Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы вызова Корана




Священный Коран бросал вызов человечеству во всех веках и условия этого вызова менялись систематически. В начале говорится: "Скажи: "Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками" (17:88). Затем следуют слова: "Может быть, они скажут: "Измыслил он его". Скажи: "Приведите же десять сур, подобных ему, измышленных, и призовите, кого вы можете, кроме Аллаха, если вы говорите правду!" (11:13).

На третьем этапе условия вызова меняются следующим образом: "А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы" (2:23).

Было бы логично, если бы арабам ответили следующим образом:

1. В течение сорока лет своей жизни Мухаммад, мир ему, не участвовал ни в каком литературном состязании и не демонстрировал свое превосходство над этими людьми; он не получал образования ни у одного воспитателя или учителя.

2. Вызов брошен нации, которая не имеет конкурента в областях поэзии, риторики и прозы.

3. Если бы арабы могли, они немедленно приняли бы вызов Корана, употребив в ответ высокое и редкое искусство красноречия, присущее той эпохе.

4. Они должны были свести на нет доказательства Корана и навсегда закрепить за собой победу.

5. Было бы логично, вместо отказа от послушания Корана, они со всеми своими мастерами риторики смогли бы создать произведение, равное Корану и тогда не было нужды им примириться с потерями и жертвами войн, терпеть лишения и расходовать материальные ресурсы.

6. Некоторые суры Корана чрезвычайно коротки, составляют всего одну строчку, но тем не менее никто не осмеливался возражать против Корана. Что это значит? Может вызов адресован только эпохе ниспослания Корана?

Нет, как в прошлом, так и в настоящем, несмотря на значительный прогресс человеческого разума и развитие познавательных способностей человека, вызов Корана все еще обращено к человечеству: "А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому" (2:23). Современные противники Корана более завистливые, чем в прошлом; мы каждый день встречаемся с новыми происками и интригами сатаны. Почему же отрицающие пророчество избрали окольные пути, избегая прямой конфронтации и борьбы против ислама?

Английский ученый Гибб пишет: "Если даже мы попытаемся нарушить порядок слов Корана, то мы не сумеем поставить их в новый значимый порядок; мы должны вернуть их в первоначальное положение".

Профессор Неапольского Университета Вальери в своей книге "Быстрый прогресс ислама" говорит:

"Божественная книга ислама, чудотворна и неподражаема. Ее стиль не имеет равных себе в арабской литературе, и ее особая способность - воздействовать на души людей - возникает редким и великолепным свойством. Как может такая книга быть продуктом творчества Мухаммада, неграмотного араба? Мы находим в этой книге сокровищницу знаний, недоступную способностям философов и политиков, и по этой причине также нельзя рассматривать ее как результат творчества образованного человека".[[16]]

Смит пишет в своей книге "Мухаммад и принятие ислама" Я со всей серьезностью утверждаю, что в один прекрасный день самые ведущие философы и верные последователи христианства засвидетельствуют, что Коран - это Божье слово и Мухаммад - посланник Бога. Неграмотный Пророк был избран Богом, чтобы донести Коран до человечества, книгу, которая стала источником научных трудов, способствовала образованию библиотек и дала человечеству законы и философию, создала систему образовательных, интеллектуальных и идеологических канонов. Это все произошло в среде, где не было ни малейшего проявления знания и цивилизации. Во всей Медине было только 11 человек, умеющих читать и писать, а среди курейшитов, в Мекке и в ее окрестностях не более 17 образованных людей."

ЛЕКЦИЯ 20

КОРАН И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Красноречие Корана имеет много сторон; оно является чудом со всех точек зрения, а вообще оно состоит из двух частей - художественность и красота слога и интеллектуальное и научное содержание Корана. В первом плане Коран считается чудом с точки зрения риторики, красноречия и лаконичности; специалисты изумлялись наблюдая художественность и красоту слога Корана, его стиль, являющийся ни прозой и ни поэзией. Он обладает четким ритмом и мелодией, являющимися средствами проявления могущественного и уникального духовного очарования, испытываемого всеми, кто познает его. По интеллектуальному и научному содержанию Коран не является научной книгой. Целью Корана не является открытие научных законов или теорий; иначе говоря, он не является книгой по химии, физике и астрономии. Цель Корана - внушить человеку ответственности в выполнении его долга, укреплять его дух, совершенствовать его помыслы. Метод научного воздействия является одним из общих средств практического воплощения этого метода. Уже в первых стихах Корана, ниспосылаемых Пророку ислама прославлялись наука и знания.

