Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II. Патрофикация — термин Федорова, означающий букваль­но «отцетворепие»




Патрофикация — термин Федорова, означающий букваль­но «отцетворепие». Философ находит мифологические, худо­зкественные формы отцетвореиия как в древнем погребальном искусстве, эпических сказаниях, воскрешающих образы отцов, их героические деяния, так и в верованиях, населяющих небо, звезды душами отцов. Но все это, по Федорову, «мнимые» фор­мы патрофикации. Подлинным отцетворением может быть, по его мнению, только реальное воскрешение предков. — 64.

Первый проект метеорологической регуляции в России был предложен В. Н. Каразипым (1773—1842), общественным деятелем и учепым. В его научном наследии наибольшее зна­чение имеют статьи по метеорологии (см. В. IL Каразип. Сочи­нения, письма и бумаги. Харьков, 1910). Федоров видит в нем человека, дерзнувшего перейти от пассивного предсказания явлений к их разумной регуляции. — 57.

Проповедь, о которой пишет Федоров, была произнесена Амвросием Ключаревым, архиепископом Харьковским (1821— 1901). В этой проповеди Амвросий призывал «с сознанием своей ограниченности и с благоговением» относиться к природным законам, «данным от Бога», а не стараться «повелевать» ими. Такой подход резко противоречил взгляду Федорова на назна­чение человека в мире. — 56.

Первые опыты по искусственному вызыванию дождя ме­тодом взрыва в облаках были произведены в США в 1891 г. Это явилось непосредственным толчком для разработки фе­доровского проекта превращения орудий истребления в орудия спасения, а самого войска — в естествоиспытательную си­лу. — 55.

Самой слабой и несостоятельной частью являются рассуж­дения Федорова о социализме. Он не знал подлинного марк­сизма, теории научного социализма. Не случайно он писал о «государственном», «католическом», «протестантском» социа­лизме, «катедер-социализме». У Федорова с социалистическим учением ассоциировались вульгарно-материалистические пред­ставления. «Идеал» социалистического общества он представ­ляет как царство комфорта, апофеоз «материократии» и «сытой гастреи». Творчески-созидательный характер научного социа­лизма остался вне поля зрения мыслителя.

4См. ниже статью «Выставка 1889 года...» и примечания к ней. — 58.

5 Эрнст Геккель (1834—1919) — ученый и философ, пред­ставитель естественнонаучного материализма, выдвинул на­турфилософское учение «монизма», сочетавшее элементы дар­винизма с основами спинозизма, стремился оформить свои взгляды в особую, «монистическую» религию, создать «мони­стическую церковь». Идеал знания, «ясного, цельного мировоз­зрения», рассматривал как высшее благо. Федоров решительно не приемлет в Геккеле пантеистическое «обожествление» еди­ной «субстанции», природного закона. — 61.

7 Индивидуумами χ и у Людвиг Нуаре (1828—1889), пемец­кий филолог и философ, автор «трудовой» теории происхожде­ния языка, называл представителей обезличенной городской массы. С его сочинениями Федоров знакомился в ориги­нале. — 66.

8Эта формула выражепа в заглавии основного произведе­ния А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1818), философские воззрения которого как вариант «западного буд­дизма» Федоров не раз подвергал критике. — 69.

9При чтеипи и комментировании федоровских текстов возникают специфические трудности, связанные с его особым подходом к авторству. Федоров был глубоко проникнут чувст­вом общности духовного достояния всего человечества, пони­манием того, насколько каждый автор обязан эпохе, окруже­нию, предшественникам и в конечном счете всем когда-либо жившим па земле людям. Отсюда его неприятие выпячивания личности, индивидуального авторства, что в равной степени он относил и к себе, и к авторам тех произведений, которые он цитировал в своих сочинениях. Часто очень трудно, а ишь гда и невозможно определить, откуда взята та или иная ци-· тата. — 74,

10Федоров рассматривает труд Н. И. Кареева «Основные вопросы философии истории» (т. 1—3, М. — СПб., 1883—1890), в особенности четвертую книгу второго тома — «Гомология про­гресса», оттуда взяты приводимые им (с. 75—80 паст, изд.) цитаты. — 76.

11«Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца от­цов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» (Мал. 4; 5, 6). — #£.

12Обе приведенные в этом абзаце «цитаты» — неточное переложение тезисов Геккеля (см. выше прим. 5) из его речи «Монизм как связь между религией и наукой. Символ веры естествоиспытателя» (1892). — 88.

13Федоров приводит тезис Г. Спенсера (1820—1903), одного из основоположников философии позитивизма, выдвинутый им в работе «Основные начала» (Спб., 1897), в которой он разви­вает свое учение о всеобщей эволюции, отличающееся пассив­но-механическим характером. Все цитаты параграфа 18 (с. 89— 90 наст, изд.) взяты из работы Спенсера «Основания науки о нравственности» (Спб., 1880). — 89.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.