Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что значит «дият»? В каких случаях он выплачивается? На кого он возлагается?




Что такое «сульх»и «гафу»?В чем их различие?

Сульх – это мировая сделка. По этому договору стороны должны положить конец возникшим между ними конфликтам на основе взаимных уступок.

Некоторые правоведы не считают этот договор самостоятельным и признают его как дополнение к другим договорам. По мнению Шафии и шиитских правоведов, взаимное признание прав другого и взаимные уступки являются необходимыми элементами в этом договоре.

Если одна сторона не признает претензий противоположной стороны, но уступает и соглашается с ней, тогда это не мировая сделка, а лишь дарение.

Абу Ханифа по-другому толкует этот вопрос и говорит, что если одна сторона уступает часть своего права в пользу другой стороны, то она действительно приобретает какую-нибудь выгоду. Поэтому такое согласие является мировой сделкой.

При расторжении договора сульх можно пользоваться всеми хиярами, кроме хияр уль-маджлис и хияр уль-хайван.

В договоре сульх предмет должен быть точно определен. Этот договор может быть возмездным или безвозмездным. Предметом могут быть вещи или их плоды, долг или неимущественные права.

Гафу – это прощение ошибок. Это качество присуще как Аллаху, так и человеку.

Однако, аль-гуфран — это качество, присущее только Аллаху, потому что аль-гуфран говорит о прощении грехов. И прощать грехи может только Аллах. И ни один человек, будь-то праведник или пророк, не имеет права принимать покаяние людей или отпускать им грехи.

Ас-сафх тоже говорит о прощении. Но если аль-гафу — это умение прощать человека за ошибку, просто не наказывая, то ас-сафх — когда ты не только не наказываешь, но еще очищаешь свое сердце от любого отрицательного отношения к этому человеку из-за его ошибки. И в твоем сердце нет обид, словно он ничего плохого тебе не делал.

 

Все правонарушения подразделяются на три группы:

1. Преступления категории ХАДД (кража, прелюбодеяние, разбой, употребление спиртного, бунт, измена исламу) – это преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на «права Аллаха» (т. е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией — хадд.

2. Преступления категории КЫСАС (убийство и телесные повреждения необратимого характера) – это преступления, которые влекут фиксированное наказание (кsас, кавад или дийа), но нарушают права отдельных лиц.

3. Преступления категории ТАЗИР – это все иные правонарушения, которые наказываются не жестко установленной санкцией — та‘зир и могут затрагивать как «права Аллаха» (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы.

Предусматривая высшую меру наказания за убийство или телесные повреждения необратимого характера, мусульманское право допускало возможность пострадавшей стороне выбрать одно из трех:

· смертную казнь

· прощение преступника

· принятие от него выкупа за кровь — дийа.

Право данного выбора предоставляется наследникам убитого, и виновный может быть наказан только по их ясно выраженному желанию.

В случае прощения виновного смертный приговор не может быть вынесен и заменяется выкупом за кровь — дийа. Выкуп за кровь при убийстве свободного мусульманина устанавливался традиционным мусульманским уголовным правом в размере 100 верблюдов или их денежного эквивалента (1 тыс. золотых динаров или 10 тыс. динаров).

Допускалось прощение преступника и без принятия дийа. Более того, по мнению всех крупнейших мусульманских правоведов, прощение преступника, совершившего умышленное убийство, предпочтительнее его наказания.

Диа – это выкуп за убийство или телесное повреждение.

Замена кровной мести получением диа была обязательна, если убийца являлся родственником убитого по восходящей линии; если убийцей была беременная женщина, то кровная месть откладывалась на время после родов.

По учению Абу Ханифы, если свободный человек умышленно убьет чужого раба, то он наказывается смертной казнью.

Шафии, шииты и многие другие правоведы считают, что убийца раба платит диа, равный его стоимости, но не выше 1/2 диа свободного человека. Если раб убьет свободного человека, то он выдается в распоряжение наследников убитого. При этом хозяин раба не несет ответственности за убийство, совершенное рабом. При нанесении работ свободному человеку тяжелого повреждения, хозяин раба может выплатить диа или отдать раба в распоряжение потерпевшего.

По учению Абу Ханифы, диа немусульман равняется 1/2 диа мусульманина. Шафии, Малик и шииты считают, что при умышленном убийстве диа неверных равняется диа мусульман. В случае неумышленного убийства диа неверных составляет 1/2 диа мусульман.

Размеры диа зависят от социального положения, пола убитого или убийцы, вида убийства и формы повреждения. Полный диа составляет 100 верблюдов, качество которых является спорным вопросом среди правоведов. Но верблюдов можно заменить деньгами: 1000 динаров золота, или 10000 дирхам серебра.

Абу Ханифа, Малик, ибн Ханбал заменяют верблюдов 12000 дирхам серебра.

Шафии не настаивают на твердой сумме и предлагают стоимость 100 верблюдов выплатить по рыночной цене, поскольку во времена Пророка они стоили 800 динаров золота.

По учению Абу Ханифы, предметом диа могут быть лишь верблюды, золотые и серебряные монеты. Шииты же еще добавляют коров, овец и драгоценные камни, и тогда диа может равняться 200 быкам, или 2000 баранов.

Полный диа взимается в случае замены кисас при умышленном убийстве или тяжком телесном повреждении: отрезании носа, языка, повреждении органов чувств, отсечении рук, ног, ушей, губ, ослеплении.

За отсечение всех пальцев требуется полный диа, а при повреждении одного глаза, руки или уха 1/2 диа. Если повреждение нанесено беременной женщине, то диа исчисляется по-разному.

В случае преждевременных родов и рождения при этом живого ребенка, независимо от того, будет он жить или нет, преступник платит полный диа. Если будет мертворожденный, то сумма диа составляет 1/ 2 полного диа.

При легком повреждении вместо диа полагается выкуп - арш, - и его наибольший размер колеблется от 1/3 до 1/20 полного диа.

Максимальный срок выплаты диа равен трем годам. В течение этого времени убийца или его родственники обязаны погасить диа. Шафии и шииты считают, что за умышленное убийство диа должен взиматься сразу после приговора кади.

20. Перечисли наказание за не умышленное убийство? Что такое «акыля»?На сегодняшний день действует ли этот институт?

Убийство – это очень жестокое преступление, которое ломает устои и порядок в обществе, подрывает уверенность человека в себе и доверие к правовой системе государства, в котором он живет. Ислам призван отменить угнетение и несправедливость, прекратить кровопролитие и установить мир, спокойствие, благополучие и абсолютную справедливость, при которой никто не ущемлен.

 

Убийство человека – это один из самых страшных грехов в Исламе. Относительно этого Всевышний Аллах определяет в аятах виды убийства и наказание убийцам. Убийство будет рассмотрено в двух категориях, о чем мы поговорим подробнее. Наказание за убийство в Исламе зависит от того, под какую категорию попадает данное преступление. Ислам делит убийства на две категории:

1. Непреднамеренное убийство.

2. Преднамеренное убийство.

В любом случае Ислам не оставляет преступление без наказания и наказывает виновного в зависимости от тяжести совершенного преступления. Попробуем разобрать в свете аятов и хадисов, какое наказание определяет Ислам убийце в зависимости от вида убийства и отягчающих обстоятельств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.