КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смерть означает первый шаг к воскресению
Смерть остается быть самым тяжело переживаемым явлением в жизни человека и великой истиной, пополняющей душу человека с глубоким чувством горечи. Возникают вопросы: Что означает смерть и какова ее действительность? Является ли она завершающей точкой в жизни человека? Или она означает лишь продолжение жизни в другой форме? Или она означает освобождение души человека от оков мирской жизни? Или она есть заход солнца в одном мире и его восход в другом? Является ли она частью эволюционного движения в жизни человека или она есть своеобразный мост, посредством которого человек переходит от одного берега (мирская жизнь) на другой (загробная жизнь)? Является ли она относительной действительностью - концом жизни в нижнем мире и ее началом в верхнем мире? Отвечая на эти вопросы, мы прежде всего должны констатировать тот факт, что существует два взгляда на смерть -взгляд материалиста и взгляд верующего человека. По мнению материалистов - жизнь это определенный отрезок времени, который начинается с рождения человека и завершается с его смертью. Естественно, такое представление жизни и смерти вселяло в сердце человека горечь. По своей натуре человек склонен к вечности; в глубине души человека заложено чувство страха от умирания и исчезновения. Взгляд верующего человека. По религиозному представлению, человек движется по эволюционному пути; пройдя через врата смерти он завершает одну часть жизни и начинает его вторую часть. Исламские рассказы описывают смерть как освобождение души от оков телесной оболочки, как замену одной одежды на другую, как снятие человеком грязной одежды и одевание чистой одежды. В других рассказах смерть представляется в виде моста или переправы, перейдя которую человек от одного качества входит в другое. В целом, можно сделать такое заключение, что смерть - это относительное понятие. Ее можно охарактеризовать как смерть в мирской жизни и рождение в промежуточной сфере; как заход в одном мире и восход в другом. Таким образом, конец жизни верующих не будет тяжелым и горьким. Для людей, придерживающихся подобной возвышенной и благородной веры, конец жизни -это превращение, наполненное добром, дающее возможность вещам воссоздать их истинный облик, подвергнуться очищению. В этом случае смерть не окажется страшной; она будет представляться как ворота спасения для связи с Богом; она делает верующего человека в воина на поле битвы, готового принимать кровавую смерть. Отсутствие знаний и неспособность соответствующим образом осознать природу смерти порождает страх, ужас, неуверенность в человеке, и тогда смерть представляется ему кошмарным сном. Имам Али ал-Хади, да пребудет мир с ним, однажды навестил своего больного друга. Он плакал и очень беспокоился. Имам сказал ему: "О раб Аллаха, ты боишься смерти потому, что не понимаешь ее сути". Скажи мне: если тело твое испачкано грязью и покрыто язвами и если ты знаешь о том, что купание в бане избавит тебя от грязи и боли, то разве ты не захочешь очиститься от нечистот? Или ты проявишь нежелание что-либо сделать и предпочтешь оставаться грязным? Больной ответил: "О потомок Посланника Аллаха! Конечно же, я предпочел бы умыться и стать чистым". Имам ответил: "Так знай же, что смерть подобна бане. Она дает тебе последнюю возможность избавиться от грехов, очиститься от зла. Если смерть приблизилась к тебе, то нет сомнения, что ты освободишься от всех печалей и боли и достигнешь вечного счастья и радости".[[25]] Услышав слова Имама, больной заметно успокоился, с чувством собственного достоинства предался он смерти. Сомкнул глаза и продолжил путь к вечной своей стоянке. Человек как и любое другое живое создание избегает исчезновения, страстно желает жить вечно; он думает, что смерть лишает его такой возможности; по его представлению, смерть - это абсолютное исчезновение; исчезновение, которое сводит на нет все его мечты и пожелания. Поэтому она кажется ему страшной. Одной из причин устрашения перед смертью являются дурные поступки, ошибки, погрешности, которые совершает человек; он чувствует, что ему придется встать перед судом Божественной справедливости в день воскресения и держать ответ за все свои деяния. Священный Коран гласит: "Скажи: "О вы, которые стали иудеями! Если вы утверждаете, что вы - близкие к Аллаху, помимо прочих людей, то пожелайте смерти, если вы правдивы! Но они никогда не пожелают ее за то, что раньше уготовили их руки. Аллах знает про неправедных" (62:6-7). Причина страха перед смертью может быть то, что человек проводит свою жизнь думая только о заботах мирской жизни и о ее удовольствиях. Такой человек видит в лице смерти только разрушение и естественно, не хочет променять свою благополучную жизнь на разорение и опустошение. Ближайшая жизнь подобна соленой воде моря, чем больше ее пьет человек, его жажда становится сильнее, те которые стремятся к украшениям ближайшей жизни и к ее обманчивым проявлениям, проведут всю свою жизнь запыхаясь и в конце-концов настолько они будут увлечены заботами мирской жизни, что смерть окажется им страшной. Повелитель верующих Али, да пребудет мир с ним, относится к числу тех редких людей, которые правильно понимали суть жизни и не страшились смерти. Он говорил о себе: "Клянусь Аллахом, сын Абу Талиба несравненно с большим наслаждением относится к смерти, чем младенец тянется к груди своей матери". Почему же этот кристально чистый человек, никогда не подчеркивающий своей любви к Аллаху, день и ночь стремился к встрече с Всемогущим, спешил к Его высочайшему присутствию? Благодаря своей чистой сущности и благородному разуму он осознал, что смерть знаменует собой освобождение от темных путей материи и вступление во врата вечности. С какой же стати бояться ему смерти?
ЛЕКЦИЯ 25 ВОСКРЕСЕНИЕ - ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ Действия и поступки человека суть отражения его собственной воли. Совершая различные действия, человек старается достигнуть определенные намерения и желания. Далее если мы представим, что некоторые наши волевые действия полностью лишены конкретных целей, то более глубокое размышление воочию покажет нам, что ни один из способов нашего поведения не отделен полностью от скрытой, невыразимой словами цели. В глубинах каждого действия скрыта тайная, неизведанная цель. Например, когда мы оказываем помощь нуждающемуся, нам кажется, что наш поступок вытекает только лишь из благородных побуждений, но при внимательном размышлении мы обнаруживаем, что помимо очевидной цели существует скрытая цель. Это то, что пожертвовав определенную сумму бедному, сами становимся счастливыми, чувствуем себя спокойно. Таким образом, мы размышляя о подробностях нашей разносторонней деятельности, обнаруживаем новые для нас и скрытые цели и намерения. Весь природный мир устроен таким уникальным образом, в любых вещах и явлениях не могут отсутствовать цель и идеал. Миссия пророков основана на чувстве ответственности, поэтому они решительно провозглашали существование другого, бесконечного мира, в котором человеку придется давать отчет за свои деяния. Пророки настойчиво напоминают и уверяют, что в день воскресения все человечество будет собрано, что ближайшая жизнь - это поле для подготовки для загробной жизни, что судьба человека в этот день будет определяться по его деяниям в ближайшей жизни. Логично ли, чтобы талантливый художник создал прекрасный шедевр искусства, потом сам же его уничтожил? Конечно, ответ будет отрицательный. А как же Творец такого чарующего и восхитительного создания как человек, может уничтожить свое творение одной лишь смертью? Здравый разум отклоняет такого необоснованного мнения. Караван бытия должен продолжать свой путь в направлении абсолютного совершенства. Человек, начинавший свое существование от Бога, должен завершить ее у Его порога. Благословенный Коран решительно