флотом и французской выставкой в Москве. В связи с УТИМ Федоров выступил с предложением обмена всеми но­выми печатными изданиями между Францией и Россией, а также созыва научного съезда но метеорологической регу­ляции. — 97.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.