Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И дискуссию




На овладение умениями вести спор, диалог

Перебивание в беседе

Информация к размышлению: «Перебивание... в беседе кон-фликтогенно, так как препятствует удовлетворению потребно­сти собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.

Как поступить, если собеседник перебивает вас?.. Дать пе­ребить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлет­ворит.

... Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно посоветовать такой прием: дайте себя пере-

 

 

бить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, го­ворите4, я подожду...» (только постарайтесь обойтись без иро­нии и издевки в голосе — они все испортят)».

 

Вопросы для обсуждения'. \/

• Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке?

• Считаете ли Вы конфликтогенным фактором неумение учи­
теля выслушать ребенка? Приведите примеры.

• Какое умение у Вас более выражено: говорение или слуша­
ние?

• Согласны ли Вы с приведенной точкой зрения психолога
по поводу тактики поведения во время «перебивания»?

• Как бы Вы реагировали, если бы перебили Вас?

А.Егидес. Психотехника общения// Воспитание школьника. 1996. № 2.

Упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начи­нает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.

Упражнение «Нет-диалог»

Ведется диалог между двумя участниками. Задача участни­ков диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем пе­речить, возражать вежливо, но настойчиво. Группа оценивает эффективность диалога.

Упражнение «Да-диалог»

Двое участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу — о погоде, о любимой книге и т. д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное — во всем соглашать­ся, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы; т. е. не стали возражать друг

пругу- Затем следующие двое садятся в центр и работают в ре-^име «да-диалога».

Упражнение «Дискуссия»

Ведущий задает дискуссионную тему:

Например: «Надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме».

«Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недо­вольны и поэтому в семье возникают споры».

Участники делятся на две группы: 1-я группа — условно со­гласные с утверждением (придерживающиеся одной точки зре­ния), 2-я группа — придерживается другой точки зрения.

Ведется дискуссия по заданной теме.

Упражнение «Стиль общения»

Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения.

Преподаватель предлагает группе из 5—6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуж­дения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-балльной сис­теме: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, т. е. что помогало и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями. Во время общей дискуссии на заданную тему каждый учас­тник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время старать­ся определить, какое задание получили остальные. Через 15 — 20 минут преподаватель дает знак закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полнос­тью противоречила ей, как они переживали свою роль.

Каждый вслух зачитывает то задание,'которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:

• Как научиться понимать друг друга?

• Что значит для человека общение?

Набор заданий для участников дискуссии: 1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не ме­нее 2—3 раз, каждую свою реплику начинать с той, что гово­рил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» — и вносить необходимые по­правки в свои слова.

2. Ты должен как минимум два раза высказаться во время дис­
куссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти
предлог для смены направления разговора и подмены его
обсуждением твоего вопроса.

3. Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не
менее трех раз, чтобы у других создалось впечатление, что
ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пе­
режил.

4. Ты — ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не согла­
шаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дис­
куссии.

5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дис­
куссии так, как обычно ведешь себя во время групповых об­
суждений.

6. Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и
быстро меняя свое мнение.

7. Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз
ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть аб­
солютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь ве­
сти себя так, словно совершенно не слышал того, что гово­
рили до тебя...

8. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, что­
бы помогать другим как можно полнее выражать свои мыс­
ли, а после выступления каждого участника делать неболь­
шое резюме.

а Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, что­бы сплотить группу, способствовать взаимопониманию меж­ду ее членами.

Ю. Как минимум три раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других, для того чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить.

11. Ты — очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бес­
полезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвес­
ти черту» и «сделать выводы».

12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя со­
вершенно не волнует.

13. У одного участника совершенно пустая карточка, он высту­
пает в своей естественной роли.

Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить.

Упражнение «Правила поведения в дискуссии»

Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собе­седника.

Порядок работы

1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»:

— на доске записываются все предложенные темы;

- темы систематизируются по общности смысла;

— выбирается предпочтительная или формулируется новая
на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему
юмористического плана).

2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при по­
мощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут воз­
никнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются
на доске. Это могут быть такие правила:

— предельная доброжелательность;

— обсуждение и аргументация не переводятся на личность;

— нельзя голосовать;

- не отнимать время, решая свою личностную проблему -
желание выглядеть лучше (не «рисоваться»);

— непозволительны самоуверенный безапелляционный том,

оскорбления. 3. Дискуссия.

а) Тренировочный вариант.

Предлагается утверждение «День начинается с восхода солн­ца». Участники делятся на согласных с утверждением и оп­понентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Оценка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок, строгое следование теме, б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студен­тами. Можно воспользоваться такими, как «Интеллигент­ный человек», «Деловой человек».

1-й вариант. Участники делятся на две команды, устанавли­ваются правила дискуссии.

2-й вариант — «Аквариум». Участники делятся на три груп­пы: 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выпол­нение правил дискуссии.

3-й вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личност­ным качествам.

Критерии оценки:

—умение слушать и выслушивать;

—умение понять собеседника;

—доброжелательный или оценочный подход к товарищам;

—организованность и умение объединяться для групповой
деятельности;

—умение встать на точку зрения партнера и оппонента;

— умение склонить собеседника к своей точке зрения.
Обсуждение:

• Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других.

• Что мешало, что помогало в процессе дискуссии?

• Какие принципы нарушались чаще? Почему?

• Чему научились в процессе дискуссии?

Н.М., Никитина Н.Н., Каслинская Н.В. Основы самосовер­шенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

шгорьва Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.

Ппутченков А.С. Социально-психологический,тренинг межличностно­го общения. М., 1991.

Упражнения на отработку техники «Я-высказывания»

Упражнение «Вербализация чувств»

Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (одно положительное и одно отрицатель­ное), сформулировав к ним сначала «Ты-высказывание». Затем то же чувство выражается через «Я-высказывание». Проанали­зировать, какие чувства испытывает человек, к которому обра­щались с Я- и Ты-высказыванием.

Упражнение «Конфликты»

Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы или семьи. Второй партнер реагирует тремя разными способами:

а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы);

б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений;

в) использует «Я-высказывание» (по схеме).

Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правиль­ность использования приема «Я-высказывания».

Упражнение «Анализ проблемной ситуации»

Ведущий предлагает участникам следующую проблемную ситуацию:

Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин^он опаздывает часто.

Ш: Здрасьте. Можно?

У: Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?

Ш: Я... отводил сестру в детский сад... и мы... забыли вещи...

и должны были вернуться... потому что забыли... У: Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и не мешай мне работать!

Ведущий предлагает участникам группы проанализировать приемы общения учительницы и предложить свой способ ре­шения ситуации с учетом «Я-высказываний». Все участники предлагают свои варианты поведения учительницы.

Возможный вариант «Я-высказывания»: «Миша, ты же хо­рошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что не верю тебе. Са­дись, Миша, разберемся позже».

Далее можно предложить студентам разбиться на группы по 4—5 человек, придумать какую-либо проблемную ситуацию из школьной жизни и разыграть два ее варианта — с учетом «Я- и Ты-высказываний».

Столяренко.Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 1997.

Игровые задания на осознание барьеров педагогического общения

Игровая ситуация «Барьеры на уроке»

Два студента играют роли учителей. Остальные участники играют учеников начальной школы. Инструкции «ученикам» и «учителям» даются отдельно.

Каждому из «учеников» нужно проиграть определенный характер: «выскочку», «тихоню», «болтуна», «отличника» и т. д., но при этом все они должны четко показать свое отношение к учителю в зависимости от ситуации — интерес, скуку, страх, равнодушие и т. д.

«Учителя» в соответствии с инструкциями должны изобра­зить персонаж, создающий барьер на уроке, но об этом они не знают.

Изображаемые «барьеры» общения:

Барьер «Я сам»

Одному студенту предлагается сыграть молодого учителя, неуверенного в себе, который очень боится, что дети ответят не то, и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому дан­ный персонаж сам задает вопросы и сам на них отвечает. Сту­дент должен передать внутреннее состояние своего персонажа. Тему беседы студент выбирает по своему желанию.

• Барьер «Робот»

Второй студент играет роль учителя, хорошо подготовивше­гося к уроку, но данную тему дети уже прошли, о чем не сооб­щается студенту, играющему эту роль, а студентам, изображаю­щим учеников, говорится о том, что они знакомы с этой темой. «Учителю» дается инструкция, несмотря ни на что познакомить «учеников» с новой темой, которую выбирает сам студент и на­звание сообщает преподавателю, а тот втайне от него — студен-там-«ученикам». Таким образом моделируется барьер «Робот», суть которого состоит в том, что учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости, занима­ет родительскую позицию по отношению к детям, не проявля­ет интереса к их внутреннему состоянию.

• Барьер «Монблан»

Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации. Основная эмоция по отношению к детям — равнодушие, от­сутствие интереса к ним, взрослая или родительская позиция ведут к стандартизированному уровню общения.

• Барьер «Китайская стена»

Позиция похожа на предыдущую, но при этом учитель под­черкивает свое снисходительно-покровительственное отноше­ние, т. е. занимает родительскую позицию по отношению к де­тям, чувство превосходства возникает как следствие сверхком­пенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе, в итоге — стандартизированный уровень общения.

• Барьер «Тетерев»

В этом случае учитель слышит только себя, не задумывается 0 реакции детей, т. е. основная эмоция - любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям, закрыт маской «выдающе-

гося учителя», позиция родителя, что ведет к стандартизирован-ному уровню общения.

• Барьер «Гамлет»

Учитель такого типа из-за страха перед неудачей обеспоко­ен отношенческой, а не содержательной, стороной обучения, стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зави­симость от их мнения, т. е. занимает детскую позицию в обще­нии с ними. При наличии интереса к детям, способным ока­зать данному учителю необходимую эмоциональную поддерж­ку, и любви к ним, смешанной со страхом, «гамлет» общается на манипулятивном уровне, когда то он сам, то дети являются объектом манипуляции.

• Барьер «Приятель»

Учитель недооценивает значение своей личности, забыва­ет, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой, гражданской культуры и профессио­нальных знаний. Он не уверен в себе, занимает позицию ре­бенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приво­дит к манипулятивному уровню общения с детьми, при кото­ром объектом манипуляции выступает учитель.

• Барьер «Локатор»

Учитель работает только с сильными или слабыми ученика­ми из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандар­тизированного уровня общения.

Большой воспитательный эффект возникает тогда, когда на эти роли выбираются студенты, для которых характерны именно такие барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель под­черкивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого — подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления.

Схема обсуждения барьера «Я сам»:

• Ваше отношение к данному персонажу. Был ли контакт меж­
ду Вами и учителем?

• Можно ли назвать Ваше ощущение барьером в общении?

• Что способствовало возникновению барьера?

Какую эмоцию испытывал учитель?

. Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербально­
го общения выдавали его неуверенность в себе?

. На какой позиции находился учитель?

. Что выдавало его детскую позицию?

. Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам?

. Был ли открыт в общении?

. На каком же уровне он остался?

По такой же схеме проводится обсуждение второго персо­нажа и всех последующих барьеров.

Обсуждение:

• Что способствует возникновению барьеров общения учи­
теля на уроке? (эмоция страха, агрессии, несоответствую­
щая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к
детям, закрытость в общении).

• Что помогает избегать барьеров между учителем и ученика­
ми на уроке? (интерес к личности учеников, открытость учи­
теля, умение правильно и гибко менять позицию в обще­
нии в зависимости от ситуации).

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/ Под общ. ред. М.Р. Гин­збурга. М. -Воронеж, 1998.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается выполнить следующие задания:

• Понаблюдать за характером своего общения с другими людьми,
постараться определить свою искренность в общении, стремле­
ние понять позицию собеседника, умение слушать другого.

• Подготовить 1—2 ситуации для обсуждения в группе, когда
человек, стремясь подняться в собственных глазах, самоут­
вердиться, вызывает тем самым у своих товарищей отрица­
тельное отношение к себе. Проанализировать, насколько это
психологически оправданно.

Гадзкиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовер­шенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.