КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория продвижения к здоровью
В последние годы произошли большие изменения в разработке концепции человеческого здоровья и болезни. Исследователи предпочитают подход «моделирования здоровья» подходу «моделирования болезни», как более перспективному. Модель здоровья основывается на понятии продвижения к здоровью, как профилактике, а точнее - превенции болезней. Понятие превенции используется как более широкое и предполагающее не только уход от болезни, но и развитие протективных факторов, способствующих здоровью. Социально-когнитивные теории и, прежде всего, работы A. Bandura и R. Lazarus, обеспечили хороший базис понимания того, что состоянием своего здоровья и благополучия человек способен управлять сам. Развитие концептуальной модели здорового поведения основывается на интеграции различных теорий, таких как модель здоровых убеждений (Becker,1974; Rozenstock, 1974); социально-когнитивная теория (Bandura, 1986, 1997); теории осмысленных действий (Ajzen и Fishbein, 1980) и теория протекции мотивации (Rgers, 1983). Таким образом, теоретическая концептуальная модель здорового поведения рассматривает мультикомпонентные причинные факторы, как здоровья, так и болезни. Так называемая мультикомпонентная модель причинности рассматривает важность таких когнитивных составляющих как самоэффективность и целеполагание с учетом влияния на развитие личностных структур среды, оказывающей фасилитирующий (усиливающий) и регулирующий эффекты. Взаимодействие личностных и средовых конструктов, взаимовлияющих друг на друга, формирует человеческую мотивацию, регулирует ее и направляет в определенном направлении: на увеличение благополучия, либо наоборот, на саморазрушение. Для того чтобы мотивационная активность действовала в направлении здоровья, необходима работа с такими факторами как осознание целей и исходов поведения человеком, восприятие, осознание требований, препятствий (стрессоров) среды, фасилитация (усиление) и направление мотивации на действия, направленные на достижение благополучия. Таким образом, для эффективности профилактический действий необходимо, чтобы человек имел: Адекватные знания о факторах риска и рисковых поведенческих паттернах для того, чтобы управлять своим здоровьем в направлении его защиты и улучшения; Убеждение в своей эффективности (самоэффективность) в возможности регулировать свое здоровье. Это – центральная идея социально-когнитивной теории. Восприятие своей эффективности определяет уверенность в способности организовать свое поведение, мысли, чувства в благоприятном для себя направлении, несмотря на то, что, на человека воздействуют различные стрессовые события, и жизнь его постоянно меняется, предъявляя ему все новые и новые сюрпризы и требования. Вера в свою эффективность – огромный базис для действий. Потеря же людьми веры в себя может повлечь за собой эффект дезорганизации в том случае, когда человек будет встречаться с трудностями и изменениями окружающей действительности. (A. Bandura, 2000).
Целевое назначение Цель Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, риску заболевания ВИЧ/СПИДом и формированию других форм отклоняющегося поведения
Задачи
- Формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения, формирование навыков законопослушного поведения. - Развитие ресурсов личности. - Развитие рефлексии чувств. - Принятие своих чувств и чувств окружающих людей; - Развитие умения различать эмоции и чувства, осознавать их у себя и у других; - Умение говорить о своих эмоциях и проблемах. - Формирование адекватного представления о себе, навыков самозащиты. - Формирование позитивной самооценки. - Отработка коммуникативных навыков, формирование навыков поиска социальной поддержки. - Формирование навыков поведения в сложных и опасных ситуациях, признание права на ошибки. - Развитие умения отстаивать собственное мнение. - Формирование негативных установок в отношении употребления ПАВ (табак, алкоголь, токсических и наркотических средств). - Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. - Формирование системных знаний и навыков о здоровом образе жизни, личной гигиене, физической культуре и закаливании. - Формирование системных знаний и навыков об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых. - Формирование системных знаний и навыков об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций дома, в школе, на улице, в общественных местах: о безопасности на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания первой доврачебной помощи. - Формирование системных знаний и навыков о факторах, разрушающих здоровье (алкоголь, табак, наркотики).
