Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 10 Саргассовы Лени 2 страница




Цель: участие в принятии совместного решения.

Капитан с командой обсуждают, будут ли они помогать островитянам. Необходимо: научить жителей или посланника отличать чувства; научить жителей выражать чувства друг другу.

Посланец в конце обсуждения говорит о том, что единственное, что у него есть – это запись ритуала (приложение 3), которым можно разморозить чувства.

Упражнение «Поиск замороженных чувств» (10 мин).

Цель: невербальное выражение чувств, фокусировка внимания на интонации.

Примечание: необходимо предварительно спрятать в классе карточки, на которых будет написано какое-либо чувство. Для того чтобы детям было понятно, можно предупредить их, что необходимо найти карточки с написанными на них чувствами. Разделить детей на пары.

Ведущий-посланник: «Здесь, по всему острову спрятаны замороженные чувства. Вам нужно найти замороженные чувства, узнать. Когда вы найдете какое-нибудь чувство, то поднимите вверх руку и прокричите «Нашел». После этого, необходимо изобразить найденное чувство. Чувства мы будем изображать звуками, т.е. вместо слов использовать только гласные звуки, например, Аааааа, Оооо, Ууууу, Еееее, Ииии. Изображающему нельзя произносить название чувств и показывать карточку окружающим. Остальные участники группы должны отгадать чувство.»

Упражнение «Ритуал размораживания чувств» (30 мин.)

Цель: обучение детей навыку выражения чувств с помощью «Я-сообщений».

Ведущий поздравляет участников с успешным нахождением чувств. Теперь, для того, чтобы высвободить их необходимо провести ритуал. Посланец передает письмо волшебника, где есть запись ритуала (приложение 3). Ведущий читает эту запись и говорит участникам, что этот ритуал также поможет научить аборигенов тому, как говорить о своих чувствах друг другу, не обижая.

Ведущий пишет на доске или на листе ватмана магическую формулу-фразу:

Когда я вижу (слышу, происходит)…; Я чувствую...; В будущем Мне хотелось бы....

На полу чертится три круга (или расстилается три коврика).

Задача участников:

1. Подойти к посланнику и вслепую взять из пакетика, где собраны бумажки любую.

2. Прочитать чувство, которое там написано, и вспомнить ситуацию, в которой это чувство встречалось. Представить, кому вы хотите выразить это чувство. Например, маме.

3. «Коврик» №1. Становясь на этот коврик необходимо сказать первую фразу и сказать про ситуацию, в которой это чувство возникает. Важно! Эту ситуацию важно описать в безличном варианте. Например: вместо «когда ты, мама, ругаешься на меня» лучше говорить «когда на меня ругаются». Переход на следующий коврик.

4. «Коврик» №2. На этом коврике называется чувство, которое испытывает участник в такой ситуации. Чувств может быть несколько, ведь часто событие может вызывать целый букет чувств. Например, «Я чувствую боль, злость, обиду». Переход на следующий коврик.

5. «Коврик» №3. На этом коврике участник говорит о том, как можно изменить ситуацию в будущем (если, конечно, этого хочется), внося свое конструктивное предложение. Например, «Мне хотелось бы, чтобы мне говорили при этом, что меня любят».

Ритуал прохождения по коврикам необходимо сделать без ошибок. Если ребенок ошибается, переходя на обвинения и личности, то необходимо вернуться в начало и повторить еще раз уже правильно.

Игра “замороженный и реаниматор” (10 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка.

Посланник благодарит участников за спасение чувств. Но сокрушается, что ему и жителям все равно сложно выразить чувство, потому что похоже на то, что они сами стали слегка «замороженными». Для размораживания ведущий предлагает участникам самим поучаствовать в игре как замороженные, чтобы научить поселенцев как это делается.

Один из членов команды становится “замороженным, его задача быть как можно более равнодушным. Второй - реаниматор - должен, не касаясь его и не говоря никаких слов, заставить “замороженного” двигаться или смеяться. Игра повторяется несколько раз с разными участниками (добровольными или по выбору ведущих).

Благодарные жители острова помогают починить корабль. Об этом ребятам сообщает посланник.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Ведущий объявляет, что команда успешно справилась с возникшими трудностями и готова продолжить путь. Обсуждение и заполнение судового журнала.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по круг называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Занятие № 15. Город Радости. Часть 1.

 

Цели и задачи:

обобщить и закрепить полученные знания и навыки

сплочение команды

признание себя как ценной личности

использование полученных навыков и знаний для разрешения конфликтной ситуации

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал».

Для занятия: одеяние жреца, непрозрачный скотч или мел; дерево без листьев, нарисованное на обоях или листе ватмана, бумага, цветные карандаши, карта Храма Радости (приложение 4).

 

Подготовка (5 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение в тему занятия (5 мин.)

Корабль успешно доплывает до Города Радости, команда корабля высаживается на берег. Ведущий и участники осматривают место. Один ведущий спрашивает другого ведущего, который в это время изображает прохожего, о том, как добраться до Храма Радости. Прохожий показывает рукой в сторону и говорит: «Видите вон то большое прекрасное озеро, посередине него остров, на котором и находится Храм Радости». Первый ведущий благодарит его, и команда отправляется к озеру.

 

Основная часть занятия (65 мин.)

Упражнения-испытания: Для того, чтобы войти в храм, детям необходимо пройти испытания, которые также покажут степень усвоения предыдущего материала.

Испытания № 1 «Плот». (15 мин.)

Цель: сплочение, взаимопомощь участников друг другу, совместное преодоление проблемы.

Чтобы добраться до Храма Радости необходимо пересечь большое озеро с множеством островков. На каждом островке выдают плот, и с каждым разом он все меньше и меньше. Важно удержаться на плоту, чтобы не упасть в воду.

Ключ к храму.

Надо честно признать, что без индивидуального вклада в храм не впускают. В храм пускают того, кто признает себя, свои недостатки и достоинства. Войдите туда с открытым сердцем и чистой душой.

Испытание №2. Дерево (15-20 мин.)

Цель: помощь в формировании Я-концепции, развитие навыка самоанализа, принятия, как своих достоинств, так и недостатков, представление мысли о ценности каждого человека.

Жрец приветствует команду во внешнем дворике Храма Радости. Для того, чтобы войти в него необходимо оживить особое дерево. Жрец показывает молодой росток дерева (нарисованное дерево на бумаге, которое необходимо повесить на стену). Необходимо помочь дереву зацвести, и обрасти листьями. Для этого необходимо обратить внимание на то, что у каждого человека есть свои особенности, свой характер, свое имя. Все мы разные. Но каждый хорош, красив по-своему.

Затем жрец раздает каждому ребенку листок с нарисованным стволом дерева. Нарисовать на нем листочки. На листочках нарисовать себя или имя и приписать свою особенность. Прикрепить листочки к общему нарисованному дереву.

По выполнению испытания жрец благодарит участников и объясняет смысл испытания. Дерево имеет много листьев, и каждый листочек необходим дереву. А без листьев дерево скучное, одинокое. И дерево не может без листьев. Они нужны друг другу, друг от друга получают питание. Также и мы. Все мы разные люди, не похожие, у каждого из нас есть свои особенности, свой характер, свое имя. Но каждый хорош по-своему. Нет ни одного похожего человека. И каждый из нас нужен друг другу.

Испытание № 3 Разрешение конфликтных ситуаций (сценка). (30 мин.)

Цель: развитие навыка решения конфликтных ситуаций, проверка усвоения материала предыдущих занятий (умение понимать и принимать свои чувства и чувства окружающих, «Я-сообщения»).

Жрец приветствует участников во внутреннем дворике Храма, и говорит о том, что рад встретить таких уникальных и особенных людей. Но для того, чтобы дать пропуск в само здание Храма Радости необходимо пройти еще одно испытание. Жрец организует обсуждение того, какие конфликтные ситуации чаще встречаются участниками или предлагает выбрать любую из подготовленных карточек (повернутых обратной стороной вверх) с конфликтной ситуацией, которую необходимо решить.

Участники выбирают одну из конфликтных ситуаций, собираются в круг и обсуждают различные варианты преодоления проблемы. Выбирают вариант (можно несколько) и по нему разыгрывают сценку, показывая пути решения.

Жрец смотрит сценку. После чего благодарит участников. Ребята могут поделиться своими впечатлениями и чувствами, которые возникали в процессе решения конфликта.

Примечание: если дети устали можно предложить им игру на снятие напряжения, например, «Тух-тиби-дух». Инструкция: Есть такое волшебное слово - "Тух-тиби-дух". Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Что бы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. В это время другой человек должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же - трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами. Обычно такое упражнение вызывает активный смех.

 

Окончание занятия (10 мин.)

Жрец поздравляет участников с успешным прохождением всех испытаний и дает разрешение на посещение храма и источника Радости.

Капитан присоединяется к поздравлениям и говорит о том, что он гордится командой и тем, как они со всем справились. Команда собирается вместе, чтобы обсудить занятие, свои чувства и переживания, возникших при прохождении испытаний. Заполняется судовой журнал.

 

Прощание. (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Занятие № 16. Город Радости. Часть 2.

 

Цели и задачи:

укрепление доверительных отношений в группе

сплочение команды

подведение итогов плавания

обобщение и закрепление полученных знаний и навыков

вручение сертификатов прохождения Океана Чувств

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал».

Для занятия: одеяние жреца.

 

Подготовка (10 мин.)

Участники команды остаются во дворике храма (в коридоре или другом помещении). Один из ведущих остается с детьми, а другой внутри кабинета, где проводится игра, строит лабиринт, который детям до поры до времени не показывают. В конце лабиринта ставится сосуд с водой, обозначающий источник радости.

 

Введение в тему занятия (5-10 мин.)

Команда подходит к Храму, стучится туда. Из храма выходит жрец (второй ведущий), знакомится с командой и спрашивает о причине визита. Команда отвечает. В ответ жрец спрашивает о том, что такое радость по их мнению. Каждый из команды отвечает на этот вопрос. После чего жрец сообщает, что для того чтобы достать воды радости, необходимо пройти испытание, в котором поможет дружба и умение доверять друг другу.

 

Основная часть – упражнение «Лабиринт» (50 мин.)

Цель: укрепление доверительных отношений в группе, сплочение команды

Команда выстраивается в очередь. Первый доброволец заходит с завязанными глазами и посудой для воды радости (например, чашкой) в храм. Жрец подводит добровольца к лабиринту и объясняет, что необходимо пройти лабиринт, вслепую найти путь к источнику радости, который находится в самом конце лабиринта. Далее участник проходит лабиринт. Жрец помогает ему советами, куда идти (направо, налево, вперед, осторожно, стой и др.). При этом жрец стоит за границей лабиринта. Когда участник добирается до источника, то ведущий подходит к нему и развязывает глаза, (доброволец стоит спиной к лабиринту и лицом к источнику). Участник набирает воды в посуду, которую он принес с собой. Далее жрец опять завязывает участнику глаза и тот возвращается, но уже с чашей, наполненной водой. После чего жрец выводит этого участника из храма, после чего глаза развязывают. Вода Радости выливается в специально отведенный для этого сосуд. Завязывают глаза следующему добровольцу и дают в руки посуду. Теперь пройти лабиринт помогает член команды, уже прошедший лабиринт (он стоит в начале лабиринта и помогает только словами). Когда второй доброволец добирается до конца лабиринта, жрец просит его остановиться, развязывает тому глаза (участник должен стоять спиной к лабиринту) и говорит о том, что нужно набрать воды из источника в принесенную посуду. После опять завязывает глаза участнику, который должен теперь пользуясь советами первого добровольца дойти до начала лабиринта. Участника выводят, глаза развязывают, воду переливают и теперь второй доброволец должен помочь третьему. Так каждый из членов команды проходит через лабиринт.

 

Завершение основной части и прощание (20 мин.)

Жрец торжественно поздравляет команду с тем, что она отлично справилась с испытанием. Второй ведущий (боцман или капитан), поздравляет с выполнением задания. Теперь собранную Воду Радости жрецы переправят в город Чувств с помощью волшебства.

Подведение итогов (10-15 мин.)

Цель: подведение итогов плавания, обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

Ведущие собирают команду в круг, для заключительного обсуждения. Участники делятся своими чувствами, своими открытиями и впечатлениями, сделанными в ходе игры.

Торжественное вручение сертификатов (5 -10 мин.)

Цель: повышение самооценки участников, вручение памятного знака о занятиях, который впоследствии будет напоминать о тех открытиях и выводах, которые сделали ребята.

Капитан и боцман поздравляют участников с успешным прохождением Океана Чувств и бесстрашным преодолением всех трудностей, возникавших во время путешествия. Каждому участнику торжественно вручаются сертификаты.

Если осталось время и есть возможность и желание, то можно устроить прощальное чаепитие.

 

Учебно-методическое обеспечение

Требования к помещению.

· Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности

· Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности

· Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних

· В помещении должно быть достаточно светло

· Помещение должно быть проветриваемо

· Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, иногда их приходится отодвигать к стенкам

· Помещение должно достаточно звукоизолированно - иногда будет шумно

· В помещение не должны проникать посторонние звуки

· Дверь должна быть закрыта на время занятий

· Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу

· Должна быть возможность крепить ватман к стенам

· Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д.

 

 

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИЦ «Академия», 1997.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: РИЦК «Социальное здоровье России», 1993.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: - М., 1998.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2000.

5. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.

6. Винницкая И.Г. Человековедение. Экспериментальное учебно-методическое пособие для учителей и учащихся первых классов. –М.: «Ариант», 1997г.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 2001.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 200.

10. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. Практическое пособие. – М.: «Генезис», 1997г.

11. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2000г.

12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000г.

13. Минутко В.Л. Справочник психотерапевта. М.: Издательство АО «Консалтбаннкир», 1999.

14. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1998.

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – М.: ИЦ «Академия»., 1997.

16. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология). – М., Российское педагогическое агентство. 1996.

17. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический Проект, 2001.

18. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Методическое пособие. – Москва, 1995г.

19. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб: Союз, 1997.

20. Практикум по арт-терапии/ /Под ред. А.И. Копытина. – СПб: «Питер»,2000.

21. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. Метод.пособие. М. 2000г.

22. Реабилитационная программа для детей и подростков «Театр». Серия работы с детьми группы риска. Выпуск 3. – М. РБФ «НАН», 2000 г.

23. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001г.

24. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. _ М.: ИЦ «Академия», 1998.

25. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.

26. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. – М.: «Генезис», 2001 г.

27. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. Методическое пособие. – М.: «Сфера», 2003 г.

28. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.