Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика научного познания. Методы научного исследования




Научное познание – процесс научной деятельности, направленный на получение новых данных, новых знаний об объекте исследования, систематизация этих знаний, их обоснование и объяснение с помощью научных теорий, а также включение данных теорий в научную картину мира, согласование с существующей в данный момент научной парадигмой.

История научного познания показывает, что наука в современном понимании данного термина развивалась от эмпирического (наблюдение, эксперимент, сбор конкретных научных фактов) уровня к теоретическому (обоснование фактов, выдвижение гипотез, построение теорий и их доказательство и т. д.) уровню. И по сей день эмпирический уровень играет большую роль в научном познании. Развитие научного познания осуществлялось также как «отпочкование» от философского знания сначала естествознания, а затем и общественного, гуманитарного знания. Естественные науки в качестве самостоятельной сферы знания оформляются в Новое время. Общественные науки начинают оформляться в эпоху Просвещения, а гуманитарные – на рубеже 19-20 вв. В современном научном знании взаимодействуют две основных тенденции развития научного знания: тенденция дифференциации научного знания и тенденция интеграции научного знания. Дифференциация научного знания связана с усложнение, углублением познавательных процессов, с разветвлением наук на фундаментальные и прикладные, с открытием новых граней, сторон в исследуемом объекте. Интеграция научного знания связана с расширением потребностей общественной практики, постановкой новых задач, которые приводят к синтезу не только «пограничных» наук (физическая химия, социальная психология и т. п.), но и отдаленным видов научного познания (бионика, генная инженерия и т. д.).

Логика научного познания определяется последовательностью исследовательских процедур, осуществляемых в процессе познания. Научное исследование начинается с появления фактов, подтвержденных наблюдением или экспериментом, которые не вписываются в прежнюю научную парадигму. Далее следует этап обобщения и об попытки объяснения фактов, заканчивающийся появлением научной проблемы. Научная проблема формирует исследовательские задачи и предварительную гипотезу (попытку научного объяснения возникшей проблемы и «неудобных» научных фактов, установление закономерных связей между ними). Данная гипотеза подтверждается или опровергается на эмпирическом уровне (экспериментально, с помощью созданных моделей и т. д.) и на теоретическом уровне (проверка на логическую непротиворечивость, обоснованность, самодостаточность и универсальность применения данной гипотезы в исследуемой области и т. п.). Доказанная гипотеза становится теорией. Система теорий создаете новую научную парадигму, что приводит к изменению научной картины мира. В ходе развертывания научно-исследовательской деятельности ученые используют различные методы познания. Метод – способ, прием осуществления познавательной деятельности. В настоящий период можно выделить три группы методов:

- универсальные – используются во всех сферах познавательной деятельности, а не только в науке; к ним относятся философские принципы и методы, составляющие методологию познания;

- общенаучные методы – используемые во всех науках или в большинстве наук (анализ и синтез, индукция, дедукция, систематизация, идеализация, эксперимент, наблюдение и т. д.);

- частнонаучные – используемые в одной или нескольких близких науках (анкетирование, моделирование ситуаций и т. п.).

Выделяют также типы методов по уровням научной деятельности:

- эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование и др.);

- теоретические (абстрагирование, метод верификации, метод фальсификации, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).

В ходе научного познания используется комплекс методов и подходов, которые взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.