Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 10. Психолог интерпретирует детско-родительские отношения в семьях участников группы и дает ряд рекомендаций по воспи­танию




Занятие 9

Занятие 8

Психолог интерпретирует детско-родительские отношения в семьях участников группы и дает ряд рекомендаций по воспи­танию. Разыгрывается психодрама. Обсуждаются темы: пробле­ма «мужа-отца»; должна ли жена встречать мужа. Спонтанные высказывания о том, что дала группа.

Дискуссии: впечатления о детях после критического анализа игрового занятия; о допускаемой границе фантазии в отноше­ниях с детьми; о пользе занятий в группе; проблема взаимопо­нимания между супругами; проблема «вечной занятости»; о ге­донистической позиции; о неуверенности в себе. Одной из уча­стниц демонстрируется неэффективность некоторых форм ее поведения по отношению к детям; отрабатываются навыки ком­муникативной экспрессии, для чего используется вариант «зер­кального» метода с элементами драматизации. Социометриче­ская методика «За дверью» (осуществление выбора за другого участника в его отсутствие и сравнение его с собственным вы­бором).

Обсуждаются необходимость эмоциональной сдержанности в присутствии ребенка, важность для воспитания правильной женской позиции и супружеских отношений. Проводятся пси­хогимнастическая разминка (напряжение-расслабление), игра «Восковая палочка» — укрепление игровой сплоченности. Не­вербальный прием — для облегчения выражения чувств одного Из участников к другому группа выстраивается спиной к ним. Результаты социометрической игры «Центр» сравниваются с ре­зультатами второго занятия. Каждый участник рассказывает, что ему дала группа.

В начале и конце цикла занятий с родителями проводятся совместные занятия родителей с детьми.


Таким образом, основным содержанием занятий является об­суждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситу­аций внутрисемейного общения и особенностей взаимодейст­вия с ребенком. Занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометриче­ских методик.

Динамика родительской группы содержит три фазы: ориен­тации и зависимости, конфликтов, конструктивную фазу.

Если в начале занятий участники ориентируются в обста­новке, зависимы от психолога, ждут его указаний, «прощупы­вают» друг друга, то на этом этапе группа вступает в фазу кон­фликтов. Появляется искренность в высказываниях, проявле­нии чувств, которые носят в основном негативный характер. Постепенно сглаживаются конфликты; интерес к проблемам лич­ности, высокий накал эмоций свидетельствуют о том, что груп­па приобретает коррекционную способность.

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ1

Под семейной психотерапией принято понимать систему пси­хологических воздействий, направленных на изменение меж­личностных отношений в семье, а также привитие ребенку (под­ростку) и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

В основе метода совместной семейной психотерапии лежит допущение о том, что причины психологических проблем и пути их решения неразрывно связаны с функционированием семьи как целостной структуры. Проблемы, приводящие семью в кон­сультацию, затрагивают каждого члена семьи, хотя приобретают личностный смысл для каждого, преломляясь через черты, каче­ства и стиль жизни. Поэтому в семейной терапии консультант работает со всей семьей, а не на каждого ее представителя.

Семейная терапия имеет эффект в семьях, члены которых объединены близкими, хотя и искаженными связями. Возраст

детей не менее 8—9 лет.

Психологически многие специалисты сводят семейную тера­пию к разрушению того или иного семейного мифа, который уже дал трещину. В локусе жалобы семьи обычно выделяется

'Использованы материалы Московского консультативного центра помощи семье.


«козел отпущения» (чаще всего ребенок) или идентифициро­ванный пациент. Психолог опирается на здорового члена семьи, человека, на которого больше всего можно положиться и чья позиция наиболее конструктивна, кто менее всего искажен дис­гармоничными отношениями. Очень важно для него опреде­лить реального пациента, т. е. того члена семьи, кто более всего страдает. Чаще всего он не обращается за помощью. Очень ча­сто реально такой пациент является «козлом отпущения».

Вирджиния Сатир вводит в контекст семейной психотера­пии еще одно понятие — боль семьи, т. е. главную ее проблему.

Принципы семейной психотерапии:

1) концентрация терапевта на всей семье в целом, хотя чаще
всего обращение связано с проблемой детей;

2) нельзя устанавливать сепаративные отношения с членами
семьи, члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг
от друга;

3) любые внутрисемейные нарушения — результат семейных
отношений, а не чья-либо персональная вина, чувство вины не
должно фигурировать в ходе работы с семьей;

4) работая с семьей, надо исходить из того, что любые се­
мейные проблемы имеют не только негативные, но и позитив­
ные причины.

Что дает семейная психотерапия?

1. Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о
своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е.
увеличение открытости коммуникации.

2. Закрепление новых способов общения в семье, что озна­
чает осознание и свободное принятие новых разнообразных спо­
собов взаимодействия, возможностей изменения своего пове­
дения, свободный выбор разных способов коммуникации.

3. Разрушение внутрисемейных стереотипов, флера благопо­
лучия, семейного мифа.

4. Осознание членами семьи ролей, которые они играют, их
закрепление или замена.

5. Понимание семьей своего единства, взаимозависимости.

6. Возможность семьи выражать гамму чувств, эмоциональ­
но абстрагировать их. •

А.А. Бодалев и В.В. Столин различают в семейной психоте­рапии несколько фаз:


1) фазу концентрации на ребенке, в результате которой он
должен понять, что в лице психолога он имеет сильную под­
держку, и должен высказать свои проблемы;

2) фазу детско-родительских отношений, по которой роди­
тели высказывают свои претензии ребенку, а психолог придает
им гуманизированный характер;

3) фазу прояснения коммуникаций в семье, выяснения ро­
дительских (супружеских) отношений.

В первых встречах психолог в беседе с родителями определя­ет суть проблемы — обращения, заключает общее соглашение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявля­ет суть отношений в семье, ее проблематику.

Еще до первой фазы он оказывает ребенку мощную эмоцио­нальную поддержку, берет обещание с родителей не перебивать ребенка, не преследовать его за прямые высказывания в их адрес.

Итогом первой фазы является поиск таких коммуникаций, на которые могли бы пойти родители, удовлетворяя те или иные просьбы ребенка, желательно, чтобы уже ко второй встрече в семье произошли позитивные сдвиги. В начале каждой встречи психолог выясняет чувства ребенка и родителей, интересуется изменениями в семье.

Ко второй фазе родители бывают уже достаточно напряже­ны и раздражены претензиями ребенка, объединяются в своих жалобах на него и стремлении взять реванш. Основная задача психолога на этой фазе заключается в том, чтобы дать возмож­ность для высказываний детям и родителям. Каждый член семьи, который не может высказать свои мысли и чувства, поддержи­вается психологом. Иногда он в этих случаях использует прием «подставного лица», т.е. высказывается от лица этого члена

семьи.

Результативность этого этапа зависит от того, насколько члены семьи раскрыли, отреагировали свои негативные переживания и при этом не оказались во власти собственной неуправляемой агрессии.

Переломной фазой, фундаментом семейной психотерапии яв­ляется переход на родительские и супружеские отношения, про­яснение которых приводит родителей к пониманию того, что причина нарушения поведения ребенка лежит во всем комп­лексе семейных взаимоотношений.

Задача психолога — удерживать родителей на второй фазе до тех пор, пока не отреагированы негативные эмоции; не позво-


лять слишком рано переходить на третью фазу; поддерживать баланс высказываний в ходе дискуссий и не давать слишком рано интерпретаций всего услышанного. Эту работу он прово­дит на заключительном этапе, прибегая к различным способам анализа: логической цепочке из слов и событий, логической связи настоящего и прошлого, аналогии с другими семьями и общими нормами.

Если в семье несколько детей, то после фазы родительских отношений психолог переходит к следующей — детских инте­ракций, т.е. отношений между детьми.

Конечная фаза семейной психотерапии определяется напи­шем определенных признаков:

— симптомы, с которыми обратилась семья, постепенно ис­
чезают;

— все чаще на встречах члены семьи смеются, оживлены;

— все чаще члены семьи обсуждают дома свои проблемы, в
:емье происходят приятные события;

— все члены семьи начинают признавать и понимать неза­
висимость друг друга;

— семья отмечает, что в ней все наладилось и отпадает необ­
ходимость встреч.

При наличии этих признаков психолог должен поддержать мнение родителей о том, что он ей больше не нужен. В кон­це занятий необходимо обобщить все то, что было на встре­чах, подчеркнуть самостоятельность семьи, обсудить даль­нейшую жизнь семьи. Предполагается, что к этому времени семья прояснила свое актуальное состояние, природу и при­чины нарушений у идентифицированного пациента (ребен­ка), осознала возможности изменений каждого члена семьи, необходимость равномерного распределения ответственно­сти за семейную боль.

По форме эти встречи могут проходить в виде совместных дискуссий, основой которых могут стать настоящее, прошлое и будущее семьи, конкретные конфликтные ситуации, общие про­блемы семьи и семейного воспитания.

В.Сатир, в частности, использовала в семейной психоте­рапии метод составления семейной хроники (генограммы). На первом этапе заслушиваются воспоминания родителей об истории их знакомства, истории семьи до появления ребен­ка. На втором этапе выясняется прошлое супругов, их дет-


ские переживания, модели отношений в родительских семь­ях, предыдущий семейный опыт. Третий этап — история семьи после появления ребенка — характеризуется словами роди­теля и ребенка.

Психолог на всех занятиях играет роль хроникера, он по­стоянно должен апеллировать к чувствам пациентов. Можно закончить занятия построением «семейной скульптуры». Этот метод основан на эмпатическом слушании клиентов. Каж­дый член семьи должен сначала изложить свой взгляд на се­мейную ситуацию. Психолог при этом играет роль его «внут­реннего голоса». Он интерпретирует его мысли и чувства, помогает выразить их в семейной скульптуре. Каждый член семьи, чувства которого прояснены психологом, может на­рисовать их, «оживить» в конкретных участниках терапевти­ческой группы, послушать «голос» своих чувств. Эффект ме­тода семейной скульптуры заключается в визуализации чувств, состояний всех членов семьи и семейных ситуаций, сильном эмоциональном отреагировании своих проблем и визуализа­ции новой модели отношений. Скульптура строится до и по­сле эмоционального отреагирования и отображает разные уровни понимания проблем и отношений.

Довольно часто в семейной психотерапии используется ме­тод семейного совета, который направлен на прояснение кон­фликтной ситуации, поиск различных путей ее разрешения, со­вместное определение лучшего варианта, разработку плана-до­говора по его реализации и контроль за выполнением семейно­го договора.

На первой ступени выслушиваются все сообщения членов семьи и выявляется суть конфликта-проблемы. На следующей ступени все участники конфликта описывают чувства, которые они испытывают, и высказывают свое отношение друг к другу. На третьей ступени проводится мозговой штурм, где члены се­мейного совета ведут поиск самых невероятных способов выхо­да из сложившейся ситуации. При этом первым высказывается ребенок. Далее идет оценка альтернатив и выбор лучшего вари­анта. Итогом семейного совета должна стать выработка семей­ного договора.

Следует обратить внимание психолога на некоторые особен­ности помощи семье при нарушениях взаимоотношений роди­телей с подростками и юношами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.