КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы лабораторный занятий
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №1 В и д ы сложноподчиненных предложений
Цель: выявление структурно-семантических различий относительно каждого вида СПП и случаев синкретизма их семантики Обоснование: сравнительное изучение видов СПП на конкретном языковом материале обеспечивает более сознательное усвоение структурно-семантических особенностей каждого вида
Домашнее задание: 1. Знать три принципа классификации СПП: логико-грамматической (традиционной, аналогической), формально-грамматической (союзоцентрической), структурно-семантической (см. в плане занятия №3) 2. Иметь таблицы: - «Виды СПП нерасчлененной структуры» - «Виды СПП расчлененной структуры» - «Отличие СПП нерасчлененной структуры от СПП расчлененной структуры» - «Способы разграничения союзов и союзных слов» (см. в плане занятий № 3, 4, 5) 3. Определить виды данных СПП согласно принципам трех указанных выше классификаций - Все, что дается легко, без труда, представляет сомнительные ценности - Какова яблонька, таковы яблочки - Правда – воздух, без которого дышать нельзя - Я не знаю, что будет со мною - Пускай еще не высохли чернила, словам уже название дано О б р а з е ц в ы п о л н е н и я Не все то золото, что блестит ЛГК - Это СПП с придаточной подлежащим ФГК - Это с относительным подчинением, собственно-относительным ССК - Это СПП с придаточной атрибутивной (определительной), приместоименно-атрибутивной и местоименно-соотносительной
! Выделить в каждом предложении ГЧ, ПЧ, ГЧП (дать полную характеристику ГЧП), обозначить: союз или союзное слово, последнему дать полную характеристику как члену предложения
4. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. М. 1990. Упр.128. Задание: дать общую характеристику СПП, составить схемы (с позиций структурно-семантической классификации)
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №2 В и д ы сложных предложений
Цель: проверить умения различать все виды СП минимальной структуры и многочлены, видеть их структурно-семантические особенности, давать многоаспектную характеристику Обоснование: сравнительное изучение различных видов СП обеспечивает более сознательное усвоение структурно-семантических особенностей каждого вида Домашнее задание: 1. Составить алгоритм (любой) «Виды сложных предложений» (используйте материалы занятия №1) 2. Приведите примеры на каждый вид СП, дайте им общую характеристику и составить схемы 3. Выполните многоаспектный анализ любого из ваших предложений (см. образец выполнения в плане занятия №9) 4. Выполнить полный синтаксический разбор следующего предложения (переписать, расставить знаки препинания, выделить предикативные части)
Писать безграмотно значит посягать на время людей к которым мы адресуемся а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе (Л.В.Щерба) ! См. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2. Морфология. Синтаксис. М. 2001. С.632-637
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №3 Способы передачи чужой речи
Цель: усвоить систему способов передачи чужой речи, познакомиться со способами, которые не изучаются в школе. Проверка знаний структурно-семантических особенностей каждого способа передачи чужой речи Обоснование: расширенное представление различных способов передачи чужой речи позволяет лучше видеть их функционально-семантические отличия, способствует пониманию отличительных особенностей каждого способа и возникшей в науке необходимости в расширении типологии этих способов Домашнее задание: 1. Запишите общее понятие: чужая речь, конструкции с чужой речью 2. Записать краткие определения и привести примеры на каждый способ 3. Записать краткие определения и привести примеры на каждый способ передачи чужой речи - прямая речь - косвенная речь - тематическая речь - несобственно-прямая речь - свободная прямая речь - свободная косвенная речь - цитация - диалогическое единство - непосредственное включение - речь в речи - вторичные тексты - указание на источник сообщения (смешанная речь) и т.д.
4. Составьте три алгоритма «Способы дословной передачи чужой речи», «Способы недословной передачи чужой речи» и «Способы передачи чужой речи как стилистические приемы» 5. Какие способы передачи чужой речи изучаются в школе? 6. Определите способы передачи чужой речи, которые встречаются в данных текстовых фрагментах - И к мудрому старцу подъехал Олег: «Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?» - Но, думал Григорий Иванович, если Алексей будет у меня всякий день, то Бетси должна же будет в него влюбиться. - Он очень этим оскорблялся. Он говорил, что граф дурак, молокосос - Он стал думать об отставке и о путешествиях - «Надо быть хорошим человеком,»- сказал я однажды - Однажды он сказал мне, что любовь к женщине – трагическая обязанность мужчины - Дома меня заставили рассказать, как доктор лечил меня - Потребовали ветчины - Лиза призналась, что поступок ее легкомысленный, что она в нем раскаивается 5. Бабайцева В.В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. М. 1999. Зад.574, 572 Методические указания: используйте материалы лекции «Способы передачи чужой речи». Обратите внимание на возможность разной терминации некоторых конструкций с чужой речью. Рекомендуемая литература: 1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э Современный русский язык. М. 2001. С.485-490 2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык. М. 2001. С.420-426 3. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2. Морфология. Синтаксис. М. 2001. С.671-694 4. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч. Ч.3.М. 1987. С.239-248 5. Попов Р.Н. Современный русский язык. М. 1978. С.444-448 6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М. 1991. С.402-407 7. Семизорова Л. Н. Несобственно-прямая речь. Дипломная работа. Лесосибирск. 1999 (теоретическую часть) 8. Зибенгард Г. В. Особенности трансформации косвенной речи в прямую. Дипломная работа. Лесосибирск. 1999 (теоретическую часть) 9. Лимонова И.В. Тематическая чужая речь. Дипломная работа. Лесосибирск. 1999 (теоретическую часть) 10. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. М. 2000. С.364-371 11. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс. М. 1989. С.163-172
Порядок и образцы выполнения синтаксического разбора сложных предложений разного вида
1. Характеристика структурно-семантических особенностей сложного предложения на примере СПП
(Чем болеешь), [ тем лечись].
Выделить предикативные части (ПЧ) и грамматические основы (ГО). Дать полную характеристику главным членам (ГЧ). О т в е т: СП, СПП, из 2 ПЧ Структурные признаки: полипредикативность (2 ПЧ), средства связи – указательное (соотносительное) слово в главной части «тем», союзное слово «чем», фиксированный порядок следования предикативных частей (анафорическое местоимение «тем»), структурный параллелизм (обе предикативные части – односоставные обобщенно-личные предложения), координация видо-временных форм глаголов-сказуемых (сказуемые в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, несовершенного вида). Семантические признаки: ПЧ логически совместимы, прослеживается лексико-тематическое единство (гипонимы – болеть, лечиться; анафорическое местоимение – тем). Грамматическое значение (ГЗ) - сопоставительные отношения.
2. Многоаспектный анализ СП на примере СПП О б р а з е ц в ы п о л н е н и я: Выучить можно, если захочешь Это СПП минимальной структуры с прямым подчинением, состоит из 2 ПЧ. Полипредикативное и полипропозитивное 1) формальный анализ. «выучить можно» – характерна объективная и субъективная модальность (модальный предикат - СКС «можно» и нулевая глагольная связка в изъяв. накл.), настоящее синтаксическое время (нулевая глагольная связка, которая только в наст. вр. нулевая), синтаксическое лицо 3, безличное значение (структура предложения) «если захочешь» – характерна объективная и субъективная модальность (глагол в изъяв.накл. и лексическое значение этого глагола), будущее синтаксическое время(глагол в буд.вр.), синтаксическое лицо 2 (глагол во 2 лице) - Inf + Praed - как предикативный минимум - Uf sin2 - как предикативный минимум 2) диктумный (пропозитивный) анализ СП1 – «выучиться можно» – обозначает действие в физической сфере, представлено как действие Структура пропозиции: Аs (-) + Рr («выучиться», активного действия) СП2 - «захочешь» - действие в ментальной сфере Структура пропозиции: Аs(-) + Рr («захочешь», желательное действие) ЛП3 – между СП1 и СП2 выражена союзом «если» – каузальная (условие) Т.о. это предложение включает три пропозиции, две выражены предикативными единицами (СП1 и СП2) и одна союзом «если» 3) коммуникативный анализ Т1 – «выучиться» / R1 - «можно» / R2 – «если захочешь» Граница между T1 и R1, R2 обозначена интонацией и союзом «если» Общий вывод: Это предложение полипредикативное и полипропозитивное. Состоит из двух предикативных частей и включает три пропозиции (СП, СП2, ЛП3). Актуальное членение носит многоуровневый характер, рематическая доминанта – импрессивно-акциональная. Все это свидетельствует о том, что перед нами тип текста – рассуждение.
3. Синтаксический разбор ССП Порядок: - тип по цели высказывания и эмоциональной окраске; - тип по количеству предикативных частей; - минимальной или максимальной структуры; - союзное или бессоюзное; - ССП, из скольких предикативных частей состоит; - средства связи (союзы); - открытой или закрытой структуры; - моносубъектное или полисубъектное; - вид по общему и частному грамматическому значению; - структурная схема предложенного ССП Образец: [Становилось свежо], и [ мне пора было отправляться в дорогу] Общая характеристика – повествовательное, невосклицательное, СП, союзное, мин.структуры, ССП, из 2 ПЧ, соединительный союз И, открытой структуры, полисубъектное, ГЗ – соединительные отношения, перечисление последовательно происходящих событий Схема [ === ], и [ ==== ].
2. Синтаксический разбор СПП Порядок: - тип по цели высказывания и эмоциональной окраске; - тип по количеству предикативных частей; - минимальной или максимальной структуры; - союзное или бессоюзное; - ССП, из скольких предикативных частей состоит; - если МЧ СПП, указать вид подчинения придаточных частей - средства связи (союз или союзное слово, последнему дать полную характеристику); - нераслененной или расчлененной структуры; - моносубъектное или полисубъектное; - вид по общему и частному грамматическому значению; - структурная схема предложенного СПП Образец: СС(м-пр.) (Каковпоп), [ таков и приход ]. СИС:Øотвл .гл.св.+ ИЧ
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |