КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практические (семинарские) занятия
3.4.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий (для студентов и преподавателей)
3.4.1.1. Для преподавателей:
Тема 1.3. Практическое занятие. История естествознания. Панорама современного естествознания. Цель занятия: изучить историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития. Путь к единой культуре
Вопросы для обсуждения: 1. Представление о критерии истинности знания. 2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского? 3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры. 4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного? 5. Назовите этапы развития естествознания. 6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры. 7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира. 8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход. 9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы. Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 42-47], [6.4.1, с. 43-53]. В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-1; ПК-4; ПК-6. Знать: историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития у меть: объяснять историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по темам Вопрос 1. Гуманитарное знание включает: а) историю, педагогику, физику; б) электрохимию, порошковую металлургию, в) психологию, философию, педагогику,
г) психологию, философию, педагогику, астрономию.
Вопрос 2. Этические проблемы научного творчества связаны с: а) лазерное, психотропное, психотропное и бактериологическое оружие, б) алкоголизация, наркомания, низкий уровень культуры; в) пересадка органов, клонирование, генетическая модификация продуктов питания г) экологические проблемы.
Вопрос 3. Основной формой научного знания являются: а) математика, б) гипотезы, в) теории г) философия
Вопрос 4. Аналитическая геометрия создана: а) Декартом б) Лейбницем в) Ньютоном г) Фалесом
Вопрос 5. Парадигма – это: а) метод познания путем перехода от общих положений к частным результатам; б) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации (объясняет и систематизирует некоторые факты); в) эталон, с помощью которого оцениваются и отбираются факты, идеи и теории; г) научный, метод отражающий единство всех форм знаний об окружающем мире независимо от конкретных приемов и способов исследования; д) связь между состояниями материи, которые вызываются причинами.
Вопрос 6. Естественнонаучный подход основан на: а) продолжительном наблюдении за явлениями природы, б) переходе от общих посылок к общим результатам в) соединении различных частей элемента в единое целое г) воспроизводимости, д) повторяемости результатов, е) актуальности результатов
Вопрос 7. Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах измеряемых величин и оцениваемых параметрах математических моделей: а) избыточности данных, допускающих вероятностное оценивание; б) правильности математических модулей, в) научное знание (идеи, концепции, модели, теории, выводы,…) всегда относительно и ограничено, г) все вышеперечисленное.
Вопрос 8. Научная программа – это: а ) определенность поведения и описания системы; б) общая система представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий; г) это изменение научной картины мира (законов, методов), д) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение какого-либо явления. Она определяет характеристики объекта и возможность проверки заявленных принципов Вопрос 9. А бстрагирование – это:
а) обобщение свойств объекта для дальнейших исследований б) игнорирование несущественных для исследования свойств предмета. в) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации г) определенность поведения и описания системы.
Вопрос 10. Эксперимент отличается от наблюдения: а) вмешательством наблюдателя в процесс; б) сложностью процессов; в) технической оснащенностью; г) необходимостью проверки результатов; д) наличием программы действий.
Вопрос 11. Суть принципа суперпозиции состоит в том, что: а) все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей; б) результат сложного действия может быть определен как сумма результатов простых действий в) «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний». г ) чем больше масса частицы тем меньше неопределенность ее координаты и скорост и Dх Dv ³ h / (2pm).
Вопрос 12. Определение НТР - это: а) общая система представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий б) изменение научной картины мира (законов, методов) в) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение какого-либо явления. г) переход вещества из одного агрегатного состояния в другие (изменяются энтропия и удельный объем системы). Вопрос 13. До ХХ века в физике господствовало представление о невидимой субстанции (тонкой материи), заполняющей мировое пространство, о… а) физическом вакууме; б) мировом эфире; в) апейроне; г) флогистоне. Вопрос 14. Чтоучитывает системный подход? а) чтокласс лептонов состоит из шести частиц и шести античастиц (электрон, мюон, тау-лептон и три вида нейтрино); б) сумму результатов простых действий; в) структуру – совокупность взаимосвязей и взаимодействий частей системы обусловливающую возникновение целостных свойств; г) чтос ростом энергии возбуждения квантовые состояния сближаются и даже сливаются (квантовые эффекты исчезают). Вопрос 15. Неклассическое естествознание признаёт: а) картину мира, которая представляет природу сложным иерархичным единством саморегулирующихся систем;
б) историческую изменчивость научного знания, относительность истины; в) активность субъекта познания; г) что цели науки, определяющие стратегии исследования и способы формирования или выделения объектов, обусловлены мировоззренческими и ценностными установками; д) влияние познавательных средств на объект Вопрос 16. В постнеклассической науке: а) картина мира должна строиться на основе единства мироздания, приоритете роста Мудрости и Любви перед ростом Мощи (могущества) человечества; б) объяснение и описание исследуемого объекта не может быть ценностно-нейтральным и должны присутствовать факторы, учитывающие этические и гуманистические принципы; в) объектами исследования сложные системные образования, характеризуемые не только саморегулированием, но и саморазвитием; г) взаимодействие человека со сложными системами не может быть просчитано достоверно, что повышает его ответственность за возможные негативные изменения состояний систем; д) специальные картины мира различных наук становятся относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира. Вопрос 17. Последовательность этапов развития научного знания: а) рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания; б) классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания; в) зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; г) зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, эзотерический этап науки. Тема 2.2. Семинарское занятие. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. Цель занятия: изучить понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. Вопросы для обсуждения: Охарактеризуйте концепции близко - и дальнодействия. Поясните понятие «поле». Кто и как создавал теорию электромагнитного поля? Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы? Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 65-73], [6.1.3, с. 531 -545]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-6; ПК-13. Знать: понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. уметь: объяснять понятие «поле», охарактеризовать концепции близко- и дальнедействия, теорию электромагнитного поля, фундаментальные взаимодействия физике. В целях контроля достижения целей лекционных и семинарских занятий второго раздела, во второй части занятия обучающиеся письменно отвечают на вопросы по теме 2.1 (тест): Вопрос 1. Согласно Ньютону, абсолютное пространство – это… а) форма существования движущейся материи; б) расстояние между физическими телами; в) независимо существующее вместилище материальных тел; г) протяженность, заданная своей формой; д) физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи); е) модель независимо существующей субстанции, где могут перемещаться материальные тела и частицы света.
Вопрос 2. Определение времени: а) «Абсолютное, истинное математическое время, существующее само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью». б) это атрибут Вселенского сознания, проявленный в Мироздании во взаимосвязи с пространством и отображающий продолжительность, скорость протекания (мгновенно, быстро, бесконечно, медленно) и направление (в прошлое, в будущее) всех без исключения процессов (движений, измене ний,..); в) форма существования движущейся материи; г)относительный «порядок последовательностей»; д)10 млрд. колебаний атома цезия Cs. Вопрос 3. Календарь – это. а) относительный «порядок последовательностей»; б) отсчет в какой-либо системе летоисчисления от определенной начальной даты; в) система отсчета длительных промежутков времени с определенным порядком счета дней в году и указанном начале отсчета; Вопрос 4. Кому принадлежит высказывание: «Время — совсем не такое, как нам кажется. Оно не течет в одном направлении, и будущее существует одновременно с прошлым». а) Н. Бору б) А. Эйнште йну в) М. Ломоносову г) Р. Декарту Вопрос 5. Принцип относительности Галилея: а) в науке пространство рассматривают как физическую сущность, обладающую конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи). б) физические процессы не зависят от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета в) в микромире при измерении не для всех переменных получаются определенные значения. г) все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей, деталей.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |