КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И дискуссию
На овладение умениями вести спор, диалог Перебивание в беседе Информация к размышлению: «Перебивание... в беседе кон-фликтогенно, так как препятствует удовлетворению потребности собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту. Как поступить, если собеседник перебивает вас?.. Дать перебить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлетворит. ... Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно посоветовать такой прием: дайте себя пере-
бить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, говорите4, я подожду...» (только постарайтесь обойтись без иронии и издевки в голосе — они все испортят)».
Вопросы для обсуждения'. \/ • Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке? • Считаете ли Вы конфликтогенным фактором неумение учи • Какое умение у Вас более выражено: говорение или слуша • Согласны ли Вы с приведенной точкой зрения психолога • Как бы Вы реагировали, если бы перебили Вас? А.Егидес. Психотехника общения// Воспитание школьника. 1996. № 2. Упражнение «Захват инициативы в диалоге» Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо. Упражнение «Нет-диалог» Ведется диалог между двумя участниками. Задача участников диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво. Группа оценивает эффективность диалога. Упражнение «Да-диалог» Двое участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу — о погоде, о любимой книге и т. д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное — во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера. Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы; т. е. не стали возражать друг пругу- Затем следующие двое садятся в центр и работают в ре-^име «да-диалога». Упражнение «Дискуссия» Ведущий задает дискуссионную тему: Например: «Надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме». «Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недовольны и поэтому в семье возникают споры». Участники делятся на две группы: 1-я группа — условно согласные с утверждением (придерживающиеся одной точки зрения), 2-я группа — придерживается другой точки зрения. Ведется дискуссия по заданной теме. Упражнение «Стиль общения» Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения. Преподаватель предлагает группе из 5—6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-балльной системе: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, т. е. что помогало и что мешало общению. Члены группы обмениваются своими наблюдениями. Во время общей дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время стараться определить, какое задание получили остальные. Через 15 — 20 минут преподаватель дает знак закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полностью противоречила ей, как они переживали свою роль. Каждый вслух зачитывает то задание,'которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса: • Как научиться понимать друг друга? • Что значит для человека общение? Набор заданий для участников дискуссии: 1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2—3 раз, каждую свою реплику начинать с той, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» — и вносить необходимые поправки в свои слова. 2. Ты должен как минимум два раза высказаться во время дис 3. Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не 4. Ты — ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не согла 5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дис 6. Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и 7. Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз 8. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, что а Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между ее членами. Ю. Как минимум три раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других, для того чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить. 11. Ты — очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бес 12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя со 13. У одного участника совершенно пустая карточка, он высту Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить. Упражнение «Правила поведения в дискуссии» Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника. Порядок работы 1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»: — на доске записываются все предложенные темы; - темы систематизируются по общности смысла; — выбирается предпочтительная или формулируется новая 2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при по — предельная доброжелательность; — обсуждение и аргументация не переводятся на личность; — нельзя голосовать; - не отнимать время, решая свою личностную проблему - — непозволительны самоуверенный безапелляционный том, оскорбления. 3. Дискуссия. а) Тренировочный вариант. Предлагается утверждение «День начинается с восхода солнца». Участники делятся на согласных с утверждением и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Оценка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок, строгое следование теме, б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студентами. Можно воспользоваться такими, как «Интеллигентный человек», «Деловой человек». 1-й вариант. Участники делятся на две команды, устанавливаются правила дискуссии. 2-й вариант — «Аквариум». Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выполнение правил дискуссии. 3-й вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личностным качествам. Критерии оценки: —умение слушать и выслушивать; —умение понять собеседника; —доброжелательный или оценочный подход к товарищам; —организованность и умение объединяться для групповой —умение встать на точку зрения партнера и оппонента; — умение склонить собеседника к своей точке зрения. • Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других. • Что мешало, что помогало в процессе дискуссии? • Какие принципы нарушались чаще? Почему? • Чему научились в процессе дискуссии? Н.М., Никитина Н.Н., Каслинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998. шгорьва Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997. Ппутченков А.