опровергает мысль о бесцельности жизни; видит глубокий смысл в создании человека, природы и мироздания: "И не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну" (38:27). "И мы не создали небеса и землю, и то, что между ними, забавляясь. Мы создали их только истиной, но большинство из них не знают" (44:38-39). "Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня" (3:191). Совершенство духа, цели и чаяния человека достигаются не в условиях мирской жизни. Они формируются в глубине существа человека, человек старается к вечному существованию, к абсолютной красоте к беспредельной мощи и неоспоримому преимуществу, в то же время он живет в ограниченном мире. Если признать, что все эти цели и чаяния не лишены определенного смысла, то мы придем к выводу о том, что существует некий абсолютный мир, неограниченный и нескончаемый, где сбываются все мечты и чаяния человека; где совершенство его человечности достигает свою вершину. Это и есть мир, в котором человек может жить в стороне от моральных пороков; человек сблизившись с Богом может чувствовать себя счастливо; где единственным критерием оценки достоинств человека будут его собственные деяния, фактически это знаменует конец нынешнего порядка вещей, означающий начало вечной жизни, возникновение условий, необходимых человеку для достижения возвышенных ступеней. Подкрепляя вышесказанное мы констатируем, что завершение жизни и существования смертью противоречит Божественной мудрости, поэтому нужно сознательно принимать существование другого мира, где будет требоваться отчет со всего человечества в одиночку; поэтому и Священный Коран предвещая об обещанном дне говорит: "И Господь твой соберет их, ведь Он - мудрый, знающий!" (15:24). Достижение человеком желанного совершенства невозможно в этом мире. Следовательно, будь он чистым и непорочным или злодеем и грешником, продолжает свой путь до встречи со своим Богом. Естественно, люди двояко будут встречать Истинного Творца; те, кому предстоит пребывать в аду, также встретят своего Бога, но Бог не посмотрит на них и не удостоит их своей милостью и добротой. А что касается чистых сердцем, незапятнанных, то они счастливы; они довольны Богом и Бог доволен ими. Эта картина описана в Благословенном Коране следующим образом: "Лица в тот день открытые, смеющиеся, веселые, и лица в тот день - на них пыль, покрыл их прах. Они - то неверные и распутники" (81:38-42). Из всего вышесказанного явствует, что мудрый смысл существования человека в ближайшей жизни раскрывается только при существовании другого мира, олицетворяемом в его деяниях, в этом мире он пожинает плоды содеянного им раньше. Повелитель верующих Али бин Абу Талиб, да пребудет мир с ним, заметил в этой связи: "Этот мир - место прохождения, потусторонний мир - место обитания".[[26]]
ВОСКРЕСЕНИЕ - ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ Действия и поступки человека суть отражения его собственной воли. Совершая различные действия, человек старается достигнуть определенные намерения и желания. Далее если мы представим, что некоторые наши волевые действия полностью лишены конкретных целей, то более глубокое размышление воочию покажет нам, что ни один из способов нашего поведения не отделен полностью от скрытой, невыразимой словами цели. В глубинах каждого действия скрыта тайная, неизведанная цель. Например, когда мы оказываем помощь нуждающемуся, нам кажется, что наш поступок вытекает только лишь из благородных побуждений, но при внимательном размышлении мы обнаруживаем, что помимо очевидной цели существует скрытая цель. Это то, что пожертвовав определенную сумму бедному, сами становимся счастливыми, чувствуем себя спокойно. Таким образом, мы размышляя о подробностях нашей разносторонней деятельности, обнаруживаем новые для нас и скрытые цели и намерения. Весь природный мир устроен таким уникальным образом, в любых вещах и явлениях не могут отсутствовать цель и идеал. Миссия пророков основана на чувстве ответственности, поэтому они решительно провозглашали существование другого, бесконечного мира, в котором человеку придется давать отчет за свои деяния. Пророки настойчиво напоминают и уверяют, что в день воскресения все человечество будет собрано, что ближайшая жизнь - это поле для подготовки для загробной жизни, что судьба человека в этот день будет определяться по его деяниям в ближайшей жизни. Логично ли, чтобы талантливый художник создал прекрасный шедевр искусства, потом сам же его уничтожил? Конечно, ответ будет отрицательный. А как же Творец такого чарующего и восхитительного создания как человек, может уничтожить свое творение одной лишь смертью? Здравый разум отклоняет такого необоснованного мнения. Караван бытия должен продолжать свой путь в направлении абсолютного совершенства. Человек, начинавший свое существование от Бога, должен завершить ее у Его порога. Благословенный Коран решительно опровергает мысль о бесцельности жизни; видит глубокий смысл в создании человека, природы и мироздания: "И не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну" (38:27). "И мы не создали небеса и землю, и то, что между ними, забавляясь. Мы создали их только истиной, но большинство из них не знают" (44:38-39). "Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня" (3:191). Совершенство духа, цели и чаяния человека достигаются не в условиях мирской жизни. Они формируются в глубине существа человека, человек старается к вечному существованию, к абсолютной красоте к беспредельной мощи и неоспоримому преимуществу, в то же время он живет в ограниченном мире. Если признать, что все эти цели и чаяния не лишены определенного смысла, то мы придем к выводу о том, что существует некий абсолютный мир, неограниченный и нескончаемый, где сбываются все мечты и чаяния человека; где совершенство его человечности достигает свою вершину. Это и есть мир, в котором человек может жить в стороне от моральных пороков; человек сблизившись с Богом может чувствовать себя счастливо; где единственным критерием оценки достоинств человека будут его собственные деяния, фактически это знаменует конец нынешнего порядка вещей, означающий начало вечной жизни, возникновение условий, необходимых человеку для достижения возвышенных ступеней. Подкрепляя вышесказанное мы констатируем, что завершение жизни и существования смертью противоречит Божественной мудрости, поэтому нужно сознательно принимать существование другого мира, где будет требоваться отчет со всего человечества в одиночку; поэтому и Священный Коран предвещая об обещанном дне говорит: "И Господь твой соберет их, ведь Он - мудрый, знающий!" (15:24). Достижение человеком желанного совершенства невозможно в этом мире. Следовательно, будь он чистым и непорочным или злодеем и грешником, продолжает свой путь до встречи со своим Богом. Естественно, люди двояко будут встречать Истинного Творца; те, кому предстоит пребывать в аду, также встретят своего Бога, но Бог не посмотрит на них и не удостоит их своей милостью и добротой. А что касается чистых сердцем, незапятнанных, то они счастливы; они довольны Богом и Бог доволен ими. Эта картина описана в Благословенном Коране следующим образом: "Лица в тот день открытые, смеющиеся, веселые, и лица в тот день - на них пыль, покрыл их прах. Они - то неверные и распутники" (81:38-42). Из всего вышесказанного явствует, что мудрый смысл существования человека в ближайшей жизни раскрывается только при существовании другого мира, олицетворяемом в его деяниях, в этом мире он пожинает плоды содеянного им раньше. Повелитель верующих Али бин Абу Талиб, да пребудет мир с ним, заметил в этой связи: "Этот мир - место прохождения, потусторонний мир -место обитания".[[27]]
ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ Человек в ближайшей жизни не отвечает за свои добрые и злые поступки. Преступники и деспотические правители, которые претендуя на абсолютную власть, вторгались в чужую жизнь и свободу, наслаждались богатством и роскошью до конца своих дней. Им не пришлось отвечать за свои злые деяния перед судом справедливости. И наоборот, многие добродетельные, богобоязненные люди терпели мучения и страдания, защищая права бедных и лишенных; покинули ближайшую жизнь не пожинав плоды своей доброты. Не противоречит ли это закону Божественной справедливости? Это было бы несправедливостью, если бы не существовал другой мир и день, когда будет отчитываться и злодей и благодетель. Дело в том, что за некоторые виды преступлений невозможно наказать в этом мире. Продолжительность и заплата за преступление не соразмерны ограниченностью ближайшей жизни во времени и пространстве. Например, кто-то преднамеренно убил одного человека, к нему можно применить закон мести, хотя и это не предотвратит социальные последствия этого преступления. А как же быть с безжалостным преступником, который убивал сотни человек? Каково должно быть его наказание? Его можно казнить всего один раз. Следовательно, наказание будет гораздо меньшим, чем само преступление. Поэтому также необходимо существование другого мира, где возможности наказания соответствуют размеру преступления: "Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания" (4:56). С другой стороны, ближайшая жизнь бессильна воздавать вознаграждение, соответствующее степени доброты благодеяния. Много людей, всю жизнь расходовавшихся на благо людей и ушедших из ближайшей жизни не попробовав плод своих добрых дел. Благословенный Коран против равного отношения к злодею и благодетелю: "Разве думали те, которые творили зло, что Мы сделаем подобными тем, которые уверовали и творили добро, что одинаков будет их жизнь и смерть. Плохо они рассуждают! Создал Аллах небеса и землю по истине, чтобы всякая душа получила воздаяние за то, что она снискала, и они не будут обижены" (45:21-22). Следует здесь же оговориться, что порядок, управляющий всем мирозданием, - это божественная справедливость, охватывающая вещи во всем их многообразии. Все вещи во вселенной, большие и малые, мельчайшие частицы или необозримо огромные небесные тела, повсюду разбросанные, сотворены из справедливости, царящей во вселенной. Человек также подчиняется этому всеохватывающему порядку. Единственной особенностью, отделяющей его от других существ, является обладание свободой, дающей ему возможность творить и изобретать. Если он будет использовать свободу выбора своих действий против порядка справедливости, управляющего вселенной, то это обусловливает наличие такого дня, в котором бунтовщик должен держать ответ перед судом справедливости. Воздаяние-это постижение человеком той участи, которое соответствует его деяниям. Очевидно, что деяния не всех грешников и преступников воздаются по заслугам в этом мире. Тем не менее, кое-какие наказания все таки имеют место в этом мире - об этом мире свидетельствует история жизни людей, совершивших нечестивые поступки. Действительно, время от времени мы являемся свидетелями уготованной им горькой судьбы и тяжких испытаний; испытав унижение и муки, они гибнут позорной смертью, даже не подозревая о том, что их ждет. Наличие необычайной связи между греховным действием и последующим бесчестием нельзя приписывать лишь случайному совпадению; напротив, эту связь следует рассматривать как образец воздаяния за бесчестные деяния в этом мире. Коран утверждает: "И дал им вкусить Аллах унижение в жизни ближней, а ведь наказание последней больше, если бы они знали!" (39:26). Подобные наказания иногда звучат как сигнал тревоги для грешников, побуждая их очнуться от заблуждений, изменить ход своих поступков, переделать себя пока не станет слишком поздно. Эти наказания напоминают им о том, что добро и зло - это две чаши весов, на которых измеряются наши поступки, и что ни один неверный шаг, ни один злой поступок не останутся безнаказанными; равным образом, ни один добрый поступок или деяние не останутся без награждения.
ЛЕКЦИЯ 27 ПРОЯВЛЕНИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ Врожденное свойство: 1.Жизнь после смерти... воззвание природного свойства. Воззвание, исходящее из глубин природных свойств человека свидетельствует о реальности воскресения; углубляясь в историю человеческого общества, можно заметить, что на каждом этапе развития человеческой мысли человек неизменно испытывал веру и жизнь после смерти. Археологические находки и экспонаты также говорят о вере первобытного человека в жизнь в мире, который следует после ближайшей жизни. Поэтому они погребали различные предметы вместе с покойником для того, чтобы их использовали после воскресения. Известный социолог Семюель Кинг утверждает: "Религия не только распространилась по всему миру; внимательный анализ показывает, что даже самые примитивные племена обладали зачатками религиозного сознания. Неандертальский человек - предшественник современного человека - очевидно обладал какой-то религиозностью, ибо нам известно о том, что он хоронил своих покойников в конкретном месте, клал рядом с ним его инструменты и иные личные вещи, демонстрируя тем самым веру в потустороннюю жизнь".[[28]] Некоторые формы веры в потусторонний мир существовали среди римлян, египтян, греков, вавилонян, халдеев и других народов древнего мира. Их вера в жизнь после смерти носила поверхностный, суеверный характер, далекий от логики истинной веры в единство Аллаха. Сказанное справедливо и в отношении верований, существовавших у первобытных народов. Например, народы острова Фиджи, верили в то, что мертвые занимаются теми же делами, что и живые - сражаются, воспитывают детей, обрабатывают землю и т.д. Народы Мексики хоронили придворных шутов вместе с умершими королями, дабы те могли развлекать своих повелителей в мире ином, отвлекать их от печальных дум. Как и чем можем объяснить это постоянное свойство человеческой природы. Можно ли это объяснять иначе как Бог вкладывая это свойство в природу человека, создал и доказательства, свидетельствующие в его действительность. К сожалению, ряд социологов исследуя веры и мировоззрения древних народов в вопросе жизни после смерти, окунаются в мир грез и фантазий, всячески пытаются запрятать и сокрыть глубочайшее из ощущений человека. Соответствует ли логике, когда грудной ребенок плача ищет материнскую грудь, вкладывают в его рот нечто похожее на грудь матери и он успокаивается. Мы фактически препятствуем крику души, который идет из глубины природных свойств ребенка. За свою историю человечество попадало в опасную пучину ложных верований, поклонялось истуканам и идолам и в конце-концов оно пришло к осознанию Единственного Творца миров -Аллаха. Ошибка, допущенная человечеством в выборе объекта поклонения означает ли нереальность природных свойств человека в вопросе существования Аллаха? Конечно нет. Это ложное доказательство не может отрицать самобытный характер природных склонностей в сущности человека. Невзирая на то, что деструктивные изменения и перевороты меняют многие из привычек, которые были веками свойственны данному обществу, уважение и приверженность к понятиям справедливости, равенства и веры и сегодня остаются неизменными. Можно утверждать, что сегодня пламя человеческой любви к ним горит даже ярче, чем когда бы то ни было, что сегодня человек тянется к ним с еще большей силой. Несмотря на то, что вера в день суда запятнана некоторыми легендами и мифами, однако совпадение этой склонности со стержневым направлением мысли, свидетельствует в самобытности и изначальном характере этого стремления. Нет сомнения в том, что познания людей основаны на некоторых очевидных истинах и аксиомах, если подвергать их сомнениям, то рухнет само здание человеческих познаний, которое построено на очевидных истинах и аксиомах. Сама внутренняя, присущая человеку сущность составляет, по сути дела, наивысшую форму доказательства, с которой не справится никакая логика. Природное свойство сущности человека сопровождает его за всю историю: нет необходимости доказания того, что человек после смерти будет жить, что со смертью человек не превращается в небытие, а ожидает своего существования в другой форме и в другом мире. Одно естественное ощущение того, что мир устроен на канонах справедливости и естественности уже говорит о том, что мироздание не может исчезнуть без совершения суда и торжества справедливости. Природное чувство говорит: "Этот преступник, который выскользнул от наказания суда справедливости и этот деспот, преступающий законопорядки не смогут уйти от всеобъемлющего правосудия". Если бы эта справедливость была абстрактным воображением, то почему же мы призываем к справедливости в нашей жизни? Почему нас волнует то, что права тех или иных людей попираются? Почему мы решаемся на самопожертвование во имя справедливости? Почему мы ожидаем и стремимся к таким вещам, которые реально не существуют? Не является ли вся эта жажда справедливости убедительным доказательством ее существования?
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |