КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
З А Н Я Т И Е №3
Сложноподчиненное предложение (СПП). Общая характеристика
Т е о р е т и ч е с к а я ч а с т ь 1. Структурно-семантические признаки СПП. Средства связи ПЧ в СПП. Отличия подчинительных союзов от союзных слов. Типы позиций придаточных частей в СПП. СПП с присловной и неприсловной связью придаточной части, нерасчлененной и расчлененной структуры, одночленные и двучленные. Обращается ли внимание на эту особенность связи главной и придаточной частей СПП в школьных учебниках? Гибкость и негибкость структуры СПП. Как соотносятся эти термины, у кого из лингвистов встречаются? Знать определения СПП из вузовских и школьных учебников. Какие отличительные признаки СПП указываются в этих определениях? Л и т е р а т у р а: 1. Розенталь Д.Э., Голуб И.б. Современный русский язык. М. 2001. С.386-390 2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М. 2001. С.423-424, 429-437 3. Новиков Л.А. Современный русский язык. СПб. 2001.С.779 4. Валгина Н.с. Синтаксис современного русского языка. М. 1991. С.301, 307-317 5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч. Ч.3.М. 1987. С.177-187 6. Белошапкова В.А. Синтаксис современного русского языка. М. 1977. С.219-233 7. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. В 2-х ч.ч. Ч.2. М. 1979. С.170-173 8. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. М. 1999. С. 345 9. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. М. 1990. С.15-16 10. Разумовская М.М. Русский язык. 9 класс. М. 1999. С.51-52
1. Принципы классификации СПП в истории русской синтаксической науки. Сравнить виды СПП в вузовских и школьных учебниках (составить алгоритмы). Чем различаются эти классификации? Знать принципы логико-грамматической (традиционной, аналогической, функциональной), формально-грамматтической (союзоцентрической), морфологической, структурно-семантической классификации СПП (особое внимание обратить на принципы структурно-семантической классификации СПП). Какие принципы классификации СПП лежат в основе школьных классификации (ср.материалы учебников В.В.Бабайцевой, С.Г.Бархударова, Л.Л.Разумовской и др.) Л и т е р а т у р а: 1. Розенталь Д.Э., Голуб И.б. Современный русский язык. М. 2001. С.390 и посл. 2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М. 2001. С.424 и полс. 3. Новиков Л.А. Современный русский язык. СПб. 2001. С.780 и посл 4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М. 1991. С.302-307 5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч. Ч.3.М. 1987. С.177-187 6. Белошапкова В.А. Современного русского языка. Синтаксис. М. 1977. С.216-219 7. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2. Морфология. Синтаксис. М. 2001. С.525-536 8. См. другие вузовские и школьные учебники
3. Какие союзы среди подчинительных можно назвать «семантическими», какие – «функциональными», дифференцирующего типа и недифференцирующего типа? Почему? Приведите примеры. Почему семантические союзы не могут выступать средствами связи в СПП нерасчлененной структуры? Л и т е р а т у р а: 1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М. 1991. С.312 2. Белошапкова В.А. Синтаксис современного русского языка. М. 1977. С.181 3. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2. Морфология. Синтаксис. М. 2001. С.525-536
4. Переходные случаи между СПП и ПП, СПП и ССП Л и т е р а т у р а: 1. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. М. 1972. С.174-176 2. Попов Р.Н. Современный русский язык. М.1978. С.390-394
5. В чем заключается сходство и различие между подчинительной связью в словосочетании и в СПП? Л и т е р а т у р а: 1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч. Ч.3.М. 1987. С.180 2. Максимов Л.Ю. СПП в новом учебном пособии для 7-8 классов // РЯШ. 1974. №3 6. Бабайцева В.В. Лингвометодические основы изучения СП в 8 классе // РЯШ. 1974. №3
Практическая часть 1. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. М. 1990. Упр. 23 2. Перепишите, расставьте знаки препинания. Обозначьте главную и придаточную части. Выделите грамматические основы. Возьмите союзы в овал, а союзные слова подчеркните как члены предложения - Нужно читать только те книги которые учат понимать жизнь - Если бы язык не был поэтичен то не было бы искусства слова – поэзии - Вспомни песни что пел соловей - Хотя было еще рано ворота оказались заперты - Он дождался той минуты когда по мосту медленно прокатил экспресс - Благодаря тому что лето очень жаркое понадобилось поливать каждое дерево - Чем ближе человек тем больше ему доверяешь - Чем глуше становилась ночь тем ярче разгоралось небо - Именно оттого что все это было слишком хорошо чего-то в нем недоставало - Что дальше случилось я плохо помню - Для того что(бы) предпринять что-нибудь в семейной жизни необходимо любовное согласие супругов - Как (не, ни) старался Левин, трава поддавалась с трудом 3. Согласно принципам логико-грамматической классификации СПП, определите виды придаточных. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. М. 1999. Зад.526 (в случае затруднения обращайтесь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы») 4. Подготовиться к 15-минутной контрольной работе «Полный синтаксический разбор ССП» (в начале занятия). Дома выполнить полный синтаксический разбор данного предложения
-[Ты всегда, конечно, был строг ко мне], и [ты был справедлив].
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |