КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения на осознание интонационных особенностей речи
Упражнения на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки Упражнение «Контроль и коррекция осанки» Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги соедините, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы спины и пресс, необходимо 2—3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плечей, а локти — туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется 1—3 минуты. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены). Упражнение «Вешалка» Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2—3 раза). Упражнение «Контроль и коррекция позы» Перед зеркалом примите позы, характерные для Вас; проделайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые свойственны Вам при общении. Проанализируйте особеннос-Т0 своей осанки, жестов, положение корпуса — насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно поработать, чтобы добиться эстетики позы. Упражнение «Рабочая поза учителя» Примите характерную для учителей позу на уроке (работайте перед зеркалом). Ноги поставьте на расстоянии 12—15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке - раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В принятой Вами позе сделайте шаг назад, потом вперед, влево, вправо. Повторите эти же движения, но в процессе чтения, рассказа. Следите за ритмичностью Ваших движений, стремитесь к естественности мимики, жестов. Упражнение «Точка опоры» Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие / Под ред. П. П. Шумского. Мозырь, 1997. Упражнение 1. «Воспроизведи интонацию» Ведущий произносит фразу с характерной интонаций, затем указывает на какого-либо участника. Он должен повторить эту интонацию, но произнести другую фразу. Варианты фраз: — Ура! Привет! Угу! — Да; Ох-хо-хо; — Отставить! — Один, совсем один; — Ну, пожалуйста; — Мой, хороший! — Нет, никогда! — Проказник! — Мур-мур-мур; — Здравствуйте! Оттенки: радости, грусти, удивления, безразличия, насту-пательности, робости, уверенного достоинства, уважения, иронии, страха, нежности, недовольства, восхищения, обиды, высокомерия. Упражнение 2. «Чувство и интонация» На маленьких листочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первой пришедшей на ум. Каждый участник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. Затем листки бумаги собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обычное предложение взять за основу дальнейших действий. После этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонаций, соответствующей тому чувству, которое записано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию. Упражнения позволяют расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогают участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством. Упражнение 3. «Фраза» Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д. Обсуждение: • Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи? Упражнение 4. «Различие интонации» а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за в) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хо Обсуждение: • Роль интонации в достижении целей (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор). Упражнение 5. «Тембр голоса» Одному участнику предлагается пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» собственное имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу — от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса. Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему». Обсуждение: ' Влияние тембра голоса на восприятие партнера по общению. • Конструктивные и деструктивные формы влияния на слу * Способы улучшения взаимопонимания. Далее ведущий произносит фразу с визгливой интонацией и, наоборот, низким тембром: «Подойди ко мне»^и спрашивает, в каком случае подойдет ребенок и почему. Делается вывод о значении интонации в невербальном общении. Упражнение 6. «Пауза» Каждому участнику по очереди предлагают сказать «люблю» с разной интонацией и проанализировать ощущения. Затем произносится одна и та же фраза без пауз, быстро и с паузами. Делается акцент на значении паузы в невербальном общении. Обращается внимание студентов на то, что интонация и пауза, являясь средствами невербального общения, не могут использоваться без вербального общения, что еще раз говорит о взаимосвязи этих двух видов общения. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методин. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |