Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности




Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек - исследует человека, то есть самого себя.

Познание обусловлено общественно-исторической практикой, уровнем развития знаний, науки, предметно-практической деятельности, уровнем развития социальных отношений. Познание - сложный, многогранный процесс, сочетающий в себе рациональное и иррациональное, материальное и идеальное. Познание окружающего мира природы, общества, человека и его сознания осуществляется, прежде всего, рациональными средствами, с помощью рассудка и разума. Именно логико-понятийная деятельность, рефлексия и саморефлексия помогают проникнуть в сущность вещей и процессов, проанализировать методы познания, закономерности познавательного процесса, проникнуть в логику познавательно мысли, осуществить рациональный самоконтроль исследователю. Однако познание немыслимо и без чувственного, конкретно-образного постижения действительности. Чувственное познание мира создает основу, базу для рационального осмысления чувственных данных в теории, конкретные образы вещей, создаваемых представлением являются первой формой обобщения предметов и явлений действительности. Помимо научного познания мира, конкретно-образное постижение действительности играет огромную роль в эстетическом, нравственном и религиозном постижении мира, создавая основу для религиозной, нравственной, эстетической картин мира, создавая его образ. Чувства и переживания, являющиеся частью иррациональных моментов познания, дополняются фантазией, озарениями, интуитивным постижением мира. Воля также относится к иррациональной сфере познания. Без волевого целеполагания познавательной деятельности, без веры в возможность познания действительности, в собственные силы и в средства социокультурные познания процесс познания невозможен.

Познавательный процесс включает в себя материальные и идеальные моменты. Материальное в познавательной деятельности представлено средствами познания (материальное обеспечение эксперимента, материальные носители информации, знания, материальные способы передачи и сохранения информации). Идеальное связано, прежде всего, с содержанием результатов познания, а также с идеальным характером протекания самой познавательной деятельности, деятельностью сознания познающего субъекта.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные моменты в процессе познания тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Идеальное рождается или объективируется в материальном, рациональное немыслимо без иррационального, «стимулирующего» его, а иррациональное без рационального, «направляющего» его, делающего более осмысленным. Можно полностью согласится с И. Кантом, считавшим, что «мысли без чувств пусты, а чувства без мыслей слепы» (И. Кант. Критика чистого разума.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.