КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каргопольская глиняная игрушка. Для лепки чаще используют глину зеленого или серого цвета, послушную к работе
Для лепки чаще используют глину зеленого или серого цвета, послушную к работе. Все лепные работы выполняются руками, для лепки деталей применяют стеку – деревянную гладкую палочку длиной 10 – 12 см со сточенными концами в виде шильца или лопаточки. Стекой срезают лишнюю глину, выравнивают поверхности, делают углубления и работают в труднодоступных для пальцев местах. Нужна и подкладная доска (20 х 30 см), тряпочка и емкость с водой. В работе с глиной дети усваивают различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прощипывание, оттягивание, заглаживание, др. Скатывание – кругообразными движениями рук кусок глины скатывается в шарик. Раскатывание – кусок глины, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывается, удлиняясь и приобретая цилиндрическую форму. Сплющивание – равномерное сжатие куска глины для получения нужной формы (шарик сдавливают ладонями, пальцами, он приобретает форму диска, лепешки). Вдавливание – нажимом пальцев или стеки делают углубления и изгибы поверхности. Прощипывание – при лепке мелких деталей сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части, где необходимо создать деталь. Оттягивание – то же, что и прощипывание, но, слегка сжав, потянуть часть глины для получения необходимой детали. Заглаживание – с помощью стеки, концами пальцев смазать или загладить неровности. Это же можно сделать и увлажненной тряпочкой. Каргопольская игрушка отличается от дымковской не только внешними признаками, но и содержанием: в ней образно передается народный быт Русского Севера. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю и растили на ней свой трудный хлеб. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время – с сентября – октября до весны – садились за гончарный круг. От сырой и холодной глины руки и ноги гончаров уродовал ревматизм, от долгой сидячей работы их груди впадали. Труд их был тяжелым и однообразным, и лишь когда брались за «мелочный товар» — игрушки, — отдыхали душой. В промысле работали и мужчины и женщины. Им помогали дети лет восьми-девяти. Глину заготавливали на своих наделах и по первому снегу «волочили» на санках домой. В гончарном производстве требовались дрова, их рубили в своем лесу; своими были и мука для «обварки» горшков, и деготь, необходимый при поливе. Покупали лишь свинец или заменивший его впоследствии свинцовый сурик для полива извести. Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили. Просушив на печи глину, складывали ее в деревянные корыта, толкли, заливали кипятком, дня два подряд мешали лопаткой, затем выкладывали на пол, на рассыпанную мелкую дресву, и начинали мять голыми ногами, выбирая попавшие при этом камешки. Глину мяли до тех пор, пока она не делалась тягучей. Так, на приготовление лишь одного средней величины корытца глины уходило четыре дня. Затем глину резали на полосы и, как много столетий назад, на ручных деревянных кругах лепили горшки: ряд за рядом укладывали глиняные жгуты, наращивая стенки сосуда, которые затем заглаживали мокрой тряпицей. Большие корчаги и мясники делали лишь взрослые, посуду поменьше доверяли лепить подросткам. А из остатков «стряпали» величавых, словно застывших в молчании баб, домашнюю живность и лесное зверье, что водилось в глухой «малине», петушков и звонкоголосых утушек, особо любимых детворой. Делали мастера и «распевные» свистульки с небольшими отверстиями: подуешь в нее, закрывая попеременно то одну, то другую дырочку, и польется переливчатая мелодия. Готовая посуда и игрушки дня два сохли на воронце — полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних русских печах или обжигальнях, специально устроенных в поле за деревней. Часть обожженных горшков «обваривали»: в корыте из овсяной или гороховой муки разводили «болтушку», раскаленную докрасна посуду осторожно погружали в нагретый раствор. Жидкость шипела, пузырилась, мука пригорала к стенкам сосуда, и он покрывался черными, словно затейливый кружевной рисунок, пятнами. Точно так же поступали и с игрушками. Крынки и горшки продавали сотнями, даже целыми возами скупщикам. Чаще всего так поступали люди малосемейные или безлошадные, иные же предпочитали торговать сами. Печниковские и гриневские «черепенники» возили свой товар не только на городской базар, волостные ярмарки и торжки, но и далеко за пределы уезда. С горшками и игрушками они спускались на стругах вниз по Онеге до Белого моря. Но основная часть гончарных изделий распродавалась в Каргополе в определенную пору года. Самыми многолюдными были здесь предвесенние базары и ярмарки, которые проходили в три сбора. Под соборной колокольней и вокруг нее размещались гончары. Как правило, все они были с «каргопольской суши» — из Глотовского, Мокиевского, Олеховского концов, деревень Ананышо, Огнево и Токареве. Свой товар они расставляли прямо на снегу: горшки с крышками — «кровельками», «латками», масленки, «харехи» и лотки, цветочники и кадиленки. И обязательно был «мелочный» (дешевый) товар: глиняные птицы-свистульки и лошадки, фигурки медведей, оленей, зайцы и «бабы». (рис.1-5) Местный краевед Ф. К. Докучаев-Басков отметил, что именно фигурки этих «баб» были наиболее архаичны и «напоминали изделия людей каменного века». «Распевные» утушки точно повторяли некоторые старые образцы, черепки от которых находили в земле.
Историческая справка Самый старинный шов в русских вышивках — двухсторонний (крестиком), он исполняется преимущественно на ручниках (полотенцах), рубашках, передниках, простынях и пр. по полотну, большей частью красными нитками, иногда в соединении с синими и черными. В восточных губерниях, в черемисских и мордовских вышивках встречается шерсть, иногда с примесью шелка. Что русская вышивка восточного происхождения, ясно доказывают узоры с чисто персидскими, а иногда и с индийскими рисунками. Многие полагают, что византийский стиль, часто встречающийся на узорах русских вышивок, заимствован нами вследствие частых и близких сношений Древней Руси с Византийской империей; несомненно, что высокоразвитое искусство в Византии повлияло и на наше искусство, но так как и Византия заимствовала свои образцы с Востока, то вернее сказать, что русское вышивание азиатского и преимущественно персидского происхождения. Шов крестиком, или так называемый русский шов, - самый распространенный; его выполняли еще в самой глубокой древности, преимущественно по полотну, отсчитывая известное количество ниток на ткани или выдергивая их; это, в сущности, то же самое, что вышивание по канве, с той лишь разницей, что по канве и узор и фон вышиваются сплошь нитками, а по полотну вышивается только узор, сама же ткань составляет фон. Шов гладью выполняется на разных тканях хлопчатобумажными нитками. Этот род вышивания теперь весьма распространен везде, особенно в Западной Европе. Вышивание гладью производится обыкновенно на пяльцах, преимущественно для больших и сложных вышивок; но иногда, если узор не особенно велик и замысловат, он исполняется просто на руках. Чтобы получить хорошую, чистую работу, необходимо тщательно перевести рисунок на ткань. Существуют несколько способов вышивания гладью. Из них венецианский шов и шов ренессанс – самые красивые и богатые. Тамбурный шов производится при помощи тонкого острого крючка или иглы, причем вышиваемая ткань закрепляется на пяльцах и придерживается ремнями или несколькими рядами деревянных колец. Таким образом получается совершенно вид барабана (тамбур), отчего и род вышивания назван шитьем в тамбур. Тамбурный шов выполняется и с помощью иглы. Вышивание по тюлю исполняется то швом «вперед иголка», то строчкой, то тамбурным швом, то фестонами и крестиками. Примешивая все эти швы, получаем очень красивую вышивку, которую можно использовать как на крупном, так называемом греческом тюле, так и на самом тонком брюссельском. С некоторых пор ручной труд для простых вышивок почти совершенно был вытеснен машинным шитьем. Но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, то есть художественнее, так как фантазия вышивальщицы, не стесненная узкими рамками машинного производства, имеет полный простор (рис.6).
Рис. 6. Северные мотивы. Набор салфеток «Пава» (шов «роспись»)
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |