Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование




Обследование ребенка должно осуществляться комплексно. Все биологические и социаль­ные факторы, которые могут раскрыть этиологию этого наруше­ния, должны быть исследованы и учтены. Прежде всего, нужно под­робно обследовать состояние речи. Логопед должен получить представление об уровне речевого развития, включая понимание речи, особенно при частичной задержке или прерванном развитии. Затем следует познакомиться с социальным окружением, с непо­средственными воспитателями ребенка, отношениями в семье, характером воспитания и реакциями ребенка. Выясняют, посколько развиты эмоциональные связи. При оценке характера воспита­ния следует обратить внимание на речевое воспитание: достаточ­но ли побуждений к речи и поддерживается ли она соответствую­щим речевым образцом, создается ли достаточная мотивация для речевого общения, умеренно или чрезмерно оно стимулируется. При обследовании тщательно проверяют слух. Если есть наруше­ние рецептивных компонентов, то необходима консультация вра­ча-специалиста для установления центральных нарушений слуха. Необходимо также обследование психопеврологом и психологом; проверяются состояние речевых органов, интеллектуальные спо­собности, моторика, проводится тест на леворукость, определяется характер поведения.

Так как причины алалии очень многообразны и могут состав­лять различные комбинации, одноразового обследования недоста­точно. Предпочтительно длительное наблюдение в естественных для ребенка условиях (в семье, детском саду и школе, в интерна те). Дифференциальный диагноз предполагает уточнение разли­чий между нарушением процесса развития речи и приобретенным нарушением, между задержкой речевого развития и потерей речи (афазией).

Особенно тщательно следует разграничивать:

1. Афазию, насколько ее можно установить в этом возрасте. Следует определить время появления афазии (в начале речевого развития или позднее) и ее тип и форму.

2. Мутизм как невротическую потерю речи, иногда как след­ствие шоковой травмы. Такие формы потери речи следует отличать от социально обусловленной задержки речевого развития. Изби­рательный мутизм, который проявляется только по отношению к некоторым лицам, является симптомом негативистского поведения, подавлением речи, обусловленным социальным окружением. К этой категории относится волюнтарная афразия (Aplirasia vo-luntaria, Nadoleczny). При шизофрении и детском слабоумии рас­пад речи отражает изменения психики.

Чаще всего диагностические ошибки встречаются в случаях олигофрении и нарушений слуха. Иногда трудно судить, что явля­ется первичным и что вторичпым, т. е. задержка речевого разви­тия возникла вследствие олигофрении или алалия обусловила позднее развитие умственных способностей. В этих случаях необ­ходимо тщательное динамическое наблюдение.

В процессе диагностики необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций.

Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нару­шение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройст­во), время наступления нарушения (до начала формирова­ния речи, в процессе его или после того, как речь уже сфор­мирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое зве­но речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексическо­го, грамматического, семантического строя речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.

Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно по­мнить, что для детей с алалией типичны не только запазды­вание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимуще­ственным недоразвитием фонематического или грамматиче­ского уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. В логопедическом заключении отражаются: механизм на­рушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: I, II, III ), б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, вни­мания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активнос­ти); речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности. Например:

· моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психо­моторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстника­ми. Игровая активность снижена;

· моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Несформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимуществен­ное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного вни­мания, слухового восприятия, оптико-пространствен­ных ориентировок, невербального интеллекта. Лабиль­ность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуа­циях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;

· моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уро­вень речевого развития. Преимущественное недораз­витие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространст­венные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрос­лыми. В отношениях со сверстниками — действия ря­дом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;

· моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения пси­хомоторики, слухового, зрительного восприятия, про­извольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;

· моторная (экспрессивная) алалия. ОНР II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двуслов-ная. Недостаточное развитие психомоторики: нару­шено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается сла­бость правой руки; слуховое внимание, функции ря-дообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая ак­тивность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;

· сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрес-сивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторо­на речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. По­вышенная истощаемость в поведении и деятельности. В письме и чтении возникают ошибки специфического характера (различные формы дисграфии и дислексии).

Кроме речевых нарушений наблюдаются и неречевые (сенсорные, моторные, эмоционально-волевые). Особенности неречевых нарушений при моторной алалии связаны с недоразвитием или поражением центральной нервной системы. Имеются нарушения интеллектуальной деятельности, которые связаны с несформированностью речи. Дети не получают запас сведений, представлений в процессе речевого общения. Отмечается своеобразие протекания всех психических процессов. Особо выделяются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности. В большинстве случаев отмечается вторичная задержка умственного развития. Задержка умственного развития усугубляется повышенной утомляемостью, сужением объема памяти. Особенно страдает вербальная память (произвольная вербальная память, опосредованная вербальная память), следовательно, ребенок не может удержать звуковой образ слова, фразу, текст. Поэтому отмечаются трудности в воспроизведении и подборе слов. Резко ограничена возможность произвольного высказывания ребенка. В соответствии с этим своеобразно формируется речевое мышление (бедность логических операций, снижение способности к обобщению и абстракции). Особо выделяется психофизическая пассивность (соматическая ослабленности). Дети неинициативны. Снижение психической активности. Дети требуют систематичной стимуляции деятельности. Общая заторможенность, неловкость, неуклюжесть, плохая переключаемость. Особо выделяется неловкость пальцев рук (нарушение моторики). Затрудняется в выполнении специфических проб на создание позы и переключения.

Нарушены познавательные процессы, которые осуществляются произвольно, особо тяжело страдает произвольное внимание. Вследствие этого ослаблен контроль за своей речью – ребенок не замечает своих ошибок в речи. Резко снижен объем и скорость переработки информации.

Сохранены: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Страдает слуховое внимание, вследствие этого ребенок не может долго слушать речь, вследствие чего ограничивает себя в получении информации через речь.

Так как дети не могут нормально общаться с окружающими и сознают свой дефект, из-за этого формируются отрицательные черты характера у алаликов (часть детей обидчивы, плаксивы, другие – агрессивны, негативны, с резкими изменениями настроения, часто дают аффективные вспышки, то есть страдает эмоционально-волевая сфера).

Нарушения в мотивационной сфере. Отсутствие познавательного интереса к деятельности. Затрудняется развитие личности ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.