КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование
Обследование ребенка должно осуществляться комплексно. Все биологические и социальные факторы, которые могут раскрыть этиологию этого нарушения, должны быть исследованы и учтены. Прежде всего, нужно подробно обследовать состояние речи. Логопед должен получить представление об уровне речевого развития, включая понимание речи, особенно при частичной задержке или прерванном развитии. Затем следует познакомиться с социальным окружением, с непосредственными воспитателями ребенка, отношениями в семье, характером воспитания и реакциями ребенка. Выясняют, посколько развиты эмоциональные связи. При оценке характера воспитания следует обратить внимание на речевое воспитание: достаточно ли побуждений к речи и поддерживается ли она соответствующим речевым образцом, создается ли достаточная мотивация для речевого общения, умеренно или чрезмерно оно стимулируется. При обследовании тщательно проверяют слух. Если есть нарушение рецептивных компонентов, то необходима консультация врача-специалиста для установления центральных нарушений слуха. Необходимо также обследование психопеврологом и психологом; проверяются состояние речевых органов, интеллектуальные способности, моторика, проводится тест на леворукость, определяется характер поведения. Так как причины алалии очень многообразны и могут составлять различные комбинации, одноразового обследования недостаточно. Предпочтительно длительное наблюдение в естественных для ребенка условиях (в семье, детском саду и школе, в интерна те). Дифференциальный диагноз предполагает уточнение различий между нарушением процесса развития речи и приобретенным нарушением, между задержкой речевого развития и потерей речи (афазией). Особенно тщательно следует разграничивать: 1. Афазию, насколько ее можно установить в этом возрасте. Следует определить время появления афазии (в начале речевого развития или позднее) и ее тип и форму. 2. Мутизм как невротическую потерю речи, иногда как следствие шоковой травмы. Такие формы потери речи следует отличать от социально обусловленной задержки речевого развития. Избирательный мутизм, который проявляется только по отношению к некоторым лицам, является симптомом негативистского поведения, подавлением речи, обусловленным социальным окружением. К этой категории относится волюнтарная афразия (Aplirasia vo-luntaria, Nadoleczny). При шизофрении и детском слабоумии распад речи отражает изменения психики. Чаще всего диагностические ошибки встречаются в случаях олигофрении и нарушений слуха. Иногда трудно судить, что является первичным и что вторичпым, т. е. задержка речевого развития возникла вследствие олигофрении или алалия обусловила позднее развитие умственных способностей. В этих случаях необходимо тщательное динамическое наблюдение. В процессе диагностики необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций. Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована). Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексического, грамматического, семантического строя речи. Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства. Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типичны не только запаздывание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимущественным недоразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: I, II, III ), б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активности); речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности. Например: · моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена; · моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Несформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту; · моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена; · моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована; · моторная (экспрессивная) алалия. ОНР II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двуслов-ная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции ря-дообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого; · сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрес-сивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности. В письме и чтении возникают ошибки специфического характера (различные формы дисграфии и дислексии). Кроме речевых нарушений наблюдаются и неречевые (сенсорные, моторные, эмоционально-волевые). Особенности неречевых нарушений при моторной алалии связаны с недоразвитием или поражением центральной нервной системы. Имеются нарушения интеллектуальной деятельности, которые связаны с несформированностью речи. Дети не получают запас сведений, представлений в процессе речевого общения. Отмечается своеобразие протекания всех психических процессов. Особо выделяются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности. В большинстве случаев отмечается вторичная задержка умственного развития. Задержка умственного развития усугубляется повышенной утомляемостью, сужением объема памяти. Особенно страдает вербальная память (произвольная вербальная память, опосредованная вербальная память), следовательно, ребенок не может удержать звуковой образ слова, фразу, текст. Поэтому отмечаются трудности в воспроизведении и подборе слов. Резко ограничена возможность произвольного высказывания ребенка. В соответствии с этим своеобразно формируется речевое мышление (бедность логических операций, снижение способности к обобщению и абстракции). Особо выделяется психофизическая пассивность (соматическая ослабленности). Дети неинициативны. Снижение психической активности. Дети требуют систематичной стимуляции деятельности. Общая заторможенность, неловкость, неуклюжесть, плохая переключаемость. Особо выделяется неловкость пальцев рук (нарушение моторики). Затрудняется в выполнении специфических проб на создание позы и переключения. Нарушены познавательные процессы, которые осуществляются произвольно, особо тяжело страдает произвольное внимание. Вследствие этого ослаблен контроль за своей речью – ребенок не замечает своих ошибок в речи. Резко снижен объем и скорость переработки информации. Сохранены: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Страдает слуховое внимание, вследствие этого ребенок не может долго слушать речь, вследствие чего ограничивает себя в получении информации через речь. Так как дети не могут нормально общаться с окружающими и сознают свой дефект, из-за этого формируются отрицательные черты характера у алаликов (часть детей обидчивы, плаксивы, другие – агрессивны, негативны, с резкими изменениями настроения, часто дают аффективные вспышки, то есть страдает эмоционально-волевая сфера). Нарушения в мотивационной сфере. Отсутствие познавательного интереса к деятельности. Затрудняется развитие личности ребенка.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |