Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 2. Содержание семинарских и практических занятий




Содержание семинарских и практических занятий

 

Практическое № 1. Риторический канон: инвенция.

Цель занятия: Разработка концепции речи и выражение в ней личностного начала. Определение стратегии речи с учетом конкретной аудитории.

Вопросы для обсуждения: Основные законы логики в речи. Основные этапы инвенции: нахождение и изобретение речи. Смысловые модели.

Контрольные вопросы и задания:

1. Составьте смысловую схему речи, используя метод «размножения куста» М.В.Ломоносова. Использовать данный метод удобнее всего, «размножая» простые идеи (однословное понятие, например, день, экзамен, путешествие, любовь, дружба и т.п.).

2. Составьте смысловую схему речи, используя метод «размножения идей» М.В.Ломоносова. Метод «размножения идей» используется при составлении смысловой схемы сложных идей, суждений (например, «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!..»; любая пословица, любой афоризм и т.п.).

3. Используя смысловую модель «Род и вид», «Разновидности», «Свойства», составьте речь (не менее 1 мин.) на одну из предложенных тем:

дружба; любовь; человек; риторика; образование; погода; стол; одежда; ручка; телефон; бумага; портфель; карандаш; ночь; окно и т.п.

Памятка: Используйте следующую схему построения речи: определение предмета; характеристика его разновидностей; представление свойств (функций, качеств) предмета; описание его устройства с обязательной демонстрацией.

4. Составьте речь-описание своей комнаты, используя смысловую модель (СМ) «целое-части». Детали комнаты должны отражать характер хозяина.

5. Составьте информативную речь о своем имени, используя СМ «Имя».

6. Используя СМ «Целое – части»/«Имя» /«Свойства» составьте речь на тему экзамен, академия, город, дом, семья, жизнь, город, факультет.

7. Подготовьте смысловую схему речи по СМ «Сопоставление» на тему: Москва и Петербург; Пермь и Москва; школа и университет; книга и Интернет; любовь и дружба.

8. Составьте смысловую схему речи на тему день, экзамен, праздник.

9. Из предложенных ниже тем выберите ту, что заинтересовала вас. В каждой теме выделите по 6-7 проблем (составляющих). Из выделенных составляющих определите 3, которые бы вы хотели осветить. По каждой из этих проблем напишите свой тезис и в качестве репетиции расскажите на базе этих тезисов, чему будет посвящено ваше будущее выступление.

Темы: Студенческая семья. Положение пенсионеров в стране. Проблемы платного здравоохранения. Проблема платного образования. Современная мода. Компьютер в нашей жизни. Книга в нашей жизни. Военная реформа в стране.

Базовые учебники:

1. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2006. С.96-99.151- 165.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.А. Деловая риторика. 3 изд., М.-Ростов -на-Дону, 2004. С. 286-301.

3.Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 86-104.

 

Дополнительная литература:

1.Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002. С.70-76, 148-166.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2001.С.107-299.

3.Чудинов А.П. Умение убеждать: Практическая риторика. Екатеринбург, 1996. С. 50-63.

4.Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию…//Антология русской риторики. М., 1997. С. 73-101. или Ломоносов М.В. ПСС. М.-Л., 1957. Т.7. или Ломоносов М.В.Хрестоматия. Пермь.1994. С. 114-130.

5. Лотман Ю.М. Риторика – механизм смыслопорождения // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996. С. 46-73.

 

Риторический канон: диспозиция.

Цель занятия: Условия эффективной аргументации. Виды аргументов.

Вопросы для обсуждения: Классическая и свободная композиция. Обязательные и факультативные части композиции. Композиционные приемы привлечения внимания. Импровизация и композиция.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Определите логическую схему речи, способы аргументации и виды аргументов в предложенной речи. См. Антологию русской риторики, с. 356.

2. Определите логическую схему защитительной речи Ф.Н.Плевако в «Деле о чайнике».

Старушка украла у соседки жестяной чайник стоимостью менее 50 копеек, но как потомственная почетная гражданка г. Сызрани была предана суду присяжных. Прокурор решил обезоружить адвоката и сам высказал все аргументы в защиту подсудимой (бедность, нужда, незначительность кражи, жалость). Однако собственность священна, все гражданское благоустройство держится на собственности, и, если позволить посягать на нее, то страна погибнет. Ф.Н.Плевако ответил следующее: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет, безвозвратно».

3. Определите виды аргументов и способы аргументации:

А) Некий французский аристократ никак не мог понять, почему сумма углов треугольника равна двум прямым углам. Наконец преподаватель воскликнул: «Я клянусь Вам, Ваше высочество, что она им равна!». «Почему же Вы мне сразу не объяснили столь убедительно?»- спросил аристократ.

Б) Из рекламы американских отоларингологов: «Половина населения США носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10-00 дл 14-00».

В) Речь Ф.Н.Плевако по делу священника, пропившего церковные доходы: «Господа присяжные! О чем нам спорить? Подсудимый виноват. Подсудимый сознался. Но он тридцать лет подряд отпускал грехи Ваши. А теперь вправе надеяться, что Вы тоже отпустите ему один его грех».

Г) Из речи Ф.Н.Плевако в защиту князя Грузинского: «Господа присяжные! Я очень рад, что судьбу князя решаете Вы, по Вашему виду, - пахари и промышленники, что судьбу человека из важного рода отдали в руки Ваши».

Д) Из второй речи Цицерона против Катилины: «Найдется ли во всей Италии отравитель, гладиатор, убийца, подделыватель завещаний, злостный обманщик, кутила, мот, прелюбодей, беспутная женщина, развратитель юношества, испорченный или пропащий человек, которые бы не сознались, что их связывали с Катилиной тесные дружесие отношения?»

Е) Из речи Питирима Сорокина на торжественном собрании в честь годовщины Петербургского университета: «Настало время от ряда былых спутников отказаться: они завели нас в пропасть. Я бы взял в качестве спутников таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский – носители идеала старца Зосимы; как Толстой и Достоевский. Такие «спутники», по моему мнению, не обманут».

Ж) Из выступления А.И.Солженицына в Госдуме (1994): «Статистика приносит нам сегодня известия, что у нас увеличилось число самоубийств, и именно среднего мужского возраста, то есть кормильцев»; «А Столыпин в 1906 году вот такой же начинающийся хаос, вот такой же вихрь безумной преступности остановил в пять месяцев»; «Часто звучала и звучит фраза: «За что вы беспокоитесь? Рынок все расставит на свои места». Рынок государственного устройства не расставит. И нравственных основ общества рынок не укрепит».

З) Из доклада И.В.Сталина: «Зиновьев хвастал одно время, что он умеет прикладывать ухо к земле, и когда он прикладывает его к земле, то он слышит шаги истории. Очень может быть, что так и есть на самом деле. Но одно все-таки надо признать, что Зиновьев, прикладывающий ухо к земле и слышать шаги истории, не слышит иногда некоторых мелочей».

4. Стернин И.А. пишет: «Подавляющее большинство людей не любит, когда кто-либо доказывает им «единственную» истину, не оставляя при этом места для сомнения в ее правоте». Какие виды аргументов и способы аргументации позволяют избежать логического давления на аудиторию?

5. Цицерон утверждал, что начало речи «должно сразу привлечь и приманить слушателей», а М.В.Ломоносов считал, что «всякое вступление должно быть украшено тропами и сильными фигурами, для того чтобы слушатели или читатели, оным усладившись, самой материи внимали и прилежно слушали». Согласны ли вы с данными утверждениями? Укажите композиционные приемы привлечения внимания.

7. Разработайте логическую схему речи для раскрытия афоризма:

1.Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

2.Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее (О.Бальзак).

3.С чересчур громким голосом в глотке почти невозможно иметь тонкие мысли (Ф.Ницше).

4.Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен (А.П.Чехов).

5.Ничто не достается нам так дешево и ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).

6.Туманно изъясняться могут многие, ясно – немногие (Галилео Галилей).

7.Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения (А.Сент-Экзюпери).

8.Дар общения – самый высокооплачиваемый! (Л.Сухоруков).

8. Разработайте логическую схему речи для любой русской пословицы.

9. Разработайте план и составьте дома хрию (речь-рассуждение) на один из предложенных афоризмов. Структуру строгой хрии и примеры речей смотри у Михальской А.К. (Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996, с. 189-192). Речь должна длиться не менее 5 минут.

 

Перечень афоризмов для учебной речи- хрии:

1.Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом (А.П.Чехов).

2.Чтобы понимать шелест травы, надо забыть язык уставов…(В.Шендерович).

3. Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия (Э.Роттердамский).

4.Богатство языка есть богатство мыслей.

5.Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

6.Неясность языка есть неизменный признак неясности мысли.

7.Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…(А.Куприн).

8.Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (Л.Толстой).

9.Бессмертие народа в его языке (Ч.Айтматов).

10.Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык (М.Ганди).

11.Много говорить и много сказать – не одно и то же (Софокл).

12.Язык – одежда мыслей (Джонсон).

13.Язык не может быть ни плохим, ни хорошим… Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять (С.Довлатов).

14.Злой язык – признак злого сердца (Публий Сир).

15.Металл узнается по звону, а человек – по слову (Грасиан-и-Моралес).

16.Слова – ветер, а бранные слова – сквозняк, который вреден (В.Шекспир).

17. Речь – образ души (Публий Сир).

18. Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать (Л.Толстой).

19. Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать (Плутарх).

20.Язык и золото – вот наш кинжал и яд (М.Ю.Лермонтов).

21. Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены…» (Ж-Ж Руссо).

22.У короткого ума – длинный язык (Аристофан).

23.Язык – это наше орудие. Пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели (А.Ривароль).

24.Язык дан для упоминания о добре, не оскверняйте же его недостойной речью (Абдул-Баха).

25.В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем (М.М.Пришвин).

10. Составьте речь – описание на тему «Памятники Перми». Какой образ вы положите в основу речи? Какую стратегию подачи материала предпочтете: от общего к частному, деталям или от крупно поданной, яркой, определяющей детали – к целому? В заключении речи не забудьте о роли именно этого памятника в отечественной культуре. Лучше всего начать речь, применяя СМ «место и время».

11. Дайте портрет любимого или чем-то для вас интересного актера (спортсмена, политика, ученого, писателя, героя художественного произведения). Сделайте это так, чтобы портрет ожил, чтобы слушатели могли узнать о ком вы говорите. Не забудьте о характерной детали, об образном сравнении. Используйте топы «Свойства» и «Сопоставление».

12. Выберите тему из ниже приведенных. Начните свое выступление со следующего приема из перечисленных:

Приемы: обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитировании знакомого; цитирование, упоминание мнения знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; риторический вопрос.

Темы: За что я люблю свой город. За что я люблю свой вуз. За что я люблю активный отдых. Можете выбрать свою тему. Пример выполнения задания см. в пособии И.А.Стернина (Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2006. С.114-115).

13. Придумайте начало речи к следующим концовкам:

  • по речи узнают человека;
  • слово не воробей, вылетит – не поймаешь;
  • Слово – серебро, молчание – золото;
  • Говорить, не думая, что стрелять, не целясь;
  • Кто языком штурмует, немного навоюет;
  • На примере этой истории мы убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь.

14. А.Вознесенский считает, что «ирония – мужская вещь». Приведите 3 аргумента «за» и 3 – «против». Работа в группах.

Базовая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.А. Деловая риторика. М.- Ростов-на-Дону, 2004. С.301-325.

2. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи, М., 2005. С. 205-250.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2003. С.158-166.

 

Дополнительная литература:

1. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996. С. 1996. С. 87-188; 190-267.

2.Русская риторика. М., 1996. С. 60-63; 65-69; 79-83; 166-185.

2. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.). Искусство речи на суде. М., 1988. С. 74-88.

3. Стернин И.А.Практическая риторика. М., 2006. С.100-113, 143-151, 151-165.

4. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970. С. 5-76.

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М, 2001. С. 107-198.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.