Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенсорная алалия




Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, основным символом алалии является недоразвитие импрессивной речи. Возникает сенсорная алалия при поражении задних отделов левой верхней височной извилины (центр Верника). При этом нарушается фонематический слух. Нарушение фонематического слуха ведет к нарушению восприятия речи. Это отражается на формировании звукопроизношения. Возникает нарушение звукового анализа, следует нарушение морфологического анализа, следует нарушение лексико-грамматического строя речи. То есть страдают все стороны речи (и экспрессивной), нарушение письма. Нарушение экспрессивной стороны речи является вторичным дефектом у сенсорных алаликов. Сохраняется способность к развитию устной речи. Восприятие речи у сенсорных алаликов страдает в разной степени в зависимости от возможности воспринимать речь сенсорных алаликов разделяют на 3 группы.

1) Дети от полного непонимания речи до понимания отдельных слов.

2) Частичное ограниченное понимание обиходной речи.

I группа – дети не могут контактировать. Им трудно быть в детском коллективе. Большинство воспитывается в домашней обстановке. Круг общения очень ограничен. Общение при этом осуществляется в привычной для него ситуации, следовательно ребенок, зная особенности этой обстановки осуществляет контактирование своеобразно. Хорошее восприятие речи в пределах ситуации, если общаются обычным тоном, в спокойной обстановке, эмоциональной ситуации. Изменение высоты голоса отрицательно сказывается на восприятии речи. Изменение обстановки, новая среда с большим количеством незнакомых ухудшают понимание речи. Вызывают тяжелые реакции, но через несколько дней ребенок может освоиться, вступает в контакт со сверстниками, но участие их в игре ограничивается

Выбывание ребенка из игры. Если сенсорный алалик играет, самостоятельные игры носят подражательный характер. Очень тянутся к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание не только детей, но и взрослых. Активно используют при вступлении в контакт мимику и жесты. Пытаясь понять речь говорящего, дети старательно всматриваются в лицо говорящего. Адекватно реагируют на мимику взрослого и интонацию, особенно побудительную и вопросительную. Среди этой группы детей выделяют часть детей, которые, по словам родителей, понимают отдельные слова, узнают предметы по названиям. Однако, если эти же слова, которые ребенок понимает, будет произносить незнакомый человек, он их не понимает, пока не привыкнет к особенностям тембра голоса, интонации. Восприятие слова улучшается, если слово произносится неоднократно, в неторопливом темпе, в одной и той же ситуации. Изменение ситуации нередко приводит к тому, что ребенок перестает понимать даже знакомых людей. Затруднение узнавания знакомых слов возникает и в тех случаях, когда ребенку предъявляют не одно слово, а фразу. Слуховое внимание крайне неустойчивое, иногда они не реагируют даже на собственное имя, произнесенное громко. В других ситуациях они могут реагировать на то же слово произнесенное шепотом. В экспрессивной речи наблюдаются своеобразные проявления. Во время игры дети произносят непонятные для окружающих слова, состоящие из отдельных слогов или слова, искаженные до неузнаваемости, при этом звуковые комплексы, произносимые ребенком, лишены постоянства и не соотносятся с тем или иным предметом. В ряде случаев появляются эхалалии, которые наблюдаются как во время игры, так и на занятиях. Эхалалии могут состоять не только из отдельных слов, но даже из набора слов выхваченных из фразы, произнесенной логопедом или воспитателем. Эти слова воспроизводятся без учета ситуации и не соотносятся со смыслом действий. Иногда эти дети правильно называют предметы по предъявляемым картинкам, но они не могут указать предмет по называемому слову.

Логопедическая работа с этой группой начинается с установления контакта. От родителей узнают хорошо знакомые и любимые игрушки, просят приносить их на занятия. Во время игры логопед разговаривает с ребенком, при этом старается эмоционально окрасить произносимые слова, используя эмоционально-мелодические средства речи. Речь логопеда должна быть спокойной, неторопливой, слова неоднократно называются.

Таким образом, через игру с помощью эмоциональной обстановки, а также правильной речью логопеда, ребенок начинает контактировать. После установления контакта – развитие памяти и внимания ребенка. В этой работе используются игровые моменты:

1. Показывается знакомая картинка, называется, и затем ее прячут среди других картинок. Далее логопед организовывает поиск этой картинки и вместе с ребенком ее ищут. Речь логопеда: - Где дом? (ищут дом) Нужный предмет неоднократно называется. В процессе такой игры ребенок привыкает к голосу логопеда, начинает реагировать, в дальнейшем игра усложняется.

2. Ребенок должен запомнить несколько картинок, которые положены в определенной последовательности. После того, как логопед их перемешает, ребенок должен восстановить эту последовательность.

3. На последних этапах ребенку помогают найти одинаковые картинки и предметы, отличающиеся какой-либо деталью. Все игры необходимо проводить с опорой на зрительный анализатор. Для логопеда важно выявить особенности зрительного восприятия для ребенка, так как дальнейшая работа проводится с опорой на зрительное восприятие.

Коррекционная работа по преодолению системного не­доразвития речи у неговорящих детей должна включать в себя как воздей­ствие на различные компоненты речевой функциональной системы, так и развитие неречевых психических функций: оптико-пространственных, слуховых, психомоторных процессов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.