Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Логика познания и методология естественных наук




Самостоятельная работа студентов (СРС)

Тема 5.3. Практическое занятие. Самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах и природе.

Цель занятия: изучить самоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. В чем заключается явление самоорганизации? Приведите примеры из области химии и физики. Почему они не могут быть описаны с позиций классической науки?

2. Как строится термодинамика открытых систем? Что такое устойчивые и неустойчивые

3. равновесные состояния? Поясните понятия простой и сложной системы.

4. Как возникают структуры из хаоса в неорганической и живой материях? Каковы условия их образования? Приведите примеры из разных областей естествознания.

5. Что такое синергетика и каково ее значение для современной картины мира? Каков механизм эволюции в соответствии с представлениями синергетики?

6. Какие этапы можно выделить в развитии самоорганизующихся систем? Что такое фазовое пространство и как оно используется в моделировании сложных систем?

7. Поясните понятие диссипативной структуры по И. Пригожину.

8. Каково соотношение случайного и закономерного в концепции развития?

9. Какую роль сыграл принцип элементарного беспорядка в естествознании?

Рекомендуемая литература:[6.1.1, с. 46-56], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В качестве текущего контроля по теме 5.3. обучающиеся отвечают на вопросы теста.


Вид самостоятельной работы Объем времени, час Рекомендуемая литература
норм. срок обуч-я сокращ. (ускорен.)
очная заочная очная заочная
           
1.1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Этика науки       0,5 [6.1.1 – 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]
1.2.Логика познания и методология естественных наук       0,5 [6.1.1 – 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]]
1.3.История естествознания         [6.1.1,6.2.1, 6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]
2.1. Понятия пространства, времени и материи. Структурные уровни организации материи         [6.1.1 – 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]
2.2 «Поле». Фундаментальные взаимодействия         [6.1.1, 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1-6.7.3]
2.3.Корпускулярно-волновой дуализм света и материи.Концепции взаимодействий и структур в микромире         [6.1.1 – 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]
3.1 Основные формы, свойства и уровни организации живой материи         [6.1.1, 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1-6.7.4]
3.2 Концепции эволюционной биологии.Основные гипотезы происхождения живого         [6.1.1, 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1- 6.7.4]
4.1. Концепции строения, эволюционных процессов и зарождения структур в мире звезд         [6.1.1,6.2.1, 6.6.1, 6.7.1]
4.2.Галактика, ее форма и строение Солнечная система. Солнце         [6.1.1, 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1-6.7.4]
5.1.Концепции строения и функционирования на биосферном уровне организации живой материи.         [6.1.1 – 6.2.1, 6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]
5.2. Концепции эволюции растительного и животного мира. Концепции коэволюции и ноосферы.Человек— качественно новая ступень развития биосферы         [6.1.1,6.2.1, 6.7.1]
5.3. Концепции самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах и природе.         [6.1.1, 6.2.1, 6.7.1]
Всего          

Методическое обеспечение и рекомендации по самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов:

 

Курс предполагает как аудиторную (лекции и практические занятия), так и самостоятельную работу студентов в объеме 76 часов.

На лекциях излагаются основные теоретические положения и концепции курса, дающие студентам информацию, соответствующую программе.

Задача семинарских (практических) занятий – развитие у студентов навыков по применению теоретических положений к решению практических проблем. С этой целью материалы для семинарских занятий включают в себя вопросы для подготовки к занятиям, ориентированные на усвоение теоретического материала и умение его использовать для решения задач практики.

На последнем семинарском (практическом) занятии каждого раздела проводятся научные диспуты по заданным проблематикам.

Тема 1.1.. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Этика науки

1. Что такое наука?

2. Каковы цель и функции науки?

3. Какие существуют группы наук?

4. Какова объективная необходимость

5. Объясните понятие «культура»?

Рекомендуемая литература: [6.4.1, с. 5-18], [6.4.2, с. 5-15].

 

1. Представление о критерии истинности знания.

2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского?

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры.

4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного?

5. Назовите этапы развития естествознания.

6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры.

7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира.

8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход.

9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы.

Рекомендуемая литература: [6.4.1, с. 5-18], [6.4.2, с. 5-15].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.