Целевая группа Учащиеся общеобразовательных школ младших классов, дети 7-11 лет
Методика и технология реализации
Профилактическая программа реализуется за счет времени вариативной части БУП, в рамках внеклассной работы. Проводить программу могут прошедшие специальную подготовку: педагоги; социальные педагоги; психологи; волонтеры из молодежной среды (например студенты ВУЗов), под руководством психолога; лидеры-старшеклассники, под руководством психолога; социальные работники. Внедрение профилактической программы – это командный процесс, в котором могут принимать участие разное количество человек. Оптимальное количество тренеров 2 человека. Это позволяет менять друг друга и сохранять силы для работы с аудиторией, совместно анализировать ход занятия, выяснять, что получилось, а что можно изменить в ходе тренинга и учесть при планировании следующих занятий. Также это помогает ведущим поддерживать друг друга и показывает членам группы пример здоровых партнерских отношений. При количестве участников более 15 человек следует привлекать третьего-четвертого ведущего. Для повышения эффективности профилактической работы важным процессом является регулярное консультирование с более опытным старшим товарищем, который выполняет функцию супервизора. Для реализации программы необходимо привлечение социально-административных ресурсов, программа не может быть внедрена в практику без административной поддержки, которая регулирует профилактический процесс в целом. Такую поддержку необходимо получить на разных уровнях: - От представителей Департамента образования и Комитета молодежной политики, курирующих вопросы профилактики. - От администрации, педагогов и сотрудников образовательного заведения. - От представителей ближайшего окружения подростков (причем это могут быть при отсутствии родителей значимые для подростка взрослые, участвующие в процессе его воспитания). Для успеха программы необходимо искреннее стремление образовательных учреждений осуществлять профилактику. Чтобы это произошло, программа должна быть «дружелюбно», привлекательно и ясно представлена администрации, учителям и сотрудникам образовательного учреждения, где планируется проведение программы, родителям. Их следует проинформировать о целях и содержании занятий, сформировать позитивный имидж программы. Необходимо получить согласие родителей на участие детей в работе по программе, или же, в противном случае, их письменный отказ. Необходимо также согласовать возможность использования материально-технической базы учебного заведения для занятий. С администрацией образовательного учреждения согласуются сроки, время и место проведения занятий, список необходимого оборудования и материалов, подбирается подходящее для работы помещение.
Структура программы
Программа рассчитана на 16 занятий по 1,5 часа каждое, 1 раз в неделю. В течение учебного года, с перерывами на время каникул.
Структура занятия
Ожидаемые результаты
- Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей. - Уменьшение факторов риска начала употребления психоактивных веществ, ВИЧ-инфицирования и других форм отклоняющегося поведения среди детей. - Развитие профессиональной и общественной профилактической сети
Формы контроля результатов До и после проведения программы проводится анкетирование и проведение психологом экспериментально-психологического обследования участников по показателям эффективности. Проводится также отсроченное анкетирование, спустя 6 - 8 месяцев после проведения программы.
Формы работы - Основой программы является ролевая игра. В ней используются: - Рисуночные методы, - Элементы арт-терапии, - Элементы сказкотерапии, - Ритуалы, - Групповое обсуждение, - Когнитивные методы, - Интерактивные игры, - Разминки.
Показатели эффективности программы - уменьшение факторов риска начала употребления психоактивных веществ; - повышение уровня информирования о негативны социальных явлениях; - усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения; - наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения; - развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском;
Описание используемых наглядных средств Необходимые материалы: - Материалы для постройки корабля: поролоновые кубики, стулья и т.д.; - Корабельные аксессуары: штурвал (например, обруч), якорь (напр. газета на веревке), веревки и т.д.; - Необходимые аксессуары для ролей: ленточки для всех участников игры, заменяющие бескозырки (длина около 80 см), подзорная труба и компас для капитана, белые халаты и бинты для врача и медсестры, посуда и т.п. для кока; - Грим и по возможности другие театральные принадлежности, предметы одежды, маски, украшения и т.п.; - Листы А 4, ватман, цветные карандаши, краски, фломастеры; - Музыкальный ряд, подходящий под различные настроения, CD- проигрыватель; - Макет карты (см. приложение 1), булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля; карта Храма Радости (приложение 4); - Сосуды (для радости и для источника радости), корона для короля-тучки, письмо волшебника (приложение 3); - Судовой журнал; - Сертификат участия в программе (см. приложение 6).
Учебно-тематический план занятий
Занятие №1. Введение в программу
Цели и задачи: знакомство участников введение в сюжет ролевой игры создание команды принятие правил (устава)
Необходимые материалы: веревки, непрозрачный скотч или мел, лист ватмана (для написания устава), ленточки, заменяющие бескозырки.
Введение в тему (5 мин.) Ведущий предлагает детям играть в игру: «Ребята! Мы предлагаем вам поиграть в игру-приключение под названием «Корабль». Представьте, что МЫ – жители Города Чувств. Когда-то это был красивый и светлый город, но в нем случилась страшная беда – начал пересыхать источник Светлой и Чистой Любви ко всему миру на земле. С тех пор, жители города перестали вместе веселиться и радоваться, стали раздражительными и потихоньку начинали всех ненавидеть. В конце концов, городской совет решил, что дальше так жить нельзя и надо снарядить корабль на другой конец океана – в Город Радости, чтобы позвать на помощь мудрецов из Храма Любви. Эти мудрецы знали секреты, которые помогали людям заботиться о подобных источниках. Это важное дело поручено нам. Мы поплывем туда на нашем корабле через разные загадочные места, плавание будет трудным и опасным. Но мы должны преодолеть все трудности и испытания. Мы должны спасти свой город. Итак, с сегодняшнего дня мы начинаем игру».
Основная часть (1 ч. 10 мин.) Сбор корабля (5-10 мин.) Цель: налаживание межличностного взаимодействия в ходе совместной деятельности. Ведущий говорит: «Для того, чтобы куда-нибудь поплыть нам необходим корабль. Давайте построим его». Ведущий предлагает поставить стулья (или другие «строительные материалы») в овал. Это будет борт корабля. В середину, ближе к «носу корабля» ставится «штурвал» (роль штурвала может играть стул с установленным на него обручем или другим предметом, который можно крутить в руках, имитируя управление штурвалом). Так же кораблю необходимы якорь, швартовы (веревки для привязывания корабля к причалу). Когда корабль построен, ведущий предлагает всем сесть внутрь, лицом друг другу. После чего ведущие предлагают придумать название кораблю. Игра-разминка «Ура!» (3 мин.) Цель: снятие напряжения, разрядка, формирование позитивной эмоциональной атмосферы. Ведущий предлагает в честь корабля прокричать «Ура!». Сначала тихонько-тихонько, затем громче, еще громче, следующее «Ура!» прокричать изо всех сил и подпрыгнуть вытянув руки в верх. Потом вопли постепенно затихают и переходят на шепот, и все тихонечко садятся на свои места. Морские имена. (5-10 мин.) Цель: знакомство, настройка на атмосферу игры. На последующих занятиях участники называют друг друга по морским именам. Это поможет детям легче включиться в игровую ситуацию, переключиться от других дел, сосредоточиться на занятии. Ведущий говорит: «Когда моряки уходят в плавание, они словно оказываются в другом мире. Даже имена у них появляются специальные – это морские клички. Давайте сейчас придумаем себе такие же морские имена. Правило: «морское имя» должно начинаться на ту же букву, что и обычное имя. Например: Алеша – «Акула», Денис – «Дельфин», Маша – «Морская звезда». Если же вам сложно будет самому придумать себе «морское имя», вы можете попросить товарищей по команде вам помочь. Помогать придумывать «имена» другим можно только по просьбе». Примечание: Это упражнение можно выполнять с мягкой игрушкой. Все встают в круг. У того, у кого в данный момент находится игрушка, называет свое морское имя и кидает ее другому участнику. Другой участник называет свое морское имя и кидает игрушку следующему. Клубок (5-10 мин.) Цель: запоминание морских имен. Участники становятся в круг. Затем по очереди каждый произносит свое морское имя и имя назвавшихся перед ним. Игра «Приветствие по…» (5 мин.) Цель: снятие напряжение, создание дружеской атмосферы, ощущение общности группы. Участникам предлагается поприветствовать друг друга разными способами. Например: пожать друг другу руки потереться носами «поздороваться» локтями «поздороваться» пятками Если какое-то приветствие особенно понравится участникам, то его можно будет сделать традиционным приветствием в начале занятия. Выработка устава (10 мин.) Цель: в игровой, легко усваиваемой детьми форме подать идею необходимости правил, привлечение внимания к правилам, приобщение детей к совместному обсуждению правил взаимодействия. Ведущий говорит: «На корабле необходим устав. Устав – это правила поведения, которые нам помогут быть дружной командой, где хорошо каждому. Подумайте над тем, какие правила вы хотели бы добавить в устав». Ведущий зачитывает стандартный устав корабля: Один говорит, другие молчат Не перебивать Не драться Не дразниться Хранить чужие секреты Оставаться на весь урок Выбор должностей (5 мин.) Цель: социальная активность, выработка ответственного поведения, выявление лидеров и распределение ролей в группе (социограмма). Ведущий объясняет ребятам, что на корабле есть не только моряки, капитан и боцман, но и другие должности, которые будут распределены между участниками. Примечание: если участников игры много, то должности могут быть временными, т.е. участник может занимать какую-то должность какое-то количество занятий, а затем его на этом посту сменяет другой. Чтобы «смещенному» не было обидно, он может стать советником «новичка» и помогать ему советом в сложных ситуациях. Вот список должностей (возможны вариации): 1. Капитан и боцман – эти роли традиционно занимают ведущие. 2. Штурман – стоит в середине корабля и крутит штурвал. 3. Вперед-смотрящий – стоит на стуле, на носу корабля. Капитан или боцман может обращаться к нему во время плавания, спрашивая о том, что ему видно в морских просторах. Ответы дают возможность поманеврировать, обходя рифы, акул и пиратов. 4. Бросающий якорь – бросает и поднимает якорь по команде капитана или боцмана. 5. Отдающий швартовы – привязывает и отвязывает корабль от причала по команде капитана или боцмана. 6. Медсестры и фельдшера – оказывают первую помощь «пострадавшим» во время шторма (этим участникам выдаются бинты). 7. Кок – эта должность назначается в случае, если есть возможность каждое занятие устраивать заключительное чаепитие. Тогда этот участник отвечает за сервировку стола, организацию уборки, распределение конфет и др. Ведущий также объясняет ребятам, что участники, оставшиеся без должностей, тоже без работы не останутся – будут поднимать, опускать паруса, а также помогать при необходимости штурману удерживать штурвал, впередсмотрящему высматривать землю и врагов и др. Выбор должностей назначается на следующее занятие. Детям дается домашнее задание – написать напротив каждой должности имя того ученика (кроме себя), которого они бы хотели видеть на этой должности. Внизу этого списка необходимо написать какую должность хотел бы занимать он сам. Игры-испытания. Цели игр: снятие возбуждения, выработка навыка коллективного решения задач, сплочение и бережное отношение друг к другу. Для этой части занятия можно использовать любые игры, предложенные ниже (в зависимости от настроения детей и количества оставшегося времени). Ведущий: «Теперь пришло время для проверки нашей подготовки к отплытию. Посмотрим, насколько дружная у нас команда». Игра «Болото» (15-20 мин.) Материалы: несколько веревочек или лент, мел или непрозрачный скотч. На полу мелом или веревочками обозначаются "кочки", примерно на расстоянии шага друг от друга. Участники становятся в шеренгу. У соседей по шеренге связываются вместе попарно: например, левая нога 1-го и правая нога 2-го, левая нога 2-го и правая 3-го и т.д. Задача - наступая только на кочки дойти до конца «болота». Игра «Путаница» (5-10 мин.) Все сбиваются в кучу, и каждый участник берет за руки двух разных людей. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.
Завершение основной части (10 мин.) Ведущие поздравляют участников с вступлением в команду: «Ребята! Поздравляем! Вы успешно прошли испытания и теперь вы не просто сухопутные крысы, а настоящие моряки! В честь этого, мы вручаем вам специальные морские ленточки. Отныне, почетное право носить морские ленточки принадлежит только вам». После этого ведущие торжественно вручают каждому ребенку по синей ленте (повязать на голову). Теперь эту ленту каждый участник будет повязывать в начале занятия, что будет означать, что участники уже не простые учащиеся школы, а моряки, члены команды корабля. Ура!
Прощание (5 мин.) Все участники собираются в круг, берутся за руки. Ведущие благодарят участников за замечательно проведенное время. А также предлагают придумать, как можно завершать занятие. Например, пожимать друг другу руки или одновременно подпрыгивать и др.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |