Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное знание. Критерии научности. Роль науки в жизни общества




Наука в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание науки. В античности наука понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы теория деятельности. Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук: 1) теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика); 2) практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономия); 3) творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т. п. В Новое время наука понимается как деятельность по добыче объективного знания, как непосредственная производственная сила общества.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Она ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п., поскольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Наука взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, религиозным, художественным, мифологическим, философским постижением мира.

В числе важнейших характеристик науки (критериев научности):

- постоянное стремление к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их практического массового применения;

- системная организация;- предметность и объективность знания;

- обоснованность и доказанность знания;

- применение особых средств и методов деятельности;

- использование особого «языка» науки;

- наличие системно-идеализированных познавательных средств (понятийно-категориального аппарата науки);

- нацеленность научного познания на исследование и открытие объективных законов функционирования и развития объектов и явлений природы, социума и человеческого сознания;

- использования «научного оборудования», материальных средств научного познания;

- специфика субъекта научной деятельности (особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные науке средства и методы при решении ее задач и проблем);

- особая система ценностей (ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания; на базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования).

Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Сущность науки: а) достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность; б) выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования; в) предвидение тенденций развития и функционирования объекта; г) контроль и управление процессами в объекте. Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать. В XIX в. научная деятельность институализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована. Наука – сложный социальный институт, включающий в себя три составляющих: а) производство нового знания; б) доведение знаний до их практического использования; в) подготовка научных кадров. Основными функциями науки являются:

- когнитивная (познавательная, поскольку цель науки – объективная истина, познание объективных закономерностей развития действительности);

- прогностическая (предвидение и логически обоснованные предсказания о будущих тенденциях развития природных, социальных объектов, развития человеческого мышления, сознания и тенденций развития самой науки);

- транслирующая (передача научной информации, адаптация ее к широкому потреблению);

- аккумулятивная (накопление и сохранение объективно-истинных знаний о мире);

- мировоззренческая (формирование представлений о мире и человеке);

- эвристическая (открытие нового, научнообоснованного знания);

- производительная (производство новых знаний, непосредственное участие, внедрение научных достижений в производство);

- утилитарная (облегчение, улучшение жизни людей);

- регулятивная (регуляция производственными, социальными и, отчасти, природными процессами с помощью данных науки, научных теорий и т. д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.