Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические (семинарские) занятия




Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия № темы из раздела 2 Объем времени, час Интерактивные формы занятий, час
норм. срок обучения сокращ. ускорен.) норм. срок обучения сокращ. (ускорен.)
очная заочная очная заочная очная заочная
               
1.3.История естествознания              
2.3.Корпускулярно-волновой дуализм света и материи.Концепции взаимодействий и структур в микромире              
3.2. Концепции эволюционной биологии.Основные гипотезы происхождения живого              
4.2.Галактика, ее форма и строение. Солнечная система. Земля              
5.1.Концепции строения и функционирования на биосферном уровне организации живой материи.              
5.2.Концепции эволюции растительного и животного мира. Концепции коэволюции и ноосферы.Человек — качественно новая ступень развития биосферы              
5.3.Концепции самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах и природе.              
Итого:              

3.4.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий (для студентов и преподавателей)

 

3.4.1.1. Для преподавателей:

 

Тема 1.3. Практическое занятие. История естествознания. Панорама современного естествознания.

Цель занятия: изучить историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития. Путь к единой культуре

Вопросы для обсуждения:

1. Представление о критерии истинности знания.

2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского?

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры.

4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного?

5. Назовите этапы развития естествознания.

6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры.

7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира.

8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход.

9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 42-47], [6.4.1, с. 43-53].

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-1; ПК-4; ПК-6.

Знать: историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития

у меть: объяснять историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по темам
1.1, 1.2. обучающиеся письменно отвечают на вопросы:

Вопрос 1. Гуманитарное знание включает:

а) историю, педагогику, физику;

б) электрохимию, порошковую металлургию,

в) психологию, философию, педагогику,

г) психологию, философию, педагогику, астрономию.

 

Вопрос 2. Этические проблемы научного творчества связаны с:

а) лазерное, психотропное, психотропное и бактериологическое оружие,

б) алкоголизация, наркомания, низкий уровень культуры;

в) пересадка органов, клонирование, генетическая модификация продуктов питания

г) экологические проблемы.

 

Вопрос 3. Основной формой научного знания являются:


а) математика,

б) гипотезы,

в) теории

г) философия

 

Вопрос 4. Аналитическая геометрия создана:

а) Декартом

б) Лейбницем

в) Ньютоном

г) Фалесом

 

Вопрос 5. Парадигма – это:

а) метод познания путем перехода от общих положений к частным результатам;

б) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации (объясняет и систематизирует некоторые факты);

в) эталон, с помощью которого оцениваются и отбираются факты, идеи и теории;

г) научный, метод отражающий единство всех форм знаний об окружающем мире независимо от конкретных приемов и способов исследования;

д) связь между состояниями материи, которые вызываются причинами.

 

Вопрос 6. Естественнонаучный подход основан на:

а) продолжительном наблюдении за явлениями природы,

б) переходе от общих посылок к общим результатам

в) соединении различных частей элемента в единое целое

г) воспроизводимости,

д) повторяемости результатов,

е) актуальности результатов

 

Вопрос 7. Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах измеряемых величин и оцениваемых параметрах математических моделей:

а) избыточности данных, допускающих вероятностное оценивание;

б) правильности математических модулей,

в) научное знание (идеи, концепции, модели, теории, выводы,…) всегда относительно и ограничено,

г) все вышеперечисленное.

 

Вопрос 8. Научная программаэто:

а ) определенность поведения и описания системы;

б) общая система представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий;

г) это изменение научной картины мира (законов, методов),

д) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение какого-либо явления. Она определяет характеристики объекта и возможность проверки заявленных принципов

Вопрос 9. А бстрагирование – это:

а) обобщение свойств объекта для дальнейших исследований

б) игнорирование несущественных для исследования свойств предмета.

в) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации

г) определенность поведения и описания системы.

 

Вопрос 10. Эксперимент отличается от наблюдения:

а) вмешательством наблюдателя в процесс;

б) сложностью процессов;

в) технической оснащенностью;

г) необходимостью проверки результатов;

д) наличием программы действий.

 

Вопрос 11. Суть принципа суперпозиции состоит в том, что:

а) все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей;

б) результат сложного действия может быть определен как сумма результатов простых действий

в) «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

г ) чем больше масса частицы тем меньше неопределенность ее координаты и скорост и Dх Dv ³ h / (2pm).

 

Вопрос 12. Определение НТР - это:

а) общая система представлений и понятий в процессе формирования

естественно-научных теорий

б) изменение научной картины мира (законов, методов)

в) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение

какого-либо явления.

г) переход вещества из одного агрегатного состояния в другие (изменяются энтропия

и удельный объем системы).

Вопрос 13. До ХХ века в физике господствовало представление о невидимой субстанции (тонкой материи), заполняющей мировое пространство, о…

а) физическом вакууме;

б) мировом эфире;

в) апейроне;

г) флогистоне.

Вопрос 14. Чтоучитывает системный подход?

а) чтокласс лептонов состоит из шести частиц и шести античастиц (электрон, мюон, тау-лептон и три вида нейтрино);

б) сумму результатов простых действий;

в) структуру – совокупность взаимосвязей и взаимодействий частей системы обусловливающую возникновение целостных свойств;

г) чтос ростом энергии возбуждения квантовые состояния сближаются и даже сливаются (квантовые эффекты исчезают).

Вопрос 15. Неклассическое естествознание признаёт:

а) картину мира, которая представляет природу сложным иерархичным единством саморегулирующихся систем;

б) историческую изменчивость научного знания, относительность истины;

в) активность субъекта познания;

г) что цели науки, определяющие стратегии исследования и способы формирования или выделения объектов, обусловлены мировоззренческими и ценностными установками;

д) влияние познавательных средств на объект

Вопрос 16. В постнеклассической науке:

а) картина мира должна строиться на основе единства мироздания, приоритете роста Мудрости и Любви перед ростом Мощи (могущества) человечества;

б) объяснение и описание исследуемого объекта не может быть ценностно-нейтральным и должны присутствовать факторы, учитывающие этические и гуманистические принципы;

в) объектами исследования сложные системные образования, характеризуемые не только саморегулированием, но и саморазвитием;

г) взаимодействие человека со сложными системами не может быть просчитано достоверно, что повышает его ответственность за возможные негативные изменения состояний систем;

д) специальные картины мира различных наук становятся относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира.

Вопрос 17. Последовательность этапов развития научного знания:

а) рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания;

б) классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания;

в) зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука;

г) зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, эзотерический этап науки.

Тема 2.2. Семинарское занятие. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

Цель занятия: изучить понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

Вопросы для обсуждения:

Охарактеризуйте концепции близко - и дальнодействия.

Поясните понятие «поле».

Кто и как создавал теорию электромагнитного поля?

Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 65-73], [6.1.3, с. 531 -545]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-6; ПК-13.

Знать: понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

уметь: объяснять понятие «поле», охарактеризовать концепции близко- и дальнедействия, теорию электромагнитного поля, фундаментальные взаимодействия физике.

В целях контроля достижения целей лекционных и семинарских занятий второго раздела, во второй части занятия обучающиеся письменно отвечают на вопросы по теме 2.1 (тест):

Вопрос 1. Согласно Ньютону, абсолютное пространство – это…

а) форма существования движущейся материи;

б) расстояние между физическими телами;

в) независимо существующее вместилище материальных тел;

г) протяженность, заданная своей формой;

д) физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи);

е) модель независимо существующей субстанции, где могут перемещаться материальные тела и частицы света.

 

Вопрос 2. Определение времени:

а) «Абсолютное, истинное математическое время, существующее само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».

б) это атрибут Вселенского сознания, проявленный в Мироздании во взаимосвязи с пространством и отображающий продолжительность, скорость протекания (мгновенно, быстро, бесконечно, медленно) и направление (в прошлое, в будущее) всех без исключения процессов (движений, измене ний,..);

в) форма существования движущейся материи;

г)относительный «порядок последовательностей»;

д)10 млрд. колебаний атома цезия Cs.

Вопрос 3. Календарьэто.

а) относительный «порядок последовательностей»;

б) отсчет в какой-либо системе летоисчисления от определенной начальной даты;

в) система отсчета длительных промежутков времени с определенным порядком счета дней в году и указанном начале отсчета;

Вопрос 4. Кому принадлежит высказывание: «Время — совсем не такое, как нам кажется. Оно не течет в одном направлении, и будущее существует одновременно с прошлым».

а) Н. Бору

б) А. Эйнште йну

в) М. Ломоносову

г) Р. Декарту

Вопрос 5. Принцип относительности Галилея:

а) в науке пространство рассматривают как физическую сущность, обладающую конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи).

б) физические процессы не зависят от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета

в) в микромире при измерении не для всех переменных получаются определенные значения.

г) все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей, деталей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.