Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно




соответствуют сущности синергетики:

а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность;

б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность;

в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность;

г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,

 

Вопрос 4. Создателем концепций синергетики в науке стал:

а) Владимир Вернадский;

б) Никита Моисеев;

в) Герман Хакен;

г) Илья Пригожин;

д) Норберт Винер;

 

Вопрос 5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам:

а) социально-экономического направления;

б) физического направления;

в) междисциплинарного направления;

г) биологического направления;

д) химического направления.

 

Тема 5.2. Семинарское занятие. Концепции эволюции растительного и животного мира. Ноосфера

Цель занятия: концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы.

Вопросы для обсуждения:

1. Опишите этапы эволюции жизни до появления человека.

2. Обоснуйте на основе эволюционных представлений о развитии структурных уровней организации живой материи становление ноосферы. Существует ли ноосфера в настоящее время?

3. Как происходила эволюция с позиции концепции коэволюции?

4. Поясните выражение «Земля - живой организм».

5. В чем феномен человека?

6. С какого времени начинается человеческая история?

7. Как Вы понимаете проблемы социальной экологии, этологии и социобиологии?

 

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 62-64], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

Знать: концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы.

Уметь: объяснять концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы.

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по теме 5.2 обучающиеся письменно отвечают на вопросы:

Вопрос 1. Все виды деятельности человека относятся к факторам:

а) абиотическим;

б) биотическим;

в) периодическим;

г) действующим непериодически (случайно);

д) правильные ответы а) и в).

Вопрос 2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека:

а) S-образного изгиба позвоночника;

б) мышления;

в) извилин головного мозга;

г) прямохождения.

Вопрос 3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что:

а) клетки содержат одинаковое число хромосом;

б) они сходны по строению, жизнедеятельности, числу и составу хромосом, вступают в брак и имеют полноценных детей;

в) прямоходящие, обладают речью и мышлением;

г) они имеют одного предка — австралопитека.

Вопрос 4. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:

а) зрачок;

б) сетчатка;

в) хрусталик;

г) роговица.

Вопрос 5. Каковы доказательства происхождения человека от животных или наоборот?

а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования;

б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство

в своем функционировании;

в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их

зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей;

г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.

Вопрос 6. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировались:

а) развитое мышление;

б) расовые различие;

в) общественный образ жизни;

г) речь.

Вопрос 7. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались:

а) речь;

б) трудовая деятельность и общество;

в) эмоции;

г) мышление

Вопрос 8. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется:

а) юрский период мезозойской эры;

б) неогеновый период кайнозойской эры;

в) четвертичный период кайнозойской эры;

г) палеоген.

 

Вопрос 9. Человечество выживет лишь в том случае, если:

а) сохранится озоновый слой;

б) будет поддерживаться биологическое разнообразие;

в) не наступит ни похолодания, ни потепления климата;

г) повышающееся антропогенное воздействие на биосферу не превзойдет некоторого предельного порогового уровня;

д) если удастся победить инфекционные и онкологические заболевания.

 

 

Тема 5.3. Семинарское занятие. Самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах. Порядок и беспорядок в природе.

Цель занятия: изучить самоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключается явление самоорганизации? Приведите примеры из области химии и физики. Почему они не могут быть описаны с позиций классической науки?

Как строится термодинамика открытых систем? Что такое устойчивые и неустойчивые

равновесные состояния? Поясните понятия простой и сложной системы.

Как возникают структуры из хаоса в неорганической и живой материях? Каковы условия их образования? Приведите примеры из разных областей естествознания.

Что такое синергетика и каково ее значение для современной картины мира? Каков механизм эволюции в соответствии с представлениями синергетики?

Какие этапы можно выделить в развитии самоорганизующихся систем? Что такое фазовое пространство и как оно используется в моделировании сложных систем?

Поясните понятие диссипативной структуры по И. Пригожину.

Каково соотношение случайного и закономерного в концепции развития?

Какую роль сыграл принцип элементарного беспорядка в естествознании?

Рекомендуемая литература:[6.1.1, с. 46-56], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

Знать: самоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации.

Уметь: объяснятьсамоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации.

В целях контроля достижения целей лекционных и семинарских занятий темы 5.3 проводится тестирование:

Вопрос 1. Системы, способные создавать упорядоченность из хаоса называются:

а) диссипативными

б) открытыми

в) хаотичными

г) прогрессивными

Вопрос 2. Создателем науки синергетика является:

а) Хакен

б) Ньютон

в) Максвелл

г) Фарадей

 

Вопрос 3 Синергетика- это наука о:

а) самоорганизации систем

б) Структуре систем

в) Динамики систем

 

Вопрос 4. Синергетические процессы происходят, если система находится в состоянии:

а) Неравновесной

б) Равновесной

в) Неопределённом

Вопрос 5. Синергетические процессы происходят только в системах:

а)Открытых

б) Закрытых

в) Изолированных

г) Термодинамических

 

Вопрос 6 Аттрактор – это:

а) единица наследственного материала, участок ДНК или хромосомы, отвечающий за формирование какого-либо элементарного признака (элементарная единица на молекулярно-генетическом уровне организации

б) элементарная организованная часть живой материи, в которой постоянно протекают анаболические (синтез крупных молекул из мелких и простых с затратами тепла) и катаболические (распад крупных молекул на мелкие и простые с выделением тепла) процессы.

в) финальная точка любой траектории в фазовом пространстве.

 

Вопрос 7. Что такое самоорганизация?

а) – этоспонтанноеобразованиевысокоупорядоченныхструктуриз хаоса за счет синхронного сознательного действия многих подсистем.

б) - это проявление Вселенского Сознания

 

Вопрос 8. В системах с отрицательной обратной связью коэффициент передачи системы по сравнению с коэффициентом передачи системы без обратной связи:

а) Уменьшается

б) Возрастает

в) Остается без изменения

Вопрос 9. В системах с положительной обратной связью коэффициент передачи системы по сравнению с коэффициентом передачи системы без обратной связи:

а) Возрастает

б) Уменьшается

в) Остается без изменений

 


3.4.1.1. Для студентов:

Тема 1.3. Практическое занятие. История естествознания.

Цель занятия: изучить представление о критерии истинности знания.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Представление о критерии истинности знания.

2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского?

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры.

4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного?

5. Назовите этапы развития естествознания.

6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры.

7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира.

8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход.

9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы.

Рекомендуемая литература: [6.4.1, с. 5-18], [6.4.2, с. 5-15].

В качестве текущего контроля по теме 1.3. обучающиеся отвечают на вопросы теста.

 

 

Тема 2.2. Семинарское занятие. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

Цель занятия: изучить понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

Охарактеризуйте концепции близко - и дальнедействия.

Поясните понятие «поле».

Кто и как создавал теорию электромагнитного поля?

Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 65-73], [6.1.3, с. 531 -545]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В качестве текущего контроля по теме 2.2. обучающиеся отвечают на вопросы теста.

 

 

Тема 2.3. Семинарское занятие. Корпускулярно- волновой дуализм света материи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.