Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постсоветский риторический идеал




Советский риторический идеал.

Риторика на службе классовой доктрины (1917 -1956 гг.).

Диктатура пролетариата. Задачи революционной риторики. В.И.Ленин как мастер революционной пропаганды. Расцвет митингового красноречия. Успех революции как «риторический» успех, результат пропаганды и агитации. Начало 30-х гг. – развитие теории и практики советского ораторского искусства в Институте агитации им. В.Володарского (Ленинград) и Ленинградском НИИ речевой культуры (лаборатория публичной речи). Публичные речи Ф.Степуна и Н. Бердяева о «классовой лжи» (Н.Бердяев) и «скудной советской духовности» (Ф.Степун).

Смена русского риторического идеала: риторика как пропаганда, прямолинейность, буквальность, агитационность, отсутствие альтернативы в мысли и форме. Политическая реакция 30-х гг. и закат риторической мысли. Риторика «государственной» нормы в сталинской империи (1934-1956), «нейтральный стиль» русской культуры. Поэтика соцреализма и советская публичная речь. Риторический портрет И.В.Сталина. Имперский Ренессанс (Сталин).

Поиски новой риторики(1956 - 1985 гг.). Агитационно-массовое искусство, помпезный монументализм. Инакомыслие, диссидентство, альтернативная культура. Слово «шестидесятников». Стагнация общественной жизни и «поэтический бум» 60-х гг., начало контркультуры, А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров.

Советская публичная речь сер. XX в. как строго нормированная речь (форма, содержание, язык). Стереотипность мышления в авторитарном и догматическом слове как разрушение риторичности публичной речи. Советский риторический идеал: агональность, релятивизм, монологичность; превращение речи в демонстрацию силы (власти); стратегия «лишения слова», речевая агрессия, категоричность, анонимность.

 

Новое пришествие риторики (1985 – 1995): крушение империи и «перестройка, ускорение, гласность». Возрождение научной риторической мысли (Л.Н.Гумилев, А.Ф.Лосев, Н.А.Бердяев, С.Н.Трубецкой, С.Л.Франк, И.А.Ильин, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др.). Смена риторических парадигм: «конструирование» новой мысли в старых формах. Постсоветский риторический идеал как «пародия» на классическую речь: диалогичность по форме с монологичностью содержания; стремление к гармонизации через агональность, агрессивность, этноцентризм, антиинтеллектуализм. Перестроечная и постперестроечная ораторская специфика: расхождение слова, дела и мысли. Искусство «сырых впечатлений» и «черных фактов».

Возрождение интереса к риторике во второй половине XX века в научных кругах: переиздание работ античных авторов, их переосмысление и интерпретация: школы речевого мастерства, школы оратора, риторические школы, введение риторики в программу общего и высшего образования. Выход риторики за пределы филологического образования: риторическое многоголосье России к. XX века. Попытки утверждения риторики как нормы гуманитарной культуры.

Борьба риторических идеалов: традиционный, советский и постсоветский. Тенденция к вестернизации. Церковь, академическая наука и художественная речь как «хранители» русского риторического идеала в советский и постсоветский периоды. «Американизация» (вестернизация) современного общества и актуальность «американизированного» риторического идеала в СМИ и рекламе. Спекулятивный «риторический» практицизм: тиражирование практических риторик западного делового мира, имиджелогии, рекламного дела. «Криминализация» власти и публичной политической речи.

Поиски и перспективы возрождения традиционного русского риторического идеала. Русский риторический идеал в риторической практике советского и постсоветского периода: академическое красноречие В.И.Вернадского, А.Е. Ферсмана, Н.И.Вавилова, Л.Д.Ландау, А.Ф.Лосева; политическое красноречие А.И.Солженицына; духовное красноречие патриархов Московских и всея Руси. Создание Российской Ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики (1997).

 

Раздел 3. Риторический канон, или этапы риторической деятельности:

Основные (ключевые) понятия: создание замысла (нахождение речи) и нахождение поля аргументов (изобретение) речи;

Содержание:

Тема 4. Докоммуникативный этап: инвенция, диспозиция, элокуция

Инвенция (нахождение и изобретение речи). Основные этапы инвенции: создание замысла (нахождение речи) и нахождение поля аргументов (изобретение) речи.

Процесс разработки концепции речи и выражения в ней личностного начала. Речь как «динамическая модель ситуации» (Н.И.Жинкин). Определение стратегии речи с учетом конкретной аудитории. Целевая установка выступления: задача и сверхзадача. Тезис как «царствующая мысль» (М.Сперанский) всякого сочинения и как объединяющее начало концепции, цели и аудитории. Основной и частные тезисы. Риторические стратегии и тактики.

Социально-демографический паспорт аудитории. Типы аудитории (однородная / разнородная, большая / небольшая, хорошо подготовленная / подготовленная / малоподготовленная, позитивно / индифферентно / негативно настроенная, женская / мужская, детская / молодежная / старшего возраста) и специфика структурирования речи. Учет профессиональных и национальных особенностей аудитории.

Логическая схема речи: тезис, аргумент, способ доказательства (прямой/косвенный). Сетка понятий (смысловые модели, или система «общих мест»). Основные законы логики в речи: тождество, непротиворечие, исключение третьего. Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Приемы изложения: дедукция, индукция, аналогия.

Аргументация как система и процесс. Цели аргументации. Способы аргументации: нисходящая / восходящая, односторонняя / двусторонняя, индуктивная / дедуктивная, опровергающая / поддерживающая. Виды аргументов: рациональные и иррациональные. Сильные, слабые и ложные аргументы. Этический аспект аргументации. Аргументы «за» и «против». Критерии отбора аргументов и условия эффективной аргументации: ориентация на определенную аудиторию, рациональность (связь с тезисом), взвешенность, образность аргументов, эмоциональность, жизненная важность, персонификация, парадоксальность, лаконичность, наглядность, статистическая точность аргументов; компетентность аргументатора в обсуждаемых вопросах и др. Характер и последовательность аргументов, способы воздействия на аудиторию, приемы активизации ее восприятия. Логическая и риторическая аргументация.

Диспозиция (расположение). Шесть частей речи (введение, предложение, повествование, подтверждение, опровержение, заключение). Композиция речи – «изобретенных идей соединение в пристойный порядок» (М.В.Ломоносов). Классическая и свободная композиция. Микро- и макрокомпозиция. Обязательные и факультативные части композиции. Классическая композиция (структура речи): вступление (зачин и завязка); основная часть (план и аргументация тезиса); заключение (напоминание, обобщение или призыв).

Введение (прямое, косвенное, резко эмоциональное). Правила введения.

Начало речи. Приемы «захвата» внимания аудитории: апелляция к событию, времени, месту; жизненные (групповые, основные, злободневные, конкретные) интересы; возбуждение любопытства; обращение к конфликту; демонмтрация предмета; обращение к личному опыту; цитирование знакомого или знаменитости; ссылка на исторический факт или общедоступный источник, риторический вопрос. Запреты на начало речи: указание на собственную риторическую слабость, извинение, юмор.

Основная часть. Правила повествования и подтверждения. Использование смысловых моделей.

Заключение. Правила заключения. Конец речи. Коммуникативный закон «края» и специфика восприятия русскоязычной аудитории. Варианты завершения речи: подытоживающее повторение, иллюстрация, кульминация, вывод, комплимент, аудитории, юмор, благодарность.

Типичные композиционные недочеты: затянутое вступление, отсутствие четких выводов, однообразие композиционно-стилистических приемов, неумение варьировать структуру речи по ходу выступления, нарушение пропорций между фактами и теорией, позитивной и негативной информацией, новым и известным, рациональным и эмоциональным.

Композиционные приемы привлечения внимания: анонсирование будущего содержания, затягивание изложения с целью «поддразнить любопытство» (П.С.Пороховщиков); неожиданный перерыв в мысли; вводные предложения; переход от повествования к размышлению; переход от информации к анализу; психологическая пауза (шутка, анекдот, «лирические отступления», справка о слове-термине, обращение к одному из слушателей и т.п.).

Импровизация. Аудитория и характер импровизации. Импровизация содержания / формы, главного / второстепенного. План импровизации. Композиция и импровизация в реальных условиях общения.

Тема 5. Элокуция (словесное выражение). Стиль, индивидуальный ораторский стиль. Основные коммуникативные качества речи: адресность, правильность, выразительность, ясность, точность, лаконичность, уместность, действенность, богатство, эстетичность, социологизированность. Языковые средства и коммуникативные качества речи. Риторические фигуры и тропы. Тропы: метафора, метонимия, антонимия, аллегория, парафраз, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, эпифора, градация, инверсия, параллелизм, антитеза, определение, период, риторический вопрос, восклицание, умолчание, обращение, сожаление.

Разговорность как обязательное условие действенности публичной речи. Эффект публичного мышления: сиюсекундность рождения слова.

Тема 6. Коммуникативный этап – акцио. Посткоммуникативный этап - рефлексия

Меморио. Акцио. (запоминание и произнесение). Образ оратора. Физическое поведение перед аудиторией как фактор эффективности взаимодействия оратора и аудитории. Основные типы ораторов в контексте истории общества: оратор «монархического» и «харизматического» типа. Оратор и психофизиологический тип говорящего.

Закон эффективной коммуникации: оратор-речь-аудитория. Трудности и барьеры общения. Психическая и физическая подготовка к речи; техника преодоления ораторского шока.

Акцио. Действенность выхода. Походка оратора – показатель образа мыслей. Необходимость начальной паузы и визуального знакомства с аудиторией. Выявление «благоприятных» объектов общения. Невербальные компоненты коммуникации. Соотношение речи с паралингвистическими, кинесическими и проксемическими характеристиками оратора.

Условия гармонизирующего диалога: диалогичность речи, направленность на аудиторию, близость (контакт), конкретность, совместная динамика речи, эмоциональность и эмоциональное «заражение», удовольствие. Условия эффективного общения по Аристотелю (говори то, что важно; говори правду; говори ясно) и по Х.Грайсу (информативность, истинность, правильность способов выражения: краткость, последовательность, ясность). Принцип коммуникативного сотрудничества по Р. Лакофф («не навязывайся, выслушай собеседника, будь дружелюбен»). Стратегии коммуникативного сотрудничества (близости, отказа от выбора и отстранения).

Приемы и методы стимулирования внимания и интереса аудитории: прием отстранения, психологические паузы, создание проблемной ситуации, импровизация. Неожиданные переходы от монолога к диалогу, от информации к анализу; юмор, новизна, краткие отступления от темы, выдвижение неожиданно новых или «фантастических» гипотез и предположений; вопросы к аудитории, обращение к отдельным слушателям, акцентировка, физическое привлечение внимания, отрыв от конспекта, усиление эмоциональности, смена пространственного расположения.

Самоубеждение, самоанализ и самоконтроль как условия эффективного контакта. Основные типы коммуникабельности людей. Речевой этикет в публичной речи. Прагматические помехи в речевом общении.

Рефлексия. Рефлексия как исследование ощущений и как путь к самосовершенствованию. Технология самоанализа: анализ и критика аудитории. Анализ эффективности публичной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.