Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды вопросов интервьюера




Этапы организации интервью

Полустандартизированные

Стандартизированные

Стандартизированное интервьюпредусматривает прове­дение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешается изменять фор­мулировки или порядок вопросов, а также задавать новые воп­росы. Все условия процедуры регламентированы.

Как следствие, обеспечивается высокая степень сопостави­мости всех индивидуальных результатов, сокращается до ми­нимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность (релиабильность) итогов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необхо­димо опросить большое количество людей, используя для об­работки информации средства статистики.

Однако мнения респондентов при этом обычно не получа­ют полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.

Полустандартизированное интервью основано на исполь­зовании двух видов вопросов. Одни из них - обязательные, основные - должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие - "подвопросы", уточняющие - применяются в беседе или исключаются из нее интервьюером в зависимости от отве­тов на основные вопросы (18).

 

Вне зависимости от того, какая разновидность интервьюирования используется иссле­дователем в своей работе, существует определенная последо­вательность действий, обеспечивающая должную эффектив­ность реализации данного метода. Проанализируем содержа­ние основных процедур устного опроса.

Подготовительный этап включает следующие компоненты;

1. Определение предмета и объекта опроса, постановка ис­следовательских задач, выбор той или иной разновидности интервью;

2. Проектирование инструментария психологического ис­следования (в том числе: составление плана интервью, фор­мулирование примерной совокупности вопросов респондентам, выделение категорий анализа собираемой информации, разра­ботка инструкций, подготовка технических средств регистра­ции и обработки данных);

3. Пилотажное интервьюирование;

4. Уточнение программы исследования, редактирование воп­росов, изменение инструкций, анализ ошибок и несоответствий, возникших в ходе пробного интервью;

5. Составление итогового варианта совокупности вопросов, способов анализа собираемой информации, текстов инструк­ций респондентам.....(18)


 

По отношению к цели исследования обычно выделяют два вида вопросов:

· процедурные (или функциональные), направленные на оптимизацию хода опроса (в том числе выявляющие степень информированности респондента об условиях его проведения, о цели интервью, а также способствующие установлению и поддержанию контакта с интервьюером)

· тематические. информационные, по ответам на которые в дальнейшем делаются те или иные психологические выводы.

По своему содержанию вопросы подразделяются на:

  • выявляющие фактическую информацию о социальном положении респондента и событиях его прошлой жизни;
  • выясняющие субъективные мнения опрашиваемого, мотивы его поведения, жизненные позиции, отношение к себе и к другим;
  • уточняющие интенсивность мнений, отношений, эмоциональных реакций.

В зависимости от характера ответов вопросы могут пред­полагать получение

· кратких, односложных

· нераспространен­ных ответов или распространенных

· пространных, более детально выражающих мнения и позиции респондентов

По форме ответов существуют вопросы:

  • закрытые, где опрашиваемый должен лишь сделать свой выбор из предлагаемых вариантов ответов, не выходя за его, пределы. (Закрытые но форме вопросы более характерны для анкетирования, чем для интервью)
  • открытые, при которых опрашиваемый сам формулирует свой ответ (18).

 

Основные правила составления вопросов для интервью:

 

1) каждый вопрос должен быть логически однозначным, не содержащим в себе нескольких относительно автономных частей, требующих различных ответов;

2) следует избегать употреблений малораспространенных иностранных слов, специальных терминов, слов с неопределенным значением, затрудняющих работку респондентов;

3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их; целиком и ответить только на часть или же вообще отказаться от ответа;

4) предпочтение отдастся конкретными вопросам перед абстрактными или обобщенными, так как достоверность информации, касающейся отдельных случаев или позиций, обычно заметно выше, чем информации, запрашиваемой "в целом", т. с. предполагающей пренебрежение частными ситуациями. Лучше задать несколько конкретных вопросов в пределах одной темы, чем один вопрос типа "Как вы обычно поступаете...";

5) в случаях необходимости получения сведений дискуссионного характера или не вполне приемлемых для публичного выражения респондентом, целесообразно, придавать вопросу маскирующий оттенок. Это достигается выведением в обсуждение соответствующей воображаемой ситуации, касающейся самого опрашиваемого (скажем, в будущем) или любого неопределенного лица (к примеру, "одного студента", "юношу вашего круга" и т.п.), идентификация с которым не представляла бы для него особых затруднений;

6) вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком личные, не выносить в начало интервью. Известно, что чем далее вшиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказатся от продолжения беседы;

7) если речь заходит о предмете, в котором опрашиваемый недостаточно компетентен, иногда желательно сделать соответствующее предисловие, пояснив ему на примерах или в других словах излагаемый в вопросе материал. Тогда сами вопросы будут оставаться краткими;

8) следует стремиться к тому, чтобы все варианты предлагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента не означали для него потерю престижа, оскорбление самолюбия (18).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.