Для воспитания человека нужно полное изменение его, включающее в себя предоставление человеку некоторых знаний в различных областях, в том числе и в области эмпирических наук, как вступление к выполнению главной задачи.

2. Наряду с этой основной целью Коран настоятельно призывает к постижению реального мира, воспитывает в человеке уважительное отношение к учению, познанию, мысли.

3. Коран обращает внимание на целый ряд особенностей и явлений, присущих человеку, земле, небу и растениям и создает общее представление о роли экспериментальных наук в развитии морального облика человека.

4. При разъяснении научных реалий, Коран не прибегает к использованию специальных технических терминов; он имеет присущую ему, универсальную и пригодную для всех времен терминологию.

5. В связи с тем, что научные теории находятся в постоянном развитии и усовершенствовании, нужно остерегаться при применении научных познаний к кораническим реальностям, говоря другими словами, нужно избегать несправедливости при комментировании содержания стиха при помощи достижений науки.

Французский ученый Букейль пишет: "Неопровержимым фактом является то, что Коран, приглашая человечество к науке, сам содержит множество наблюдений по природному феномену и включает объясняющие подробности, полностью соответствующие современной науке. Такого нет в Иудейско-Христианском Откровении. Эти научные рассуждения Корана, меня очень удивили. Я сам себе задал вопрос: как возможно, что в тексте, созданном 13 веков назад, найти столько открытий, относящихся к исключительно разнообразным предметам, соответствующим современным научным знаниям. При этом нельзя упускать из виду то, что Коран в своей сущности не является научной книгой; ее основной целью является духовной, связанной и призывом человека думать об абсолютном могуществе Аллаха".[[17]] Давайте рассмотрим несколько примеров по этой теме. Некоторые положения одной из широко известных теорий о происхождении солнечной системы -теории Лапласа были опровергнуты в результате дальнейших исследований ученых. Научные круги в мире сегодня согласны с тем, что планеты изначально состояли из массы натриевого газа, небо и земля составляли единое целое, а потом они отделились друг от друга. Теперь посмотрим, что по этому поводу говорит Коран: "Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую, Неужели они не уверуют?" (21:30).

Одним из актуальных вопросов, волнующих научную общественность является вопрос о растяжении вселенной. Вопрос о нахождении вселенной в процессе постоянного растяжения не был известен до начала текущего века, а Коран об этом процессе твердит: "И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы - расширители" (51:47). Известный ученый Барешт пишет: "Взаимное удаление созвездий и галактик и их постепенное исчезновение от наших наблюдений дают основания полагать, что эти галактики отдаляются от солнечной системы и друг от друга".[[18]] Другой ученый пишет:

"Вселенная постоянно расширяется. Куда бы мы не посмотрели, мы видим отдаляющиеся друг от друга галактики; расстояние между ними растет изо дня в день. Наиболее далекие галактики отдаляются от нас на большей скорости. Например, пока я пишу это предложение, те галактики отдалились от нашей земли на расстояние 200.000 милей. Благословенный Коран гласит: "Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих умом, - Тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: "Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня" (3:190-191).

Закон тяготения. До Ньютона, великого ученого, никто не знал о силе гравитации. Он обрел известность во всем мире благодаря закону гравитации. Его открытие вкратце можно охарактеризовать следующим образом: "Ньютон доказал, что падение предметов на землю, чередование Луны и Венеры, движение планет всегда связаны с единым законом - законом гравитации вселенной". Благословенный Коран по этому поводу говорит:

"Аллах - тот, кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы не видели, потом утвердился на троне и подчинил солнце и луну: все течет до определенного предела. Он управляет (Своим) делом, устанавливает ясно знамения, - может быть, вы уверитесь во встрече с вашим Господом!" (13:2).

Имам Риза, мир ему, в разговоре со своим товарищем сказал следующую фразу из Корана:

"Разве Бог не сказал в Коране, "без видимых столпов?" Товарищ ответил: "Да", после чего Имам добавил: "В таком случае есть столп, но его не видно".[[19]] Коран, отвечая на заявления материалистов о гибели вселенной и человека и подтверждая эволюционное движение вселенной, говорит: "Разве не смотрели они на небо над ними, как Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин? И землю Мы распростерли и устроили на ней прочно стоящие и произрастили на ней всякие красивые пары. Разве ж Мы изнемогли в первом творении? Да - они в сомнении о новом творении" (50:6,7,15). Заблуждаются те, кто представляет мир застойным; он - в постоянном движении, и они сами находятся в постоянном движении вместе со всей вселенной. Движение человека продолжится и после его смерти в виде духовного движения до Судного дня, обещанного Богом.

Движение земли. Не более 3-х веков назад теория Галилея о движении земли встретила яростное сопротивление. В то время как в эпоху полного невежества Коран уже указал на эту действительность: "Разве Мы не создали землю подстилкой и горы его опорами;" (78:6-7). "Он сотворил небеса без опоры, которую бы вы не видели, и бросил на землю прочно стоящие, чтобы она не колебалась с вами..." (31:10). Коран уподобляет землю колыбелью, так как колыбель-место для покоя, одновременно находящееся в движении. В другом стихе Коран уподобляет землю верблюду, спокойно движущемуся по волнистым пескам пустыни: "Он-тот, который сделал вам землю покорной, ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему воскресение" (67:15).

Коран упоминает о сферической форме земли. По прежнему представлению земля считалась ровной и плоской, а сферичность земли была доказана только лишь в последние века; Коран же провозгласил эту реальность четырнадцать веков назад: "Клянусь Господом востоков и западов" (70:40). Очевидно, что употребление во множественном числе востока и запада означает восход и закат солнца. Каждая точка земного шара в одно и то же время является востоком для определенной группы людей, а для других-западом. Если бы земля была плоской, то она имела бы один восток и один запад.

Образование молока. Данные современной науки полностью совпадают с описанием Корана факторов лактации у животных. В Божественной книге говорится: "Для вас и в (вашем) скоте-назидание. Мы поим вас из того, что у них' в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих" (16:66).

Размножение растений. Не так уж много прошло после изучения того, что размножение растений происходит посредством оплодотворения микроскопических частиц, и агентами оплодотворения являются насекомые. Этот процесс более подробно описан в Коранических стихах: "Разве не смотрят они на землю, где Мы создали парные растения?" (42:7). "И низвел с неба воду, и вывели Мы благодаря ей пары разных растений" (20:53). "Хвала тому, кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают" (36:36). После определения двух полов живых существ животного и растительного мира, Коран расширяет границы этого принципа до охвата всего живого: "Из всякой вещи Мы сотворили пару, может быть, вы пораздумаете!" (51:49).

В конце концов человек может выяснить, что вещества могут распадаться до атомов, состоящих из положительных и отрицательных частиц. Отрицательные частицы - это электроны, а положительные частицы - это протоны.[[20]] Отсюда явствует, что все мироздание построено по принципу "пар". Христианский ученый Макс Планк пишет:

"Каждое материальное тело состоит из электронов и протонов".

Увеличение объема земли. Одно из открытий естественных наук, подтвержденное лабораторными экспериментами заключается в том, что корни растений увеличивают объем земли. Когда вода проникает в недра земли, накопленный воздух также проникает в глубину земли, которая начинает бурлить в возбуждении. Когда дождь проникает в глубины земли, корни растений начинают двигаться и пробиваться сквозь почву. Следовательно, большое количество мелких и молодых корней, происходящих от больших, прорастают во всех направлениях. Примечательно, что 95 процентов необходимых веществ корни получают от воздуха и только 5 процентов из почвы. Так, в результате роста корней в земле, увеличивается также объем земли. В Священном Коране по этому поводу говорится: "И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низвели на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары" (22:5).

Оплодотворение. Священный Коран раскрывая тайну фундаментальной роли ветра в оплодотворении, говорит: "И послали Мы ветры оплодотворяющими, и низвели с неба воду, и напоили вас ею, но не вы ее храните" (15:22).

Растения. Специалисты говорят: "Общеизвестно, что наличие двух условий, в которых произойдет образование облаков-пар и его дистилляции для появления дождя. Третье условие, которое также необходимо, это - оплодотворение". Искусственный дождь подобен искусственному оплодотворению, выполняемому самолетом разбрасывая "водяную пыль" или кристаллы снега в воздух.

