КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фрейдизм в три предложения
Проснулся И совершенно нагло, не считаясь ни с какими социальными нормами, мечтал. Между прочим, я долго себе не мог этого позволить. Скорее всего, мне повезло. Полная свобода воображения, у кого оно есть, очень опасна. Или не повезло. Упущена возможность для поступков. Один миг, один час жизни человека может сделать его судьбу и может стоить судьбы. Это час – Поступка. Есть вещи, о которых можно лишь думать, но не говорить. Есть вещи, о которых можно говорить, но не делать. Есть вещи, которые можно делать, но о них не следует ни говорить, ни думать. Самая трудная проблема для человека не в том, чтобы думать, а в том, чтобы не думать. Я думаю, что не думаю. Всякий человек боится нарушить какой-то запрет. Мучается этим. Но запреты для людей разные. Каждый имеет свой. И нарушает его по-разному. Один, вопреки приличиям, внезапно уходит не попрощавшись. Другой, задумав убийство, долго колеблется. Первый совершает решительный поступок, но ведь он дитя, второй – нерешительный, но ведь он – бестия. Недо- или сверхчеловек? Крайние полюса отношения к социуму: безвольная преступность или дерзкая невинность. Средний человек как всегда посредине. Русское слово “средина” переводится на латынь и язык науки как “норма”. Болезненное напряжение в отношении некоторых возможностей возникает от сознания невозможности их осуществления. Но когда, хотя бы раз они осуществляются, человек становится либо их пленником, либо его напряжение нормализуется до “интереса”, до взгляда со стороны и расчета ситуации. Тогда говорят, что он перестал быть невротиком – выздоровел. * * * В утешение тому, у кого рухнули далеко идущие планы: человек не знает, что ему будет лучше. В предостережение тому, кто достиг заветной цели: человек всегда найдет повод для страдания. Утреннее сожаление об упущенных возможностях: ах, если бы я знал что это сон, то кончил бы дело по другому. Структурный состав многих поступков (героя и авантюриста, например) одинаков – это выход за пределы принятого. Но в нравственно противоположные стороны. У их поступков только разные знаки. Во всяком развитии есть элемент риска. Есть вообще “риск развития”, без которого настоящего развития нет. Стремясь получить гарантии от плохих последствий оригинальности, общество убивает оригинальность. Или позволяет ее по пустякам, как “оригинальничание”. Подлинных вещей, оригиналов в мире совсем немного, большинство – копии, результат тиражирования. Также среди людей. * * * Счастье: прожить жизнь со смыслом, ощущая это в течение жизни. И прожить дольше – “натворить больше”, пропустить через себя больше энергии, а не просто по календарю. Человеческое существо должно как можно полнее использовать заложенные в нем возможности и “взять от жизни все”, поскольку “один раз живем”, но это не значит прожигать жизнь, а значит до конца исчерпать отведенное природой время и всесторонне развить свои потенции. Быть счастливым – нравственн о, это важнейший долг человека, который правда, не все выполняют. Говорят: с ним случилось несчастье. Но ведь бывает и по-другому. С человеком случается счастье. Отчего же считают, что оно к нему “приходит”. Видимо все мы надеемся, что это не случай, а некий закон. Звери и дети – самые счастливые существа, с умилением говорят взрослые. Несчастье, однако, в том, что звери и дети не знают об этом. Так и все счастливые почти не знают о своем счастье. А узнав, начинают бояться за него. И счастье кончается. Знание – враг счастья. Чем больше образованных, тем больше несчастливых? Нет, это было бы сильно сказано. Мы не несчастные, мы – бессчастные. * * * Люди действуют либо от недостатка, либо от избытка. Чего угодно. От нарушения душевного равновесия (равно-душия), к которому обычно стремятся как синониму покоя и счастья. К такому счастью надо стремиться, но не достигать. Кто всего достиг – тот все потерял. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Не согласен. Искренно смеется первый. Хохочет. Последний – хихикает. Интеллектуал: все его чувства отравлены мыслями. Настоящее поражено будущим. Он потерял нечто очень важное для жизни – способность к легкомыслию. Его физическое тело живет в силу инерции ибо тяжелее х... он ничего не поднимал. Гляди того не сможет и это. Всегда озабочен, однако не столько реальными, сколько возможными проблемами. Виртуальная проблематизация мира – таков результат развития рефлексивных способностей человека. Существование в потенции, прежде чем перестать существовать вовсе. Но тут навстречу радостно выбегает наука. Эстафета принята. Компьютерное сканирование личности, искусственный интеллект, саморазвитие информационных комплексов. “ И примешь ты смерть от коня своего.” * * * Если человек не увлечен никакой деятельностью, у него всегда что-нибудь болит. Не беспокоящийся о мире, беспокоится о себе. И в этом беспокойстве себя утрачивает. Немало людей, которым можно поставить диагноз: болен здоровьем. Довольно опасно. Такой выздоровеет лишь после смерти. Человек устает прежде всего от самого себя. Зря осуждают эгоцентриков. Это большие труженики. Нигилист – человек, который считает себя абсолютно свободным. Принцип вседозволенности. Аморален и циничен. Сверхличность. Герой. Преступник. Дьявол. Конформист – человек, который не свободен ни в чем. Функция официальной морали. Тотально отчужденная личность. Обыватель. Раб. Ангел. Реалист – абсолютно свободен в мыслях, относительно свободен в чувствах и ситуационно свободен в поступках. Принцип моральной автономии. Всегда движется между пропастью нигилизма и стеной конформизма. Как только останавливается, падает “туда” или “сюда”. Интегрированная личность. Творец. Человек. * * * Хотят обычно то, чего нет. Это естественно. Странно было бы хотеть того, что уже есть. Также странно хотеть то, что можно. Подлинно хотят того, что нельзя. Запретного. (См. первородный грех Адама и Евы; о единственной закрытой двери в сказках и т.д. в жизни). Таким образом, все заветные жизненные стремления – греховны. Сильные – преступны. Отсюда центральная роль греха в религии и преступления в обществе. Проблема борьбы с ними. С желаниями, с искушениями. С дьяволом. Дьявол – это мифо-идеологическая манифестация искушений нашего Духа. Ведь он – падший Ангел, давший волю страстям. По-стра-давший. Лев Толстой однажды сказал, что люди, побывавшие под судом, приобретают благородное выражение лица. Лев Шестов расширил эту мысль “до обратного”: благородное выражение лица признак того, что человек побывал под судом. Думается, он банализировал мысль Толстого, тоже недостаточно решительную. По сути можно сказать так: благородное выражение лица имеют люди, способные на преступление и на подвиг. И совершающие их, хотя бы мысленно, в намерениях. А если на деле, то это зависит от соответствия характера деяния характеру деятеля. Силе его духа.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |