Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, обуславливающие непогрешимость пророков




Обладание особенностью непогрешимости является необходимым качеством Пророка, оно возникает из его абсолютной веры и благочестия и предохраняет его до и после начала миссии от грехопадения и соблазнов мирской жизни так, что все тайные порывы души его остаются непорочными. Если тот, кто претендует на право пророчествовать и руководить людьми, за кем бы люди следовали, чтобы достигнуть вершины совершенства во всех областях жизни, имел бы хоть малейшее проявление эгоизма, отречения, бесчестности и вероятности совершения греха, может ли считаться образцом добродетели и чистоты, и исключена ли возможность того, что он никогда больше их не повторит? Разум и логика подсказывают нам отрицательный ответ. Никто не способен воспринять с уверенностью откровение и повеления Бога из уст человека, до пророчества отягощенного грехом и соблазнами, несмотря даже на последующее за этим коренное изменение духа и мысли. Никому не под силу воспринять его учения, как бесспорное послание небес, особенно в той области, которая лежит вне области восприятия человека. Вот почему первейшим условием ниспослания откровения является искренность и духовная чистота пророков. Неугасимая любовь и преданность человечества к пророкам, возникающая из глубин души, также как и вера в непреходящую ценность в Бога - возможна лишь при непорочности и совершенстве людей, озаренных небесным провидением.

При изучении жизненного пути пророков ни в коем случае не следует гнаться за поверхностным перечислением событий. Проницательный исследователь обязан всесторонне изучить жизнь пророков до начала их пророчества. Только тогда появится возможность разобраться в причинах поведения упрямых противников пророков, которые всячески пытались предотвратить распространение посланий, не гнушались объявлять пророков, безумцами, но никогда не осмеливались обвинять их в нравственном несовершенстве. Репутация и личность пророков так чисты и так хорошо известны их современникам, что бессмысленные обвинения в греховности пророков заставили бы людей отвернуться от остальных обвинений и таким образом уничтожить непрекращающиеся усилия, затраченные на опорочивание пророков. Малейшее прегрешение пророков до и после откровения было бы использовано весьма эффективно в целях разрушения их общественного положения и авторитета. В беседе фараона с Мусой, напоминая о прошлом Мусы, фараон старается использовать случаи убийства в свою пользу: "Он сказал:

"Разве мы не воспитали тебя среди нас ребенком, и ты оставался среди нас годы твоей жизни, и совершил твое деяние, которое совершил, и ты -неблагодарный?" (26:18-19). Коран очень точно передает, что достигнуть высокого положения пророка могут личности, совершенно безгрешные и духовно чистые. В Благословенном Коране говорится о руководстве Ибрахима своими потомками:

"И вот, Господь испытал Ибрахима словесами и потом завершил их. Он сказал: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Он сказал: "И из моего потомства?" Он сказал: "Не объемлет завет Мой неправедных". (2:124). А во главе "Джинны" говорится: "Ведающий сокровенное; и не даст Он узнать сокровенное у Него никому, кроме тех, кому Он соблаговолил как к посланнику, и тогда Он ведет пред ним и позади его наблюдатели." (72:25-27). Необходимым условием пророчества является несовместимость их безгрешности с насилием, так как это будет посягательством на святость Господа. Проблема кажущейся греховности пророков, согласно Корану, станет понятной, когда мы исследуем различные виды греха, так как грех разнообразен. Истинным и абсолютным грехом является противостояние Богу; свершение подобного греха наказуемо; посланники Божьи полностью ограждены от этого. Другие виды греховности преходящи, согрешивший подобное ненаказуем. Закон Божий не совершает наказания или возмездия. Однако поступки такого типа умаляют значимость пророков и абсолютно не совместимы с их обликом и моралью. Требования, предъявляемые к характеру и погрешности пророков основываются на глубокую веру и непоколебимую волю. Пророки как и другие люди, пользуются полной свободой. Но невозможность свершения греха была предрешена заранее. Пророки подчинялись воле Господа, приобретая чистоту души. Но проблема совсем в другом; обсуждаемая нами непогрешимость опирается на абсолютную веру и истину. Она проявляется в действиях, ничуть не отрицая свободу воли и выбора. Может ли разумный человек выйти в голом виде, чтобы люди видели его наготу? Может ли разумный человек принять яд, зная о разрушительных последствиях его? Соответственно, непогрешимость пророков происходит от их ясного понимания последствий греха, Божьего гнева и суда. Понимание это настолько безупречно, что вне зависимости от времени и пространства оно не имеет ни малейшего влияния на их чистую и безоговорочную веру. Причиной греха могут служить неспособность распознать отвратительный лик греха, незнание его дурных последствий или преобладание субъективных эмоций, желаний и страстей над разумом. Все эти вероятные причины исключаются при непогрешимости личности. Мухаммад бин Умейр рассказывает следующее: "Я спросил Хишама, выдающегося ученика Имама Садика, обладают ли имамы свойством непогрешимости, в чем заключается природа их непогрешимости. Он ответил утвердительно и стал объяснять следующее: Все грехи порождаются по следующим причинам:

жадность, зависть, вожделение и злость. Имамы не могут быть жадными, ибо они помнят о богатстве источника, принадлежавшего им, включая и общее наследие мусульман. Также, как имамы не могут быть завистливыми, ибо человек может завидовать тому, кто стоит выше него, а священное назначение имама, несомненно, является наивысшим из всех статусов. Имамы не могут чувствовать зла, так как ему доверено выполнение наказов, установленных Богом. Что касается гнева, то невозможно, чтобы имам стал жертвой страстей и желаний, так как он хорошо знает, что мирские радости и удовольствия быстротечны и ничтожны по сравнению с Божьей благодатью. Известно, что никто не согласится променять вечное на тленное, удобную одежду на грубую, приятную пищу на горькую. Понятие "непогрешимость" означает полную защиту от прегрешений, оно-проявление милости Бога к людям; это не ущемление свободы человека, ибо такое ущемление не совместимо с совершенством человека. Священный Коран гласит: "И если бы не щедрость Аллаха к тебе и не милость Его, то партия из них думала бы сбить тебя с пути... Щедрость Аллаха к тебе была велика!" (4:113).

Пророки отличаются обладанием особым чутьем, божественным знанием, которые оберегают их от грехопадения и ошибок. Непогрешимость пророков определяется получением, сохранностью и передачей откровения. Кроме всего вышесказанного, пророки обладают целым рядом личных качеств, которые держат их в готовности принимать божественное откровение, принимать на себя ответственность, нести и распространять божественное послание, строго соответствовать всем условиям и нормам статуса пророка, а таковыми являются:

1. Пророки должны родиться в чистых семьях с неподорванной репутацией;

2. Свобода от физических недостатков и заразных болезней типа проказы также составляет часть условий пророчества и получения откровения;

3. Репутация пророков не должна быть подорванной грубым и неуживчивым характером; они должны строго следовать обычаям и традициям своего общества, соблюдать установившиеся в обществе моральные нормы;

4. Поведению пророков должны быть чужды грубость и неуживчивость характера, которые могут вызвать отвращение у людей и отрекнуть их от посланников;

5. Проповедуемые пророками учения не должны противоречить твердым правилам человеческого разума и логики. Учения пророков есть система законов, установленных Господом, и вселенский порядок мироздания состоит из научных принципов и законов.

В вопросах, противопоставляющихся науке, надо остерегаться и избегать поспешных выводов; следует учесть, что наука все еще находится в процессе развития и вероятность допущения ошибок сохраняется и всегда существует вероятность изменения научных теорий в результате более глубоких и тщательных исследований.

 

ЛЕКЦИЯ 17

ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Пророки, появившиеся раньше, упоминают Пророка ислама в своих великих книгах. Наш Пророк Мухаммад, мир ему, пришел к человечеству с вечным чудом - Благословенным Кораном и с другими чудотворениями; Пророк ислама обладал всеми моральными качествами, необходимыми для доказательства правдивости его послания, пророчества и миссии и наконец, предшествовавшие пророки давали своим последователям радостную весть о появлении очередного пророка, который также является последним в историческом цикле пророчества. Благословенный Коран гласит: "Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Ведь те, кому даровано писание, знают, конечно, что это-истина от Господа их, - поистине, Аллах не небрежет тем, что они делают!" (2:144). В беспорядке и сумятице мир дошел до беспредела и страстно стремился к совершенно новому окружению. Не было надежды, которая вселила бы новое дыхание жизни в них, которая заставила бы кровь в их жилах течь с новой силой. Именно при этих обстоятельствах Мухаммад, мир ему, был рожден на рассвете в Пятницу, семнадцатого дня месяца Раби алАвваль, пятьдесят третьего года до переселения (хиджра), соответствующего году 570 Христианской эры, в городе Мекка Аравийского полуострова. В Мекке, поблизости Каабы родился Мухаммад и тем самым появился к человечеству последний Пророк, чтобы спасти его от суеверия и предрассудков, язычества и легенд.

Абдуллах, отец Пророка умер еще до его рождения, он вырос в иждивении деда - Абдал-Мут-талиба, который и приютил их с матерью-Аминой, а затем решил отправить своего новорожденного внука в Бану-Са'ад в пустыню к кормилице Хали-ме. Когда ему было шесть лет, он потерял мать, а когда достиг восьми-дедушку и сильный дух и сердце его, которые никогда не отступали перед опасностями, с которыми он сталкивался в течение своей жизни, сжались болью тяжелой утраты. Его дядя Абу Талиб берет племянника в Сирию, здесь они встретились с монахом Бухайрой, который передал им радостную весть о блестящем будущем ребенка; о том, что монах знает, где он достигнет своей славы, и как Божественная религия, которую он несет, завоюет весь мир. Монах Бухайра предупредил Абу Талиба о том, что он должен скрывать его от евреев, которые уничтожат его, как только узнают о нем.

Сорок лет провел будущий Пророк ислама в той джахилийской среде и ни один исследователь или летописец не может утверждать, что Пророк, да будет мир ему, когда-либо в своей жизни нравственно или морально оступился, или впал в негодование. Наблюдалась глубокая пропасть между социально-культурной средой и уникальным личным характером будущего Пророка. Чертами его характера, которые особенно ярко проявлялись в период до послания, были честность, надежность, неистощимое чувство справедливости и ненависти ко всем формам унижения, от которого страдало человечество. Он долго сидел в пещере Хира и размышлял о земле, небесах, мироздании и судьбе человечества. Так провел свою молодость в глубоких размышлениях и стал любимым человеком в своем обществе, снискавшим уважения и прославления.

Во время богослужения в углу пещеры Хира, точно также как предвещали об этом предшествовавшие пророки, внезапно снизошел ангел и возвестил Пророка, никогда не учившегося о последнем послании в истории человечества. Джебраил громко воскликнул: "О Мухаммад!" и затем последовало указание повторять ниспослание. Неведомое сияние озарило и объяло его, осветило все его черты, порождая неизведанную и блистательную жизнь во мраке ночи. Так начало появляться божественное откровение в виде изумительных стихов, не сходных ни по содержанию, ни по стилю, ни со словами Пророка, красноречивые сами по себе, ни с общепринятой прозой или поэзией времени. С того времени началось распространение великого послания, послужившего причиной сильного воздействия на Мухаммада, превратившего этого тихого и задумчивого человека в источник вечно живой энергии, давшего ему силу совершенствовать человечество в глубине эпохи невежества. В связи с откровением, человек, спокойно проводивший свою жизнь, потряс общество провозглашением той революционной миссии, которая объединяет разрушительные цели с созидательными. Пророк ислама начал провозглашать монотеизм через божественные послания в относительно узком кругу, внутри родов и племен, сперва он призвал своих родных поклоняться Создателю, затем народ Мекки и Аравийского полуострова и наконец объявил всему миру свою миссию как последнего Пророка. Али ибн Абу Талиб, мир ему, был первым человеком, поверившим в его великую миссию,[[11]] а жена Пророка -Хадиджа, - первой женщиной, принявшей эту религию. Постепенно и другие объявили о своем принятии новой веры. Али ибн Абу Талиб говорил: "Однажды Пророк сказал мне: "Собери род Абд ал-Мутталиба, я хочу поговорить с ними, передать им то, что мне приказано". Он обратился к ним со следующим: "Дети Абд ал-Мутталиба! Я приношу вам нечто более превосходное, чем когда - либо принесенное вам арабами. Я дарю вам средство вашего спасения в этом мире и в мире загробном, ибо по указанию Бога, которому я призываю вас подчиниться, кто из вас поможет мне, будет моим братом, моим преемником и моим наследником". Все оставались безмолвны, кроме меня, и я сказал: "О посланник Бога! Я помогу тебе!". Он положил руку на мое плечо и сказал:

"Это мой брат, мой преемник и мой наследник среди вас, слушайте эти слова и примите их!"

Пророк продемонстрировал незаурядные способности в установлении новых ценностей и отношений, основанных на регулировании сводами правил и законов и стремился концентрировать все цели и идеи человека на освобождении народов от рабства и избавлении их от угнетения и тирании императоров и королей. Упрямствующая верхушка Мекканского общества усматривала в распространении ислама угрозу своим интересам. Они обращались жестоко со всеми, кто принял ислам. Род Хашима во главе с Абу Талибом встал на защиту ислама от посягательств язычников. В то время, уверовавшие подвергались самому варварскому обращению со стороны мучителей. Ясир и Самайа ежедневно терпели тяжесть камней, которые курейшиты клали на их грудь под безжалостными лучами солнца. Они героически погибли, но врагам ислама не удалось заставить их отречься от ислама. Курейшские идолопоклонники превратили Мекку в тюрьму и место мучения беззащитных мусульман. Благородный Пророк ислама приказал мусульманам покинуть Мекку и уехать в Эфиопию, тем самым найти там спасение от неверующих и свободно исповедовать свою религию и создать цитадель ислама вдали от Мекки.

Правитель Эфиопии ан-Нагаши встретил прибывших мусульман гостеприимно и защитил их и это несмотря на то, что курейшиты отправили двух посланников к правителю Эфиопии и они преподнесли дары императору с целью добиться возвращения беженцев в Мекку. Когда представитель беженцев Джа'фар Бин Аби Талиб изложил позицию мусульман в отношении к Иисусу мир ему, то это произвело большое впечатление на императора, и он сказал; "Я клянусь Богом, поистине Иисусу отведено мусульманами достойное место." Так до седьмого года после переселения (хиджры) в этой стране было обеспечено присутствие ислама, так, постепенно набирала силу новая религия.

ЛЕКЦИЯ 18

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МЕТОДЫ КОНФРОНТАЦИИ ИСЛАМА С КУРЕЙШИТАМИ

Враги ислама, увидев, что религия монотеизма угрожает их интересам, прибегли к разным средствам и методам для встречи с новой силой. Они прибегли сперва к угрозам как к единственному оружию, а когда увидели, что угрозы бесполезны, то попытались обещаниями и привилегиями свернуть Пророка с того пути, на который он встал. Они с этой целью пошли на переговоры с Абу Талибом. Но эти усилия также оказались бесполезными и Пророк заявил однозначно: "Если даже вы положите солнце на мою правую руку, а луну - на левую, я никогда не прекращу свою миссию, пока религия Господа не покорит весь мир или же я умру, проповедуя эту веру".[[12]]Затем противники изменили свою тактику еще раз и пытались использовать любое мыслимое оружие против этого движения, чтобы разрушить новостроящееся здание ислама. Повсеместно они стали провозглашать его волшебником, колдуном, сумасшедшим, поэтом. Эти обвинения совершались не только в период распространения послания. В Коране сказано: "Так ведь и к тем, кто был перед нами, не приходил посланник без того, чтобы они не сказали: "Колдун или одержимый!" Завещали ли они это одни другим? Нет, они-народ, вышедший за пределы!" (51:52-53). Потом враги ислама предприняли попытки физически расправиться с Пророком и это означало начало нового этапа в конфронтации с монотеистической религией.

Начало переселения (Хиджры)

Язычники оказывая давление и устраивая преследование мусульман в Мекке, создали такую атмосферу, которая не позволяла мусульманам свободно жить. Так как условия еще не благоприятствовали вооруженному сражению, Пророк дал распоряжение мусульманам покинуть город и переехать в Ясриб. Мусульмане переселялись отдельными группами и в одиночку. Курейшиты почувствовали опасность этого явления и пытались остановить этот процесс, насильственно вернуть их назад. Так как предыдущие попытки главарей неверующих и отрицающих не принесли результатов, они решили убить Пророка. Здесь яркий пример самопожертвования продемонстрировал Али бин Абу Талиб, великодушно принявший предложение Пророка, спать в его кровати. Тем временем Пророк тайно покинул дом и отправился в самую решительную в жизни поездку. Очевидно, по воле Аллаха Всевышнего был спасен Пророк для выполнения своей святой миссии по распространению последнего божественного послания.

До переселения Пророка делегация населения Медины пришла в Мекку для заручения поддержкой курейшитов в племенных междоусобицах. Несмотря на предостережение Курейшитов не оказывать помощь мусульманам, они сделали это тайно, слова Пророка оказали сильное влияние на делегацию, многие из них объявили о принятии ислама и по возвращению в Ясриб рассказали своим землякам о новой религии и о появлении нового Пророка. Население Медины было истощено долгими племенными войнами и социальным разложением и искало спасение казалось бы, из безвыходной ситуации. В этот период смятения и волнений появилось послание Пророка. Для того, чтобы осознать степень необходимости ислама тогдашнему мединскому обществу, мы должны отчетливо представлять ситуацию, сложившуюся тогда на Аравийском полуострове. Имам Али, мир ему, говорит: "Бог послал Мухаммада, мир ему и благословение, увещевателем для двух миров и доверенным лицом по своему посланию. О арабы, вы уже знали худшие верования и обычаи, и вы жили в самой худшей из всех земель. Вы пали среди грубых камней и ядовитых змей, пили загрязненную воду, ели плохую пищу, разрывали друг друга до крови, пренебрегали узами родства. Среди вас были идолы, и грех представлял ваше бессилие".[[13]]

Божественное послание одержало победу и дело Пророка пускало корни в Светлой Медине. Сила логики и жизненность идей, изложенных Мухаммадом, мир ему и благословение, были таковы, что перед ними разрушались все культурные, нравственные и общественные обычаи и традиции, вытекающие из сущности эпохи невежества. Бессмертный шариат, новые нормы справедливости и возвышенной культуры как дар, принесенные человечеству Пророком, вскоре превратили Медину в духовную, социальную и военную столицу ислама. Испытания, через которые верующие прошли в Мекке, - страдания и мучения, разрушение старых связей и создание новых привязанностей и дальнейшее углубление духовной зрелости - способствовали развитию переселенцев до такой степени, что Медина стала центром духовной и политической жизни для всех арабов и базой для окончательного распространения ислама по всему миру. За относительно короткое время Пророку, мир ему и благословение, удалось превратить Медину в образцовое общество, живущее под знаменем монотеизма и жизнеутверждающих учений ислама и в силу этого, вскоре ислам распространился на весь Аравийский полуостров и в некоторые регионы мира. Эта глубокая и удивительная перемена в истории человечества произошла от человека, избранного Богом. Он не имел никаких материальных источников в своем распоряжении, никогда не использовал научные или технические учения, и даже никогда ничего не брал из познания других. Это нельзя рассматривать как естественное или нормальное явление, наоборот, оно красноречиво свидетельствует о сверхчеловеческих способностях той выдающейся личности. Не вовлеки враги в арабском мире его во внутренние войны, он бы сумел приобщить других людей к исламу быстрее и энергичнее. Но беспощадные нападки врагов вынуждали его отдавать основную часть своего времени защите ислама.

Распространился ли ислам силой оружия?

Враги ислама обвиняют его за то, что он будто распространился силой оружия и путем одержания побед над народами, будто насильственно навязывался ислам народам и нациям. В ответ на эти обвинения, мы можем привести следующие аргументы:

1. История доказывает, что все войны, которые велись Благороднейшим Пророком, мир ему и благословение, были оборонительными и преследовали цель ответить на нападение врага. Пророк не был зачинщиком враждебных действий против кого бы то ни было; будь это евреи, или курейшиты, или византийцы; за исключением случаев, когда мусульмане, будучи убежденными в том, что враг упорствует в своей агрессивности и предательстве, соответственно брали на себя инициативу самозащиты.

2. Как поступили мусульмане в самом начале ислама? Подняли оружие против кого-нибудь? Совершили ли агрессию против кого-нибудь? Никто не сможет отрицать, каким гонениям и мучениям подвергались мусульмане из-за того, что исповедуют монотеизм.

3. Если мы примем тот факт, что ислам насаждался среди людей принудительно, то как же понимать причину принятия ислама последующими поколениями? Не свидетельствует ли это в познании ими божественного учения и сознательном принятии ими?

4. Если признать тот факт, что будто ислам насаждался силой оружия, то почему же против некоторых народов и наций не применялась военная сила, для чего же был издан закон о подушной подати (джизйа) для тех, кто не изъявляет желания принимать ислам?

5. Вера и убеждение - это вопросы, связанные с велением сердца и нельзя их насаждать силой;

этого можно добиться только путем воспитания, исповедания и приведения логических аргументов. Это - единственно правильное и эффективное средство для распространения религии. А исламские завоевания были вынужденным шагом против тех, кто пытался создать трудности закономерному процессу победы ислама. Правильность такого решения подтверждается Кораном: "Сражайтесь с ними, пока не будет более искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды кроме как к неправедным" (2:193).

6. Сражение это велось против угнетателей, борющихся против Бога, о чем свидетельствует притеснение человечества и лишение его доли справедливости и света, содержащихся в религии Бога. Целей этого сражения можно достигнуть только лишь путем применения оружия. Святой Коран гласит: "Почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от тебя покровителя и дай нам от тебя помощника" (4-75).

7. Курейшиты выразили готовность предоставить Пророку, мир ему, материальные и политические привилегии; но он отказался от них и продолжил свой путь. Это лишний раз показывает, что исламские завоевания велись не ради закабаления стран и подчинения народов; единственной целью этих завоеваний была победа знамени монотеизма.

Уникальные особенности ислама как всеохватывающей системы и порядка сделали его таким динамичным, прогрессивным, гибким и оперативным в распространении; эти особенности не являются внешними факторами, а присущи сущности и индивидуальности ислама и они же обеспечили его распространение на обширной территории. Ни военная мощь и ни материальные факторы обеспечили эту победу. Для большей ясности, подчеркнем несколько особенностей ислама как системы:

1. Его гармоничность и соответствие с врожденной природой человека. Человек присуще врожденное чувство самозащиты. Капитулянтские настроения чужды натуре человека. Священный Коран гласит: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами!" Это зов врожденных чувств человека и это же сделало ислам гибким, обновляющимся и вечным.

2. Всеобъемлющий и всеохватывающий характер исламского учения. Ислам как мировоззрение распространяется на все области жизни, проникает во все ее подробности и детали, регулирует жизнь индивидуума и общества; он лучше других религий знает характер, склонности и поведение человека.

3. Всеохватывающий характер обращения ислама. Ислам проявляет интерес к проблемам и судьбе всего человечества - грамотных и безграмотных, высших и низших слоев населения, к каждому соответственно с уровнем его подготовленности и способностей.

4. Свобода. Исламская культура по своей сущности обладает свободным характером. Ислам предоставляет человеку право выбора своих поступков. Другие же религии ради достижения своих целей прибегают к силе оружия.

5. Включение в себя политических вопросов. Некоторые веры, руководствуются принципом "Цезсарю-цезарево, Богу-Богово". В отличие от них, ислам призывает к созданию справедливого общественного строя; Власть и политика органически соединены в самобытности ислама как религии и законодательства.

6. Рационалистический характер ислама. Ислам возрождался на надежной основе рациональных аргументов и доводов; в исламском мировоззрении нет ни одного вопроса, противоречащего разуму и логике.

ЛЕКЦИЯ 19

КОРАН-ВЕЧНОЕ ЧУДО ИСЛАМА

Мы уже говорили, что чудо является одним из путей доказательства пророками правдивости своего послания, все пророки обладали способностью чудотворения. Пророк ислама способен был на такие чуда, как раскол луны на две части, восхваление Аллаха камушками на ладони, вести о сокровенном и т.д. Однако можно сказать, что вся жизнь и вся речь Пророка, мир ему и благословение, были чудом.

Чуда Пророков и их сверхобьгчные действия должны были соответствовать социальным реальностям и уровню познания своих времен. К примеру, эпоха пророка Мусы, мир ему, славилась колдунством. Соответственно, чудо Мусы, мир ему, проявлялось с удивительным даром колдовства, которое и победило колдунов фараона. То что Муса сделал со своим посохом, внешне проявилось как колдовство, хотя в своей сущности это действие далеко от колдовства и хитростей. В эпоху жизни пророка Исы, мир ему, существовала развитая медицина и Иса сотворил такие чудеса, что удивил всех ученых того времени, такие как оживление мертвых, исцеление неизлечимых и хронических больных. В эпоху же Пророка ислама, мир ему и благословение, поэзия, красноречие и риторика поднялись на вершину своего развития и стали основным показателем развития племенного общества. При таких условиях Бог вооружил своего Посланника Кораном, похожим, очевидно, на литературные произведения эпохи, но обладающим такими уникальными, изумительными особенностями, которые недоступны человеческому воспроизведению. Ограничение в продолжительности чудес, продемонстрированных предшествовавшими пророками, было признаком непостоянства их религии и законов, которые они проповедовали. Напротив, чудо, доказывающее пророчество Мухаммада, мир ему и благословение, не может быть ограниченным во времени, так как его послание универсально и представляет собой вершину всех предшествующих религий, его проповедь требует вечного чуда, блестящего и превосходного доказательства его бессмертия. Коран был ниспослан на ясном арабском языке, в нем мастерство арабского красноречия. По этой причине Коран представляется постоянным и вечно продолжающимся чудом, конечным проявлением божественного откровения. В Священном Коране говорится: "И завершились словеса Господа твоего по истине и справедливости, Нет изменителя словам Его: ведь Он-слышащий, знающий!" (6-115).

Коран представляет основной источник исламского мировоззрения. Более того, в каждую эпоху, в любой части света он может служить делу построения развитого и свободного общества и царствию Господа. Имам Али Рза, мир ему, рассказывает, что некий человек спросил у Абу Абдуллаха: "Почему чем больше читаешь Коран, тем больше он кажется новым и свежим?" Тот ответил: "Потому что Он не предназначил его определенной эпохе и определенному поколению людей. Он-для всех времен и так до дня воскресения".[[14]]

Четырнадцать веков прошло со времени ниспослания Корана. За это время произошло много изменений, росли знания человечества о таинствах мироздания. На всех стадиях истории человеческого общества Коран занимал и продолжает занимать достойное место. Повелитель верующих Али, мир ему и благословение, говорил о Коране:

"Знайте, что Коран - это советчик, который не обманывает, он предводитель, который не вводит в заблуждение, рассказчик, который не лжет; кто составил компанию Корану, тот только выиграл".[[15]]

Коран - слишком возвышенная книга для того, чтобы быть созданной отдельной личностью или заимствована из других источников, а тем более личностью, не получившей образования и выросшей в окружении, далеком от науки и философии Аравийского полуострова того времени. Сравнивая систему и программу действия, предложенную Кораном, с законами и системами прошлого мы видим, что ничего не было им заимствовано. Он представляет собой абсолютно новый феномен, оригинальный и беспрецедентный в своей основе, главной целью которого является изменение и установление человеческого общества на основе справедливости, равенства и свободы. Священный Коран подробно рассказывает об истории народов и наций, о жизни предшествующих пророков так, что эти рассказы не похожи на рассказы Торы и Евангелия, описывает реальные картины, не противоречащие разуму и натуре человека.

Коран ниспослан на языке арабов - на одном из богатейших языков человеческого общества и в тот исторический период, когда арабы славились поэзией и красноречием. Произведения поэтов и ораторов привлекали внимание и вызывали восхищение каждого, а литературное искусство превращалось в культ арабской элиты. В таких условиях, Коран ниспослан, чтобы быть документальным доказательством божественного характера послания Пророка ислама; в нем использованы одни и те же буквы, слова и выражения в течение двадцати трех лет. Таким образом, арабы оказались перед удивительным явлением: Коран не является образцом ни поэзии, ни прозы, в то же время слова и выражения Корана гармоничны, прекрасно сочетаются и максимально соответствуют тончайшему выражению мысли. Уникальная комбинация слов и выражений особая черта Корана, и это еще раз доказывает его божественное происхождение.

Коран привлек внимание вождей курейшитов и самых ярых врагов ислама; в источниках повествуется, что грешники из числа язычников курейша ночью проникали в жилище Пророка дабы послушать слова Корана. Самый Благородный Посланник откровенно провозгласил Коран словом Божьим и признал невозможность повторения его человеком, а если кто-то и попытается, то не сможет сочинить даже самую короткую главу и это еще раз доказывает, что источником Корана является не творческая сила человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.