Это лишь несколько научных проблем, открытых Кораном 12-13 веков до нашего времени. При этом следует отметить, что наука продолжает развиваться и она добьется новых открытий, на которые ясно указано в великой божественной книге.

 

ЛЕКЦИЯ 21

КОРАН И ПРЕДСКАЗАНИЕ

Поражение великой власти. Третий год миссии Самого Благородного Посланника, который исторически совпадает с 614-ым годом, знаменателен нападением царя государства Иран Хосров Парвиза на Сирию, Антиохию и продвижением в глубь Малой Азии. За короткий период были захвачены десятки городов Сирии, Палестины и Африки. Иранский царь победил Иерусалим, предал огню Гроб Господень и разрушил много городов. Эта была убедительная победа иранцев и крупное поражение византийской империи. Сообщение о поражении византийцев, поклонников единого Бога, от рук огнепоклонников Ирана была встречена идолопоклонниками Мекки с большой радостью и с сожалением-мусульманами. В эти волнующие дни было ниспослано откровение Бога:

"Алиф лам мим. Побеждены Румы в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через несколько лет. Аллаху принадлежит власть и раньше, и позже, а в тот день возрадуются верующие помощи от Аллаха. Он дарует помощь, кому желает, -Он велик, милосерд! - по обещанию от Аллаха. Не меняет Аллах Своего обещания, но большинство людей не знает" (30:1-6).

Пророчество Корана исполнилось в 625 г. н.э. Византийцы предприняли успешное контрнаступление, завелась кровавая битва между двумя силами, вернули все захваченные территории и заставили Иран капитулировать в таких условиях, когда никто не мог и подумать, что византийцы смогут за такой короткий период забыть горечь недавнего поражения и восстановить свои силы.[[21]] Пророчество Корана исполнилось именно в то время, которое было определено в Коране. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, как мог знать точное время предстоящей победы византийцев?

Пророчество покорения Мекки. Это великое событие - покорение Мекки и победа мусульман над политеистами, описано Кораном следующим образом: "Оправдал Аллах Своему посланнику видение по истине: "Вы непременно войдете в запретную мечеть, если угодно Аллаху, в безопасности, обрив головы и укоротив, не боясь!" Он знал то, чего вы не знали, и утвердил до этого близкую победу." (48:27). Этот благородный стих содержит два пророчества: о том, что они вступят в запретную мечеть и выполнят церемонии паломничества (умра) без страха и о том, что политеисты будут побеждены. Стих был ниспослан тогда, когда мусульмане оказались в тяжелых обстоятельствах и в неблагоприятной ситуации. Обстоятельства не предсказывали такого поворота событий. В действительности, это было не проявление физической мощи и победоносности оружия мусульман, а Божья помощь, присоединившаяся к их энергичным усилиям, приведшая их к победе. За этим последовали другие, не менее важные победы. Мусульманских воинов ждал триумф в Хайба-ре и покорение ими грозных крепостей. Так, они победили евреев и покончили той опасностью, котороя угрожала им всегда.

Участь Абу Лахаба. В начальных стадиях пропаганды ислама, когда еще многие представители рода Бану Хашим были против ислама и только начинали принимать ислам, когда будущее ислама оставалось неопределенным, Коран уже предсказал последующую судьбу Абу Лахаба, которому неизбежно было гореть в огне ада из-за упорной вражды к Пророку ислама. Несмотря на то, что Абу Лахаб был родным дядей Пророка, Коран предвещает ему мрачную судьбу: "Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал! Не помогло ему богатство и то, что он приобрел. Будет он гореть в огне с пламенем" (111:1-3). Исторические источники показывают, что Абу Лахаб закрыл свои глаза на этот мир как неверующий и постоянный противник Пророка ислама до конца своих дней.

Защита Пророка от опасности. Спустя три года от начала миссии, когда Мекка все еще пребывала в интригах и каверзах врагов ислама, направленных на физическое уничтожение Пророка ислама ниспослан был стих, предвещающий защиту Пророка от опасностей: "Рассеки же, как тебе приказано, и отвернись от многобожников! Ведь Мы, поистине, избавили тебя от насмешников" (15:94-95).

Обильный. Эта сура Священного Корана повествует людям о том, что у Пророка, мир ему и благословение, будет большое потомство; стих был ниспослан в период, когда язычники причиняли

Пророку ислама страдания и мучения, предвещали ему бездетность, ибо сыновья Пророка умирали еще в детстве; язычники были уверенны в том, что им удастся убить его и за ним не останется наследник. В это время снизошел стих: "Поистине, Мы даровали тебе обильный! Помолись же Господу твоему и заколи! Ведь ненавистник твой-он куцый" (108:1-3).

Возвращение на Родину. Когда политеисты превратили Мекку в сущий ад и интриги и провокации политеистов приняли особенно настойчивый характер, Пророк решил покинуть Мекку и эмигрировать в Медину. Он покинул город тайно и под покровом темноты и в момент страданий и мучений, связанных с переселением, было ниспослано знамение: "Поистине, тот, кто сделал твоей обязанностью Коран, вернет тебя к конечному возвращению" (28:85).

Все эти пророчества невозможно объяснить результатами научных открытий; единственный верный путь-это их отнесение к источникам откровения и неисчерпаемым знаниям Бога. Следует учитывать то, что данные пророчества били единственным источником знаний для мусульман в защите веры и укреплении ее устоев. Благородный Коран учил мусульман относиться к побежденным народам с особенным пониманием и милосердием, а в дальнейшем, научила их, чтобы их священная война за победу монотеизма была вечной и единственной целью этой войны было заложение основ новой веры и ее распространение в мире, обеспечение мира, справедливости и равенства среди людей.

Одно из примечательностей Священного Корана заключается в уникальной гармоничности и согласии между его стихами. Кроме очевидной внутренней взаимосвязи между аятами, не наблюдается никакого противоречия или малейшего расхождения между ними. Об этом в Благородном Коране говорится: "Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий" (4:82).

Когда мы знакомимся с жизненным путем Пророка, полным потрясающими историческими поворотами, мы видим, что несмотря на изменчивый характер условий на различных этапах, однако он не менял своих принципов и вел одинаковую жизнь; он вел один и тот же образ жизни пребывая среди агрессивных политеистов Курейша, когда он жил в осажденном врагами оазисе, после того, как переселился в Ясриб, когда закладывал основы исламского государства и когда вел мусульман от одной победы к другой. В течение двадцати трех лет Коран являлся общим правилом развития и изменения под влиянием господствующих условий времени не отразились в мировоззрении Корана и вызванные этим противоречия не смогли нарушить гармонию, характеризующую его стиль. Коран отличается от других книг многообразием тем; как обычно, круг охвата той или иной книги ограничивается одной областью - юридической, исторической, политической, когда как Священный Коран рассматривает неограниченное число тем и областей. В священных текстах мы находим юридические и политические вопросы и наставления, религиозные знания, порядок вознаграждения, моральные нормы, литературные и исторические темы. Между этими областями знаний наблюдается внутренняя взаимосвязь. Не находим разницы между первой сурой Корана, ниспосланной Пророку (сура Алак) и последней сурой (Наср) Корана, которая явилась завершением божественного послания. Это также является доказательством чудодейственной силы Корана, в методах изложения и красноречии которого не наблюдается никакого изменения. Эта абсолютная гармоничность, взаимосвязь и согласованность основ Корана, его охват различных идей, моральных норм и правил, философских и юридических проблем и культовых традиций неопровержимым образом доказывают, что Коран берет свой источник от Бога.

 

ЛЕКЦИЯ 22

ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОРАНА

Одно из проявлений исключительного красноречия Священного Корана и его уникальной самобытности - это поразительная привлекательность, которая держит человека под постоянным и глубоким впечатлением. Лучшие шедевры литературы, будь то они поэтическими или прозаическими, теряют своей привлекательности при повторном чтении, они постепенно перестают привлекать внимание и наконец, перестают доставлять удовольствия читателю. Совершенно иначе обстоит дело с Кораном, только те, которые читают Коран днем и ночью, могут знать его прелесть. Божественные строки читаются сотни раз, Коран придает им различные неожиданные аспекты, покоряющие души. Человек никогда не устает от чтения Корана, каждый раз находит в нем что-то новое, Коран все сильнее тянет читателя к себе; от обнаружения нового для себя в содержании Корана читатель получает удовольствие; Коран сам обращается к читателю на его же языке и соответственно его знаний.

Примеры силы воздействия и привлекательности Корана.

1. Джафар бин Абу Талиб, мир ему, прочитал стихи суры Марйам царю Эфиопии и под влиянием этого, тот пересмотрел свою позицию; он заплакал и решил покровительствовать над исламом и мусульманами.

2. Мус'аб бин "Умайр, посол Пророка в Ясрибе, читал Коран предводителям того города и те под влиянием этого принимали ислам.

3. Ал-Валид бин ал-Мугира закрылся на три дня в комнате и все это время думал о Коране.

4. Сегодня, спустя четырнадцать веков после откровения Корана, он также как и прежде оказывает сильное влияние на своих слушателей, приглашает их к вере и самоочищению.

Привлекательность Священного Корана не ограничивается его волнующей ритмичностью; она содержит следующие качества:

Форма, парадигма. Хотя Коран не подчиняется никаким стихотворным размерам аруза и жанрам поэзии и это является его отличительной особенностью, мы находим его слова уравновешенными и это делает его влияние еще более сильным.

Логичность его значений. Человеческий разум бессилен перед логикой Корана, ибо она опирается на крепкие и сильные рациональные основы.

Красота духа. Сердце человека живет за счет духовных потребностей; к примеру, прелесть ночной молитвы может ощущать только тот, кто ее совершает; поэтому восприимчивость в плане духовном является одной из важных особенностей Корана. О состоянии верующих, испытавших это чувство, Священный Коран говорит: "И падают на бороды, плача, и увеличивает он в них смирение" (18:109).

Выше мы говорили о красноречии Корана и от-мечалиг что оно проявляется и в форме и в содержании Священной Книги. Но ограничивается ли красноречие Корана этими двумя областями? Естественно, нет. Области проявления красноречия Корана неисчислимы. Посмотрим, как оно проявляется в выборе и использовании отдельных слов:

1. Слово "нур" (свет) встречается здесь 23 раза, а слово "зулмат" (темнота)-23 раза;

2. Слово "ал-маут" (смерть) и производные слова и "ал-хаят" (жизнь) и производные слова встречаются в Коране точно 145 раз;

3. Слово "ад-дуня" (мирская жизнь) и "ал-ахира" (загробная жизнь) встречается точно 115 раз;

4. "Ан-нафа" (благо) и производимые от него слова и "ал-фасад" (порочность) и производимые слова встречаются 50 раз;

5. "Ас-Салихат" (добрые дела) и "ac-сеййи'ат" (дурные поступки) встречаются 167 раз;

6. Слова "аш-Шайтан" (сатана) и "ал-малаика" (ангелы) встречаются 88 раз;

7. Слова "ал-иман" (вера) и "ал-'илм" (знание) и производные от них слова встречаются 811 раз;

8. Слово "аш-шахр" (месяц) в Коранических текстах встречается всего 12 раз;

9. А слово "ал-яум" (сегодня) также использовано в Коране 365 раз;

В ходе дальнейших исследований обнаружатся новые особенности красноречия Корана и в этом деле, естественно, наиболее сведущие-это члены семьи и потомки Пророка, мир им и благословение; они лучше других знают содержание Корана и о тех скрытых в его недрах богатствах.

Священный Коран имеет еще другую особенность - это охват неограниченных значений и смыслов в конкретных моделях; это еще раз доказывает то, что источником этих смыслов и значений является Абсолютная Истина - Бог Всевышний. Имам Садик неоднократно подчеркивал эту особенность Корана. Он говорил: "Я знаю, что в небесах и что под землей". Увидев удивление в лицах слушателей, он добавил: "Я знаю все это с книги Аллаха".[[22]]

Точно также как с развитием науки раскрываются новые тайны природы, с развитием разума человека он достигает тайны Священного Корана, новые проявления его красноречия, которое не имеет предел. Имам Али, мир ему и благословение, говорил: "Коран-это горящий факел, свет которого никогда не погаснет; это океан, глубина которого никогда не сможет быть измерена человеческой мыслью".[[23]] Со дня ниспослания Корана и появления комментариев, в каждом веке выходят талантливые люди, которые не щадя сил исследуют бесконечное внутреннее содержание Корана. Этот интерес исходит не только со стороны мусульман; все большее число немусульманских исследователей вовлечены в исследования Корана. Французский востоковед Бартоломей Геллер говорит: "Мы ощущаем красоту и красноречия Корана через перевод, как мы оцениваем красоту Псалмов и Вед посредством перевода. Есть различие:

Псалмы не содержат свод законов для евреев, а Веды - для индусов, тогда как он содержится в Коране. Это одновременно молитва и просьба, предупреждение и проповедь. Она учит методам борьбы и споров. Это - книга истории и рассказов".[[24]]

Вера в предшествующие пророки является одним из столпов истинной религии ислама. Священный Коран гласит: "Мы не различаем между кем-либо из них..." (2:136). То что Священный Коран признает и с уважением относится к предшествующим пророкам, их книгам и посланиям, говорит о самобытности религии и нужде человечества в религии на всех этапах исторического развития. В каждую эпоху появлялись пророки, которые призывали к Единому Богу, а цепь посланников представляла собой постепенное развертывание духовного направления. Как человечество продвигалось вперед по жизни, так и миссия пророков развивалась в гармонии с прогрессом человечества и пророки предсказывали появление своих последователей. Так, мы видим предсказывание появления исламского Пророка Мухаммада в благовещениях предшествующих пророков.

Открытое объявление имени грядущего пророка вызвало бы появление лжепророков, которые использовали бы это предсказание в своих интересах. По этой причине характеристика будущего пророка была зашифрована, в то же время указывались отличительные признаки, по которым можно было узнать его. Просвещенные люди по этой зашифрованной характеристике уточняли правильность данного пророчества.

Ни христианство и ни другие религии не могут претендовать на вечность религии Иисуса, поэтому нет необходимости защиты Евангелических текстов от искажений и фальсификаций. Когда ислам провозгласил то, что является последним Божьим словом, возникла необходимость защиты Корана от искажений и фальсификаций. Текст послания, зафиксированный вначале в христианстве, ныне не полон, тогда как, в исламе все обстоит иначе. Ученые, исследовавшие различные Евангелические тексты, дошедшие до нас, подвергли их глубокой критике за искажение текстов, также исказивших Новый Завет.

В Евангелических текстах есть много определений, таких как "Дух Истины", "Святой Дух" и "Утешитель", содержание которых можно соотнести к Пророку ислама. В Евангелии говорится, что Иисус обратился к своим ученикам так: "Уже немного Мне говорить с вами; ибо князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне..." Мы считаем, что мир "Параклит" в Евангелии имеет значение, идентичное имени "Мухаммад" и "Ахмед". Переводчики Евангелия взяли слово "периклетос", греческое собственное имя, совпадающее по значению с "Ахмед" и переводится как "утешитель". По этому поводу в Священном Коране говорится: "И вот сказал Иса, сын Марйам: "О сыны Исраила! Я - посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике который придет после меня, имя которому Ахмад". Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали:

"Это-явное колдовство!" В другом стихе Благородного Корана говорится: "Которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им благи и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, - вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это - те, которые имеют успех!" (7:157).

 

ЧАСТЬ 3

 

ЛЕКЦИЯ 23

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОСЛАНИЯ ИСЛАМА

Ни одна из религий кроме ислама, Пророк которой провозглашает свое послание последним и вечным. В Благословенном Коране говорится: "О люди! Я-посланник Аллаха к вам всем" (7:158). "И Мы послали тебя только ко всем людям вестником и увещателем..." (34:28). Сам Пророк, да будет мир над ним, провозглашает эту истину в своем обращении к руководителям государств того времени и подтверждает общечеловеческий характер послания ислама. Вопрос о неподвластности Послания ни временным, ни пространственным ограничениям - это один из важных столпов ислама. Завершение миссии пророков посланием Мухаммада, да будет над ним мир, подтверждается в Коране следующими словами: "Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только -посланником Аллаха и печатью пророков" (33:40). Эта мысль подтверждается в повествованиях, таких как рассказ о сражении Табук, когда Пророк оставил Али, да будет над ним мир, за себя в Медине и сказал ему: "Не согласен ли быть в отношении ко мне в том положении, в каком был Харун в отношении к Мусе, с единственной разницей, что после меня нет пророка."

Отсутствие факторов, делающих необходимым обновление миссии пророков - это искажения и фальсификации, сделанные в тех посланиях и небесных книгах и продолжающаяся опасность совершения такого же искажения в Божьем законоположении и выхолащивания его истинной сути. Но настанет время, когда человек достигнет в своем развитии такого уровня, что он может оградить нормы и учения религии от искажений, фальсификаций и пропагандировать их в подлинной форме, и необходимость в послании нового пророка отпадает. В период жизни Пророка ислама, мир ему и благословение, человечество достигло такого уровня интеллектуального и социально-культурного развития, который позволял ему брать на себя ответственность за защиту небесного послания, за его сохранность и пропаганду. Соответственно, достижение обществом зрелости -рост науки и образования, появление возможности сохранить и пропагандировать небесную религию - все это способствовало завершению пророчества. На новом этапе стало возможным доверить пропаганду религии ученым и образованным людям. И с этого времени, человечество, обладая достаточно высоким уровнем социально-культурного развития и богатым наследием знаний, берет на себя ответственность за пропаганду истинной религии. За это несет ответственность не отдельные индивидуумы, а общество в целом. В Священном Коране говорится: "И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, Приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти - счастливы" (3:104).

Коран - это единственная небесная книга, защищенная от искажений и фальсификаций; одновременно он является огромным божественным наследием, содержащим в себе образцы и нормы благородной морали и поведения. Защита Книги от искажений достигнута по Божьей воле. Благородный Коран гласит: "Ведь Мы - Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем" (15:9).

Вера во всех пророков означает веру в продолжающийся исторический процесс; это заключение исходит из самой сути ислама. Каждый из пророков, начиная с самой истории рождения человеческого общества, отражает борьбу между истиной и ложью, и это будет продолжаться до триумфа истины над последним. Однако тем не менее, каждая историческая эпоха имеет свои специфические условия и требования, требующие нового подхода к ним. Это приводит к тому, что при сохранении основных законов и фундаментальных принципов религии без каких-либо изменений, происходит изменение второстепенных законов и указов. Например, в эпоху Мусы власть фараонов опиралась на порабощение и деспотизм и послание Мусы содержало призыв к войне с несправедливыми тиранами. А в эпоху Исы человечество было вовлечено в борьбу за мирские богатства и совершенно естественно, что христианская религия содержит богатые моральные исповеди, дабы вернуть человечество в состояние духовного благополучия. Ислам же держит серединное положение между материей и духом, между мирской жизнью и потусторонним миром. Священный Коран подтверждает миссию предыдущих пророков и высоко оценивает муки и страдания этих пророков во имя спасения человечества: "И Мы низвели тебе писание и истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания, для охранения его" (5:48).

Основное отличие послания ислама от предшествующих посланий заключается в том, что предшествующие послания ограничены рамками времени, они с течением времени, в определенной мере, теряют своей силы. Поэтому, после появления ислама, те послания потеряли свою популярность и свою истинную сущность. И наоборот, система ценностей ислама дополнила все предшествующие структуры: включая в себя все, послужившее человеку для удовлетворения его социальных, материальных и духовных потребностей.

Путь пророчества составляет путь эволюции и совершенства, который завершается достижением самой высокой вершины совершенства и который олицетворяется в последнем небесном послании, удовлетворяющем все потребности человека. Джабир бин Абдуллах приводит такое высказывание Пророка, где он ясно и доходчиво провозглашает свое положение: "Мое положение среди пророков подобно положению человека, только что построившего дом. Осталось место для одного кирпича, и я кладу его туда и тем самым завершаю пророчество".

Роль которую выполняли пророки в реформации человечества и направлении его на путь истины, теперь выполняют имамы и ученые в исламском законодательстве. Они обращаясь на неиссякаемые источники ислама, прежде всего к Священному Корану, в меру возможностей заменяли пророков в изложении божественных истин, знаний и законов. Самостоятельно решая некоторые вопросы юридического-богословского характера, они определяют направление, по которому должны следовать мусульмане, источник всеобъемлющих законов и тем самым сохраняют Божье слово от искажений и фальсификаций. Настало время, когда человек достиг такого уровня развития, что может осознать универсальные истины, религиозные учения и реалии, когда ученые могут внести подлинные критерии религии в умы людей, как последователи пророков. В своем жизненном пути человек строго руководствуется фундаментальными принципами и основами религии, указанными в учении Пророка ислама, да будет мир над ним и благословение, а во второстепенных законах и указах обращается к заключениям, вынесенным учеными и имамами и нет никакого препятствия перед усовершенствованием знаний человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.