Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просительная молитва




Изменение судьбы

Раз мы признаем, что материальные существа возникают по разным и многочисленным причинам, то мы должны принимать и возможность изменения их судеб. Больного, например, могут достичь разные судьбы-он после обращения к врачу и выполнения его рекомендаций может вылечиться или же его болезнь может продлиться из-за обращения к некомпетентному врачу или из-за безответственного отношения к выполнению его рекомендаций; болезнь может принять критический характер и в конце-концов может привести к гибели больного. Все эти вероятности могут соответствовать принципу предустановления и предопределения. Врач, лекарства, микробы, все они созданы Богом. Выходит, что какая бы ни отмеченных вероятностей ни взяла верх, это будет торжеством воли Бога. Человек может изменить свою судьбу, но при всех вариантах его судьба будет оставаться в сфере влияния принципа предустановления и предопределения; изменением своей судьбы он не нарушает закон о причинной связи; это изменение будет одним из проявлений этого закона. Предустановление и предопределение порождают явления благодаря конкретной причине. Божественная воля правит всем миром в качестве универсального принципа и закона. Любые изменения также проистекают в соответствии с божественной нормой.

Когда человек сталкивается с трудностями, он не должен впадать в отчаяние. Двери милости Божьей открыты для всех. В Благословенном Коране сказано: "А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я - близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, -может быть, они пойдут прямо!" (2:186).

Священная война во имя Бога. Те, которые -ведут священную войну во имя Бога, их ожидает счастливая судьба. В Коране сказано: "А тех, которые усердствовали за Нас. - Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добро-деющими!" (29:69). Изменения в судьбе человека не означает того, что некий фактор воспротивился предустановлению либо нарушил принцип каузальности. Ни один фактор, имеющий своим исходом какой-то результат в мироздании, нельзя исключить из универсального закона каузальности. То, что вызывает изменения в судьбе, является само по себе звеном в цепи причинности, проявлением предустановления и предопределенности. Иными словами, одно предопределение изменяется посредством другого предопределения.

Согласно доктрине предустановления и предопределения, человек свободен и ответствен за свои поступки. Повелитель правоверных Али да будет над ним мир! - как-то отдыхал в тени стены, готовой вот-вот обрушиться. Внезапно он встал и перешел в тень другой стены. Его спросили: "Ты избегаешь того, что Аллах тебе уготовил?" Тот ответил: "Я ищу себе убежище во власти Аллаха от той судьбы, которую Он мне уготовил", что означало: "Я убегаю от одной судьбы, дабы достичь другой. Если бы стена обрушилась бы на меня и я получил бы увечья, таковы были бы непреложный приговор Аллаха и Его предопределение, а поскольку я покинул место опасности и избежал увечий, таковы были вновь непреложный приговор Аллаха и Его предопределение".[[9]] Сказанное находится в противоречии с детерминистским взглядом, который рассматривает свободу воли человека как нечто пассивное, бездеятельное, увязывая причину исключительно с Богом и с факторами, внешними по отношению к сущности человека.

 

 

ЧАСТЬ 2

РАССУЖДЕНИЯ ПО БОЖЕСТВЕННЫМ ПОСЛАНИЯМ

 

ЛЕКЦИЯ 13

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЛАНИЯ ПРОРОКОВ

Не существует в мироздании ничего, которое было бы создано Всевышним Творцом бесцельно;

это мысль подтверждается не только Стихами Благословенного Корана, но и человеческий разум также подтверждает целенаправленный характер создания мироздания. Внутри системы мироздания, Создатель не отказал ни одному созданию ни в чем, что могло быть нужно для его развития и достижения им соответствующего совершенства;

Он предоставил необходимые средства и орудия в распоряжение всякой твари и дал каждой части живой природы именно то, что нужно. Человек инстинктивно рассматривает бесцельное действие как несовместимое с мудростью и умом, и также он ясно осознает, что в существующем мире все атомы управляются порядком и числом, так как упорядоченность жизни вытекает из знания мудрости Создателя, то же самое можно отнести и к целенаправленности всей схемы бытия, включая и само существование человека. Могут сказать, что человек мобилизуя свой ум и знания может найти путь к счастью и совершенству. Дело в том, что разум и опыт могут озарить путь к мирскому счастью, а о пути, ведущем к счастью в потустороннем мире, они в основном, не имеют представления. Идея социальной справедливости, несмотря на многие тысячелетия своего существования, остается абстрактной мечтой, далекой от достижения. Совершенно очевидно, что недостатки и несовершенства присущи всем системам в мире, созданным человеческими законами. Моральные и материальные недостатки приводят к разложению, которое убивает человека как личность. Несовершенство и незаконченность человеческих законов-достаточное доказательство этому. Эмпирические знания не имеют конкретного мнения в области моральных критериев и показателей. Допустим, что в результате драки между двумя товарищами, один из них погиб. В этом случае, сторонники чувственного восприятия и эмпирических знаний только могут констатировать: "такой-то был убит таким-то". А в таких важных подробностях как кто был прав, является ли убийство действительностью, насколько этот факт соответствует моральным принципам, они не могут иметь личного мнения.

Цели послания пророков

Воспитание людей. Пророки посланы для того, чтобы дать модель управления Божьего над человеческим, чтобы пролить свет на небесные истины. Если бы не было пророков, человечество никогда не смогло бы познать Божественную Истину, не могло бы понять суть сокровенного, смерти, промежуточной сферы, воскресения и ангелов. Наряду с этим, пророки явились примером для подражания в деле воспитания человеческой души, для контроля и украшения безудержного, мятежного духа и снижения его до умиротворенности. Благословенный Коран так описывает цели пророчества: "Он послал среди простецов посланника из них; он читает им Его знамения, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблуждении" (62:2).

Спасение человека от пленства рабства и гнета. Одним из ценных элементов учения пророчества является то, что человек в этом мире не одинок, не покинут на произвол, ибо Бог не пожелал доверить судьбу человека капризам угнетателей, вонзающих в души и умы человека свои ядовитые когти, с целью его эксплуатации. Иначе человечество отошло бы от истинного пути к заблуждениям. Так как интеллектуальность и духовность всегда были решающими факторами окружающей жизни, то пророки всегда начинали свои миссии именно в этой сфере. В Благословенном Коране сказано: "Которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, - вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, последовали за светом, который ниспослан с ним, это - те, которые имеют успех!" (7:157). Пророки, будучи посланными для спасения человечества от недостойных форм поклонения гарантируют человеку право выбора веры, ибо Коран гласит: "И скажи:

"Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует" (18-29). Ибо Коран запрещает насилие в вере: "Нет принуждения в религии" (2:256).

Развитие и воспитание врожденных способностей человека. Пророки очищают разум и сердце человека, соединяя их с источником надежды, милосердия, приносящего их душам покой, показывают человеческому обществу его начало и цель совершенства, к которому оно должно стремиться. Предводитель правоверных Али, да будет мир ему, говорит в первой проповеди "Нахдж ал-балага": "Бог Всевышний отобрал пророков из сынов Адама, получив от них обет, что они будут распространять Его послания. Сатана совратил людей с пути и предотвратил их от поклонения Богу, после чего большинство из них, высказывая невежество, извратило Священное учение о Боге и высшей Истине, приравнивая себя к Нему".[[10]]

Единобожие есть суть всех пророчеств. Это-основа и исходный пункт в объяснении сущности пророчества. Пророки подчеркивают единичность фундаментальной основы небесных учений. Тем самым находят путь освобождения человеческой мысли от цепей иллюзии и унизительного поклонения ложным божествам. Через монотеизм пророки искали пути развития общества и очищения людских душ от всякой скверны.

В отличие от философов, пророки не довольствовались только лишь совершенством мысли. Их усилия в распространении послания о единстве Бога проникали также в людские сердца, и после очищения их интеллекта заполняли жилища их сердец истинной любовью, ибо любовь является важным компонентом духовности человеческого существа.

Установление справедливости в человеческом обществе. Это было одной из основных целей пророков. Все они сталкивались с фактами вандализма, насилия и агрессии. В Благословенном Коране сказано: "Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости" (57,25). "О Дауд, Мы сделали тебя наместником на земле: суди же среди людей по истине и не следуй за страстью, а то она сведет тебя с пути Аллаха." (38:26).

Закон и законодательство. Для нормального функционирования всех звеньев и институтов общественной жизни нужны законы и законодательство; в противном случае в обществе будет властвовать анархия; основы общества будут подвергнуты разложению. Установление законов зависит не только от совершенства знании всех параметров существования человека, но также от знания других существ. Для этого также нужно знание общества и его сложных связей. Более того, законодатель должен быть полностью лишен таких недостатков, как амбиция, эгоизм, личные склонности и желания, которые ведут к осложнениям и препятствуют приобретению совершенных знаний. Наконец, законодатель должен быть свободен от дешевых склонностей как стремление к власти, авторитету и достижению корыстных целей. Такими исключительными особенностями обладают только пророки Бога. Признавая все удивительные движения души человека, несомненно, глубокими и неограниченными как океан, а наши знания, касающиеся его, неизбежно поверхностными и незначительными, кто может утверждать, что открыл все способности и тонкости, заключенные в этом таинственном существе или знает о всех способностях и степенях совершенства, открытых для него? Таким образом приходим к выводу, что мы имеем лишь частицу незначительных знаний, сопровождаемых сомнениями и колебаниями в сравнении с океаном невежества и незнания. Отсюда явствует, что закон, обещающий счастье человечеству, может быть издан только пророками.

Может ли человек издать законы для самого себя? Если мы рассмотрим историю законодательства народов мира, то увидим, что многие законы, явившиеся результатом внимательного рассмотрения и продолжительного изучения со стороны выдающихся экспертов, значительных научных и интеллектуальных средств с течением времени и с появлением более точных исследований были признаны ошибочными. Законы, общественная полезность которых вчера признавалась доказанной, сегодня становятся явно неподходящими и даже вредными. Вместо них появляются новые своды законов, которые в свою очередь будут исправлены и пересмотрены в соответствии с развитием науки и мировоззрения. Естественно, это не означает, что все законы, изданные человеком, бесполезны и вредны. Мы имеем в виду те ошибочные законы, которые не соответствуют Божьему законодательству и обусловлены недостатками внутреннего содержания юридических систем, созданных человеком.

ЛЕКЦИЯ 14

УЧЕНИЕ ПРОРОКОВ...ОСОБЕННОСТИ И ЦЕЛИ

Основным условием построения идеальной жизни и счастливого общества является наличие здоровой правовой системы, свободной от каких-либо недостатков. Благодаря нравственности принципов, присущих движению пророков, наиболее справедливые общественные отношения претворяются в жизнь, определяя внутренний мир человека, когда равенство людей на основе братства превращается в реальность. Управление, основанное на такой нравственности, защищено от каких-либо отступлений и ошибок. Это обусловливает необходимость существования пророчеств, так-как они являются единственной гарантией в определении истинных интересов человека, отсутствия увлеченности субъективными страстями и пожеланиями.

Установление Божьего управления. Миссия, направленная на установление управления Божьего над человеческим является основным стержнем деятельности пророков. Это, единственно справедливая и приемлемая форма управления, -ибо исходит из прочной базы абсолютной справедливости, исключается всякое проявление эгоцентризма, жажды славы, стремления к господству. В Благородном Коране сказано: "Разреши между нами и нашим народом по истине, ведь Ты - лучший из решающих" (7:87).

Из важных особенностей миссии пророков можно отметить ее основанность на полное знание природы человека; божественный закон охватывает человека со всех сторон; опирается на глубокое знание его действительности; законопорядки полностью соответствуют мировоззрению и истинным интересам человека. В этом нет ничего удивительного - ведь Творец лучше знает желания, способности и мысли человека.

Установление справедливости. Отличительной чертой миссии пророков является то, что благодаря нравственности принципов, присущих движению пророков, наиболее справедливые общественные отношения претворяются в жизнь, определяя внутренний мир человека, когда равенство людей на основе братства превращается в реальность. Вот почему невозможно обеспечить социальную справедливость в истинном значении этого слова, кроме как при помощи послания Бога.

Освобождение человека. Свобода, это врожденное свойство человека, это голос, раздающийся из глубины души человека. Поэтому учение пророков положительно отвечает на вечные вопросы и поиски человеком свободы и разрушают все внутренние цепи, сковывающие способности человека, его энергию, волю и приводящие его жизненные силы и способности в застой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.