Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к обучению грамоте




I этап обучения длится 3,5 – 4 месяца. На этом этапе, который соответствует 1 уровню речевого недоразвития, основной задачей является развитие речевого общения, активизация и обогащение речи в процессе общения с окружающим миром.

В ходе этой работы у детей появляются новые слова, а также возникают ранее отсутствующие звуки. В этот период задача заключается не в постановке звуков, а в вызывании слов с последующим уточнением и закреплением правильного их произношения.

Для правильного произношения подбираются односложные и двусложные слова с простейшей слоговой структурой, состоящие из гласных [а], [о], [у], [и] и наиболее легких для произношения согласных [м], [п], [т], [к], [ф], [в], [н], [х], [б], [д], [г].

Эти звуки включаются в слова в указанной последовательности. При этом нужно учитывать, что чем ниже уровень речевого недоразвития, тем больше следует индивидуализировать процесс обучения.

Опираясь на данные индивидуального обследования, при подборе материала учитываются возможности каждого обследуемого ребенка. Логопед поощряет любые ответы детей, допускается приближенное произношение слов.

Основные формы подачи речевого материала – игра или игровые приемы. Для этого необходимо иметь игрушки, и картинки, которые должны быть специально подобраны.

Артикуляционные упражнения обязательно проводятся перед зеркалом и начинается работа с простых артикуляционных упражнений (надуть щеки, открыть-закрыть рот), постепенно переходят к сложным.

Каждое движение показывается логопедом четко, неторопливо и поза выдерживается несколько секунд, затем выполняет упражнение ребенок. В это же время параллельно с подготовкой артикуляционного аппарата много внимания уделяется уточнению произношения имеющихся у детей звуков. На имеющихся звуках обучают анализу работы органов артикуляции в момент произнесения звуков с помощью вопросов-советов: как работает язык?

Позднее переходят к постановке отсутствующих звуков.

II этап – коррекция слоговой структуры.

1) работа начинается с работы над прямым слогом – па, на (ап, ан – обратные). Эти слоги сначала произносятся логопедом четко, отчетливо.

2) графический анализ слога. Звуковой анализ. Введение сочетаний из 2 и 3 слогов (па – по, па – пу – по). И на этом этапе начинается работа над закрытым слогом (там, тут).

Основным приемом является произношение этих звуков по слогам с опорой на артикуляцию учителя или логопеда со зрительным контролем перед зеркалом.

Как можно раньше рекомендуется давать слова в измененной форме (папе, маме, у папы).

Необходимы упражнения на внимание к звучащей речи и работа по развитию слуховой памяти:

а) Ребенку предлагается выделение отдельных слов из речевого потока (глобальное восприятие речи).

б) Из слов – отдельные элементы – слоги и звуки (конкретное восприятие).

в) Подводят ребенка к осознанному анализу и синтезу состава речи путем сравнения сходно звучащих предложений, слов, слогов.

Толя катает мишку.

Толя купает мишку.

Дети должны прослушать слово или предложение и подобрать соответствующую картинку.

г) Привлечение внимания детей к звучанию отдельных слогов в слове (с опорой на картинки).

д) Закрепление умения различать слоги и звуки на слух в игровой форме. Ребенку предлагаются картинки, и называется только слог. Ребенок должен догадаться, какое слово задумано.

е) Выполнение простых действий (несколько) данных в одной инструкции.

II этап – 5 месяцев. Соответствует II уровню речевого развития. На этом этапе дети овладевают правильным произношением большинства звуков, достигается дифференциация звуков по всем основным признакам, но на ограниченном звуковом материале. Звуки, которые изучались на I этапе, вновь отрабатываются, но на более расширенном словарном материале. При заучивание новых слов постоянно применяется метод отработки слов по слогам с опорой на артикулирование, это облегчает проговаривание трудных для ребенка слов и в то же время способствует развитию кинестетических ощущений.

По мере овладения произносительными навыками начинают предъявляться требования произношения слов с правильным ударением.

Слова с каждой вновь изученной звуко-слоговой структурой произносятся скандировано, по слогам, позднее с правильным ударением. Дети усваивают, что гласный звук, который произносится сильнее, называется ударным. Огромную роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. Эта работа проводится в определенной системе.

По этой системе дети должны научиться выделять из состава слова любые звуки – как согласные, так и гласные, определять их последовательность в слове, делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.

1. Определение первого и ударного звука в начале слова (Аня, астра).

2. Выделение твердых согласных [п], [т], [к], [х], из конца слова. Анализ и синтез обратного слога типа ап, ус.

3. Выделение ударного гласного из положения после согласного (дуб, мак, сок).

4. Выделение согласного звука из начала слова или слога.

5. Деление слов на части – слоги.

6. Полный звуко-слоговой анализ слов. Вначале односложных, затем двухсложных с опорой на графический разбор.

III этап – переход от 2 уровня к 3-му (до школы).

Процесс фонемообразования завершен, звуки повторяются на завершенном материале, закрепляются все звуковые дифференцировки, углубляется работа, направленная на анализ и синтез звукового состава речи. Дети на слух должны различать ударные и безударные слоги, помогают преодолеть скандированность, послоговое произношение слов, проводятся упражнения, направленные на выработку нормального темпа и плавности речи. Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается в условиях школьного обучения (2 класс).

Дальнейшее обучение ставит своей (целью) задачей совершенствовать и укреплять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений.

Этот этап идет параллельно с формированием распространенного предложения и усвоения грамматических категорий.

Таким образом, при наличии первичных коммуникативных средств в ви­де отдельных слов логопед последовательно выстраивает лингвистическую систему, параллельно расширяя инвентарь языковых единиц и развивая способности оперирования этими единицами. Основное место в работе начинают зани­мать лингвистические упражнения. В дальнейшем с помо­щью лингвистических упражнений логопед стремится макси­мально приблизить развитие речи ребенка к нормальному онтогенезу.

Работа по формированию и развитию речи ребенка не может быть оторвана от общего психического развития, и осо­бенно от развития коммуникационной сферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.