С. Социально-психологический,тренинг межличностного общения. М., 1991. Упражнения на отработку техники «Я-высказывания» Упражнение «Вербализация чувств» Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (одно положительное и одно отрицательное), сформулировав к ним сначала «Ты-высказывание». Затем то же чувство выражается через «Я-высказывание». Проанализировать, какие чувства испытывает человек, к которому обращались с Я- и Ты-высказыванием. Упражнение «Конфликты» Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы или семьи. Второй партнер реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы); б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений; в) использует «Я-высказывание» (по схеме). Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правильность использования приема «Я-высказывания». Упражнение «Анализ проблемной ситуации» Ведущий предлагает участникам следующую проблемную ситуацию: Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин^он опаздывает часто. Ш: Здрасьте. Можно? У: Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось? Ш: Я... отводил сестру в детский сад... и мы... забыли вещи... и должны были вернуться... потому что забыли... У: Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и не мешай мне работать! Ведущий предлагает участникам группы проанализировать приемы общения учительницы и предложить свой способ решения ситуации с учетом «Я-высказываний». Все участники предлагают свои варианты поведения учительницы. Возможный вариант «Я-высказывания»: «Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что не верю тебе. Садись, Миша, разберемся позже». Далее можно предложить студентам разбиться на группы по 4—5 человек, придумать какую-либо проблемную ситуацию из школьной жизни и разыграть два ее варианта — с учетом «Я- и Ты-высказываний». Столяренко.Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 1997. Игровые задания на осознание барьеров педагогического общения Игровая ситуация «Барьеры на уроке» Два студента играют роли учителей. Остальные участники играют учеников начальной школы. Инструкции «ученикам» и «учителям» даются отдельно. Каждому из «учеников» нужно проиграть определенный характер: «выскочку», «тихоню», «болтуна», «отличника» и т. д., но при этом все они должны четко показать свое отношение к учителю в зависимости от ситуации — интерес, скуку, страх, равнодушие и т. д. «Учителя» в соответствии с инструкциями должны изобразить персонаж, создающий барьер на уроке, но об этом они не знают. Изображаемые «барьеры» общения: • Барьер «Я сам» Одному студенту предлагается сыграть молодого учителя, неуверенного в себе, который очень боится, что дети ответят не то, и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому данный персонаж сам задает вопросы и сам на них отвечает. Студент должен передать внутреннее состояние своего персонажа. Тему беседы студент выбирает по своему желанию. • Барьер «Робот» Второй студент играет роль учителя, хорошо подготовившегося к уроку, но данную тему дети уже прошли, о чем не сообщается студенту, играющему эту роль, а студентам, изображающим учеников, говорится о том, что они знакомы с этой темой. «Учителю» дается инструкция, несмотря ни на что познакомить «учеников» с новой темой, которую выбирает сам студент и название сообщает преподавателю, а тот втайне от него — студен-там-«ученикам». Таким образом моделируется барьер «Робот», суть которого состоит в том, что учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости, занимает родительскую позицию по отношению к детям, не проявляет интереса к их внутреннему состоянию. • Барьер «Монблан» Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации. Основная эмоция по отношению к детям — равнодушие, отсутствие интереса к ним, взрослая или родительская позиция ведут к стандартизированному уровню общения. • Барьер «Китайская стена» Позиция похожа на предыдущую, но при этом учитель подчеркивает свое снисходительно-покровительственное отношение, т. е. занимает родительскую позицию по отношению к детям, чувство превосходства возникает как следствие сверхкомпенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе, в итоге — стандартизированный уровень общения. • Барьер «Тетерев» В этом случае учитель слышит только себя, не задумывается 0 реакции детей, т. е. основная эмоция - любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям, закрыт маской «выдающе- гося учителя», позиция родителя, что ведет к стандартизирован-ному уровню общения. • Барьер «Гамлет» Учитель такого типа из-за страха перед неудачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной, стороной обучения, стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зависимость от их мнения, т. е. занимает детскую позицию в общении с ними. При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к ним, смешанной со страхом, «гамлет» общается на манипулятивном уровне, когда то он сам, то дети являются объектом манипуляции. • Барьер «Приятель» Учитель недооценивает значение своей личности, забывает, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой, гражданской культуры и профессиональных знаний. Он не уверен в себе, занимает позицию ребенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает учитель. • Барьер «Локатор» Учитель работает только с сильными или слабыми учениками из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандартизированного уровня общения. Большой воспитательный эффект возникает тогда, когда на эти роли выбираются студенты, для которых характерны именно такие барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель подчеркивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого — подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления. Схема обсуждения барьера «Я сам»: • Ваше отношение к данному персонажу. Был ли контакт меж • Можно ли назвать Ваше ощущение барьером в общении? • Что способствовало возникновению барьера? Какую эмоцию испытывал учитель? . Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербально . На какой позиции находился учитель? . Что выдавало его детскую позицию? . Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам? . Был ли открыт в общении? . На каком же уровне он остался? По такой же схеме проводится обсуждение второго персонажа и всех последующих барьеров. Обсуждение: • Что способствует возникновению барьеров общения учи • Что помогает избегать барьеров между учителем и ученика Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/ Под общ. ред. М.Р. Гинзбурга. М. -Воронеж, 1998. Задания для самостоятельной работы Студентам предлагается выполнить следующие задания: • Понаблюдать за характером своего общения с другими людьми, • Подготовить 1—2 ситуации для обсуждения в группе, когда Гадзкиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |