КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы профдиагностики учащихся
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Профессиональная ориентация — руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Существует множество теорий профориентации, отцом которой по праву считают Френка Парсона. В основе его TeopHif лежат три фактора: 1 — индивидуальные способности и особенности, возмож 2 — особенности профессии, требования, которые она предъ 3 — правильное соотнесение между собой 1-го и 2-го факторов. Концепция Парсона стала вызывать критику, когда психология достигла более высокой степени развития и ученые дока-али, что развитие не заканчивается в 18—20 лет, оно продол-:ается всю жизнь. Имеются и критические и сензитивные пе-иоды, какие-то функции развиваются быстрее, какие-то мед-ннее. Таким образом, еще одним подходом к проблеме профориентации стала концепция возрастного развития. Ее сторонники итали, что профессиональное развитие непрерывно, склады- ;тся из ряда фаз, — имеются типы профессионального разви- я, стадии профессионального развития опираются на возра-строе развитие. Третья концепция — концепция индивидуальности. В основе lee лежит глубокое изучение личности человека, ее ориентации, мотивов, особенностей структуры. Теории Анны Анаста-зи, Леона Тайлера говорят, что в основе профконсультации лежит самопонимание; благодаря самопониманию человека можно подвести к правильному выбору [7, 112]. Выбирающий профессию становится активным субъектом консультирования. Тесты используются как инструмент для информации, при помощи которой человек начинает понимать себя. У нас в стране существует несколько концепций профориентации. Например, концепция «индивидуального стиля деятельности» Е.А.Климова, концепция К.М.Гуревича, который выделяет 2 вида профпригодности: абсолютную и относительную, в зависимости от основных свойств нервной системы человека; существует концепция профессиональной адаптации и др. [37, 38, 50, 61, 102]. Профориентационная работа в школе — это, как правило, конкурсы по профессиям, оформление кабинетов, встречи с интересными людьми, получение узкой специальности в УПК, причем далеко не всегда соответствующей склонностям самого ученика. Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии — одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит: а) выявление интересов, склонностей учащихся, направлен б) определение социальных установок и помощь в их фор в) определение мотивации выбора и ее структуры; г) формирование готовности к самоанализу и самооценке/ д) определение выраженности и структуры способностей; I е) определение уровня развития различных сторон лично ж) осуществление профподбора, при необходимости — пер з) определение степени соответствия «профиля личности» и мерения учащихся; и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии». Начинать профориентационную работу школьному психологу лучше всего с профориентационной беседы. Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы: кто я? какой я? зачем я? кем я могу быть? кем я хочу быть? кем мне надо быть? как осуществить намеченные планы? СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ /. Профессиональные намерения учащегося 1. Что собирается делать после окончания IX класса: а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное на б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности). 2. Что знает о содержании избираемой профессии, об усло 3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к чело 4. Что советуют делать родители после окончания IX класса? Согласен ли учащийся с их мнением? //. Интересы 1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?
2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чте- 3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии? 4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных инте- III. Склонности 1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятель 2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («про
3. Как развивает склонности, связанные с выбором про 4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к IV. Способности 1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)? 2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, 3. Как развивает способности, связанные с выбором профес
4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями 5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его 6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родите V. Личные качества 1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее 2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для 3. Как развивает качества, необходимые для успешной про 4. Занимается ли самовоспитанием? 5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии лич VI. Готовность к выбору профессионального пути 1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности? 1. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности? 3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои про 4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные? VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору 1. Литература для чтения. 2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных 3. Тема доклада в классе об избираемой профессии. 4. Встреча со специалистом. 5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуаль 6. Дата первичной профконсультации. в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии. При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности. Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления, Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положитель-
\ным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, Т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Приводимая ниже методика позволяет определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии. МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |