Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение часов по формам работы




Требования к уровню освоения содержания курса

В ходе изучения курса «Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения» студенты филологического факультета педагогического института должны не просто углубить и расширить знания по Синтаксису СРЯ, но и применять их на практике при анализе высказываний, текстов различной стилистической принадлежности.

 

Это подразумевает:

1) умение выполнять многоаспектный анализ синтаксических единиц;

2) умение видеть и верно трактовать синкретичные явления в синтаксисе;

3) расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий.

Т.о., курс «Современный русский язык. Синтаксис» одновременно формирует у студентов-филологов 4 вида компетенции: языковую. коммуникативную, профессиональную, общекультурную – с акцентом на профессиональную компетенцию.

 

4. Место курса в системе лингвистических дисциплин

Настоящая программа направлена на решение всех поставленных задач в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации в 2005 г.

В ходе освоения курса осуществляются внутрипредметные связи с другими лингвистическими дисциплинами: с теорией языка, с морфологией, лексикологией, стилистикой, культурой речи, с исторической грамматикой русского языка. Освоение программы «Современный русский язык. Синтаксис» предполагает чтение лекций преподавателем, проведение практических и лабораторных занятий, обеспечивающих обратную связь между преподавателем и студентом, а также часы, отводимые на индивидуальную и самостоятельную работу со студентами.

 

 

Рабочая программа курса

Понимание сложного предложения (СП) в истории русского языкознания. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц. Отличие сложного предложения от простого предложения. Сочинение и подчинение в сложном и простом предложениях. Структурно-семантические признаки сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Структура сложного предложения и его грамматическое значение. Понятие структурно-семантической модели сложного предложения. Свободные и несвободные модели сложного предложения. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные, сочиненные и подчиненные). Сложные предложения контаминированной формы.

Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей в ССП: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др. ССП открытой и закрытой структуры (однородного и неоднородного состава, автосемантического и синсемантического состава). Принципы классификации ССП. Структурно-семантическая характеристика видов ССП. Место СП с присоединительными и градационными союзами в системе СП. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами. Односубъектные ССП. Несвободные модели ССП. Синонимия ССП и СПП.

Многочленные ССП с различными видами сочинительной связи и отношений (МЧ ССП).

Сложноподчиненные предложения (СПП). Структурно-семантические признаки СПП. Средства связи частей в СПП. Отличия подчинительных союзов от союзных слов. Семантические и синтаксические союзы. Указательные слова (корреляты) - соотносительные местоимения и наречия; их основные виды и функции. Типы позиций придаточных частей в СПП. Фиксированный и нефиксированный порядок следования частей СПП. Гибкость-негибкость структуры. Предложения контаминированной структуры. Вопрос о классификации СПП в истории отечественного языкознания: логико-грамматическая, формально-грамматическая, семантическая и структурно-семантическая классификации СПП. СПП нерасчлененной и расчлененной структуры, их отличительные признаки. Типы СПП нерасчлененной и расчлененной структуры, их структурно-семантическая характеристика. Несвободные модели СПП. Переходность в ПП и СПП, в СПП и ССП. Многочленные СПП, их разновидности (МЧ СПП): с последовательным подчинением, параллельным соподчинением (однородным и неоднородным, одночленным и разночленным).

Бессоюзные сложные предложения (БСП). Структурно-семантические признаки БСП. Средства связи частей в БСП: интонация, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых, порядок следования предикативных частей, открытость-закрытость структуры и т.д. Основные типы интонации в БСП: соединительная, противительная, перечислительная, альтернативная (разделительная), пояснительная, присоединительная и др. Принципы классификации БСП. Общая характеристика БСП сравнительно с семантикой СПП и ССП. БСП с дифференцированными и недифференцированными отношениями. Многочленные БСП (МЧ БСП).

Многочленные сложные предложения (МЧ СП). Особенности многочленных сложных предложений (стечение союзов, их пропуск, неполнота предикативных частей и др.) Уровни членения в многочленных СП. Компонентная структура уровней членения. Структурные типы многочленных СП, особенности их терминирования в специальной и учебной литературе. Функциональные типы многочленных сложных предложений. Горизонтальные и вертикальные схемы, их отличительные особенности.

Способы передачи чужой речи. Общее понятие конструкций с чужой речью. Система способов передачи чужой речи. Способы дословной и недословной передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью, их структурно-семантические особенности. Механизм замены прямой речи косвенной. Несобственно-прямая речь. Предложения с тематической речью. Непосредственное включение чужой речи в текст. Диалог. Цитация и ее формы. Стилистические функции предложений с чужой речью.

Сложные формы монологической и диалогической речи. Сложные формы монологической речи. Период как особая форма организации монологической речи. Строение периода. Типы периодов. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица текста. Способы связи предложений в ССЦ. Цепная и параллельная связь, их разновидности. Структурно-семантические типы ССЦ: статические (описание), динамические (повествование), смешанные. Рассуждение как особый тип ССЦ.

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Мотивы членения текста на абзацы. Функции начальных и конечных абзацев.

Диалогическое единство. Типы диалогических единств.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания. Факультативная и авторская постановка знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило.

Новое в русской пунктуации.

 

 

№№/пп Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самост. работа
лекции практические лабораторные
1.   2.     3.   4.   5.   6.     7.   8.     Сложное предложение как единица синтаксиса. Общие вопросы     Сложносочиненное предложение   Сложноподчиненное предложение   Бессоюзное сложное предложение     Многочленные сложные предложения   Способы передачи чужой речи   Сложные формы монологической и диалогической речи: ССЦ, абзац, период и под.   Пунктуация. Принципы русской пунктуации                                                                                                            
  Итого:          

 

 

Тематический план лекционного курса

 

1. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Место СП системе языковых единиц. Признаки

СП. Структура СП и его грамматическое значение.

Средства связи частей СП. Виды СП, принципы

их классификации. 2 часа

 

 

2. Сложносочиненное предложение. Структурно-се-

мантические признаки ССП. Средства связи частей

в ССП. Принципы классификации ССП. Виды ССП.

Структурно-семантические модели ССП. 2 часа

 

 

3. Сложноподчиненные предложения. Структурно-се-

мантические признаки СПП. Средства связи частей

в СПП. Принципы классификации СПП в истории

синтаксической науки. 4 часа

 

 

4. Бессоюзные сложные предложения. Структурно-се-

мантические признаки БСП. Средства связи частей в

БСП. Принципы классификации БСП 2 часа

 

 

5. Многочленные сложные предложения и сложные

синтаксические конструкции, их структурно-функци-

ональная характеристика 1 часа

 

 

6. Способы передачи чужой речи 4 часа

 

 

7. Сложные формы монологической и диалогической речи:

сложное синтаксическое целое, абзац, период, диалоги-

ческое единство 2 часа

 

 

8. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Система

Знаков препинания в современном русском языке 1 часа

 

18 часов

 

Тематический план практических занятий

1. Сложное предложение. Общие вопросы 2 часа

 

2. Сложносочиненное предложение 2 часа

 

3. Сложноподчиненное предложение

(общее понятие) 2 часа

 

4. Сложноподчиненное предложение нерасчле-

ненной структуры 2 часа

 

5. Сложноподчиненное предложение расчле-

ненной структуры 2 часа

 

6. Сложноподчиненные предложения

(обобщающее) 2 часа

 

7. Многочленные сложноподчиненные

предложения 2 часа

 

8. Бессоюзные сложные предложения 2 часа

 

9. Сложные синтаксические конструкции и разновид-

ности многочленных сложных предложений

(обобщающее) 2 часа

 

10. Сложные формы организации монологической

речи: сложное синтаксическое целое, абзац,

период 2 часа

 

20 часов

Тематика лабораторных занятий

1. Принципы классификации сложноподчиненных пред-

ложений в истории отечественного языкознания 2 часа

3. Сложные синтаксические конструкции и

разновидности многочленных СП 2 часа

 

4. Способы передачи чужой 2 часа

 

6 часов

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ задания Форма контроля Кол-во часов Сроки отчета
1.Об-щие воп-росы синтак-сиса СП   Понимание СП в истории русского языкознания. Почему А.М. Пешковский и А.А. Шахматов считали неприемлемым термин СП? Какова роль Н.С. Поспелова в определении понятия СП? Как терминируют части СП в учебно-методической литературе? Чем объясняются разночтения? Отличие СП от ПП. В чем заключается различие сочинения и подчинения в СП и ПП? Что означает фраза: «СП – единица многоаспектная»? Понятие структурно-семантической модели СП. Свободные и несвободные структурно-семантические модели СП. Может ли СП быть монопропозитивным? Понятие парадигмы СП (количество членов таких парадигм). Проанализируйте определения СП в различных вузовских и школьных учебниках. Какие структурно-семантические признаки СП отмечены в этих определениях?   Опрос на практическом занятии   сентябрь
2.ССП Структурные типы ССП: ССП открытой и закрытой структуры, однородного и неоднородного состава, автосемантического и синсемантического. Как соотносятся эти термины, у кого из лингвистов встречаются? Знать определения ССП из вузовских и школьных учебников. Какие отличительные признаки ССП указываются в этих определениях? Что означает: моносубъектные и полисубъектные ССП, двучленные и многочленные ССП? Сравнить виды ССП в вузовских и школьных учебниках (составить алгоритмы). Чем различаются эти классификации? Структурно-семантические типы ССП открытой и закрытой структуры (составить рабочий алгоритм). Знать принципы школьной классификации ССП. Обратить внимание на место СП с присоединительными, пояснительными, градационными союзами в этих классификациях. От каких сходных конструкций необходимо отличать ССП? Переходные случаи между сочинением и подчинением. Многочленные ССП с различными видами сочинительной связи и отношений Какие союзы среди сочинительных можно назвать «семантическими», какие – «функциональными»? Почему? Приведите примеры. Могут ли ССП в качестве синонимов иметь СПП и ПП? Приведите примеры.     Опрос на практическом занятии, контрольная работа   ноябрь
3.СПП Гибкость и негибкость структуры СПП. Как соотносятся эти термины, у кого из лингвистов встречаются? Знать определения СПП из вузовских и школьных учебников. Какие отличительные признаки СПП указываются в этих определениях? Сравнить виды СПП в вузовских и школьных учебниках (составить алгоритмы). Чем различаются эти классификации? Какие принципы классификации СПП лежат в основе школьных классификации (ср.материалы учебников В.В.Бабайцевой, С.Г.Бархударова, Л.Л.Разумовской и др.) Какие союзы среди подчинительных можно назвать «семантическими», какие – «функциональными», дифференцирующего типа и недифференцирующего типа? Почему? Приведите примеры. Почему семантические союзы не могут выступать средствами связи в СПП нерасчлененной структуры? В чем заключается сходство и различие между подчинительной связью в словосочетании и в СПП? Какие типы нерасчлененных СПП выделяют авторы вузовских учебников?(составить алгоритмы) Какие типы СПП совмещают признаки нерасчлененных и расчлененных? Почему СПП могут иногда иметь несколько грамматических значений? Какие типы расчлененных СПП выделяют авторы вузовских учебников? (составить конспекты-алгоритмы) Что значит: СПП контаминированной, фразеологизированной структуры? Коммуникативная и функциональная организация СПП. По материалам вузовских учебников составить сопоставительную таблицу «Отличительные признаки СПП нерасчлененной и расчлененной структуры» Какие термины встречаются и у кого для СП с несколькими предикативными частями? Чем они различаются? Запишите определение МЧ СПП. Составьте конспекты-схемы «Виды СП с несколькими предикативными частями» по разным источникам Что общего и чем отличаются вертикальные и горизонтальные схемы МЧ СП? Что называют уровнем членения в МЧ СП? Что значит: МЧ СП подчинены двум уровням членения – логико-синтаксическому и структурно-синтаксическому.   Работа на практическом занятии   Коллоквиум на индивидуальном занятии   Контрольная работа     Проверка конспектов, Таблиц, Алгоритмов на практическом и индивидуальном занятии       норябрь
3.БСП История изучения БСП. Знать определения БСП из вузовских и школьных учебников. Какие отличительные признаки БСП указываются в этих определениях? БСП открытой и закрытой структуры, с однотипными и разнотипными частями, однородного и неоднородного состава, типизированной и нетипизированной структуры, дифференцированные и недифференцированные смысловые отношения в БСП. У кого из авторов вузовских учебников встречаются эти термины, как они соотносятся? Знать дифференциальные признаки БСП однородного и неоднородного состава. Коммуникативная и функциональная организация БСП. Какие виды БСП рассматриваются в вузовских учебниках? Дается ли классификация БСП в школьных учебниках? (составить конспекты схемы)   Работа на практическом занятии     Проверка конспектов, таблиц, алгоритмов на практическом и индивидуальном занятии   контрольная работа   ноябрь
4.МЧ СП Знать отличительные признаки МЧ ССП, МЧ СПП, МЧ БСП. Работа с языковым материалом   Работа с языковым материалом на ИЗ и ПЗ ЛР и КР   ноябрь
5.ССЦ ССЦ – это единица языка или речи (кто и как понимает)? Какие еще термины встречались и встречаются для ССЦ в специальной литературе (авторы)? История изучения ССЦ Возможные ошибки учащихся при построении ССЦ     Опрос на ПЗ коллоквиум   декабрь
6.Способы передачи ЧР Составьте три алгоритма «Способы дословной передачи чужой речи», «Способы недословной передачи чужой речи» и «Способы передачи чужой речи как стилистические приемы» Какие способы передачи чужой речи изучаются в школе? Записать краткие определения и привести примеры на каждый способ передачи чужой речи - прямая речь - косвенная речь - тематическая речь - несобственно-прямая речь - свободная прямая речь - свободная косвенная речь - цитация - диалогическое единство - непосредственное включение - речь в речи - вторичные тексты - указание на источник сообщения (смешанная речь) и т.д.     Опрос на ЛЗ   Работа с языковым материалом   декабрь
7.Пунктуация История вопроса. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания. Факультативная и авторская постановка знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило. Новое в русской пунктуации.   собеседование   декабрь

 

Форма итогового контроля – экзамен

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СИНТАКСИСУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Понятие сложного предложения в истории русского языкознания. Отличия сложного предложения от простого. Различие сочинения и подчинения в сложном предложении и простом. Переходные случаи между сочинением и подчинением в сложном предложении.

2) Структурно-семантические признаки сложного предложения. Средства связи частей в сложном предложении. Структура сложного предложения и его грамматическое значение.

3) Понятие структурно-семантической модели сложного предложения. Свободные и несвободные модели сложного предложения. Оснорвные типы сложных предложений по средствам связи и грамматическому значению. Сложные предложения контаминированной структуры.

4) Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений.

5) Средства связи частей в ССП. ССП открытой и закрытой структуры (однородного и неоднородного состава, автосемантичного и синсемантичного).

6) Принципы классификации сложноподчиненных предложений в истории отечественного языкознания, их общая характеристика.

7) Логико-грамматическая классификация СПП, история вопроса. Достоинства и недостатки логико-грамматической классификации СПП.

8) Формально-грамматическая классификация СПП, история вопроса. Достоинства и недостатки формально-грамматической классификации СПП.

9) Структурно-семантическая классификация СПП, история вопроса. Различные интерпретации структурно-семантической классификации СПП.

10) Структурно-семантические признаки СПП. Средства связи частей СПП. Разряды подчинительных союзов в СПП. Отличия подчинительных союзов от союзных слов.

11) Общая характеристика СПП расчлененной и нерасчлененной структуры, их отличительные признаки.

12) СПП с придаточной определительной частью. Структурно-семантические признаки. Разновидности придаточных определительных. Синкретизм семантики СПП с определительной придаточной частью.

13) СПП с придаточной изъяснительной частью. Структурно-семантические признаки. Разновидности придаточных изъяснительных. Синкретизм СПП с придаточными изъяснительными.

14) СПП с придаточной обстоятельственной частью. Разновидности придаточных обстоятельственных, их структурно-семантические особенности. Синкретизм семантики СПП с придаточными обстоятельственными.

15) Структурно-семантические признаки бессоюзных сложных предложений. Средства связи частей в БСП. Принципы классификации БСП. БСП однородного и неоднородного состава (открытой и закрытой структуры, с однотипными и разнотипными частями, типизированной и нетипизированной структуры).

16) Многочленные сложные предложения, проблемы терминирования. Уровни членения многочленных сложных предложений: логико-синтаксический и структурно-синтаксический. Понимание вертикальных и горизонтальных схем, их отличие.

17) Многочленные СПП, их разновидности, структурно-семантические признаки.

18) История изучения сложных синтаксических целых. Проблемы терминирования и изучения. Смысловые, грамматические, структурные и интонационные особенности ССЦ. Отличие ССЦ от предложений.

19) Виды межфразовых связей в ССЦ: цепная и параллельная. Их разновидности и средства выражения. Возможные ошибки учащихся в формировании ССЦ.

20) История изучения вопросов пунктуации в русистики. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

21) Общая характеристика системы способов передачи чужой речи в

русском языке, их функционально-семантические особенности.

Дословные и недословные способы передачи чужой речи.

22) Конструкции с прямой речью в русском языке, их структурно-семантические особенности.

23) Конструкции с косвенной речью в русском языке, их структурно-семантические особенности. Механизм замены прямой речи косвенной.

24) Конструкции с несобственно-прямой речью и тематической речью в русском языке, их функционально-семантические особенности.

25) Понятие диалога, периода, их структурно-семантические признаки.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

 

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе русского языка. М., 1990

2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М., 1976

3. Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип. М., 1983

4. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. М., 1968

5. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988

6. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000

7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч. М., 1981. Ч.3. Синтаксис

8. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 1977

9. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. М.,Л. 1935

10. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. М., 1958

11. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. // Избр. труды. М., 1975

12. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981

13. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982

14. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1978

15. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского языка. М., 1988

16. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976

17. Кодухов В.И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке. М.-Л., 1957

18. Краткая русская грамматика. // Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.. 1989

19. Кручинина И.Н. Структура и функционирование сочинительной связи в русском языке. М., 1988

20. Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка. М., 1992

21. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. М., 1977

22. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976

23. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976

24. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. Л., 1978

25. Падучева Е.В. Высказывание и его соотношение с действительностью. М., 1985

26. Пешковский А.М. Интонация и грамматика. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений? // Избр. труды. М., 1959

27. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956

28. Поспелов Н.С. Вопросы синтаксиса русского языка. Мысли о русской грамматике. М., 1990

29. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. М., 1985

30. Прияткина А.Ф. Осложненное предложение в современном русском языке. М., 1990

31. Русская грамматика в 2-х т.т.// Гл. ред. Н.Ю.Шведова. М., 1980. Т.2. Синтакис

32. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980

33. Современный русский язык.// Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1999

34. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М., 1973

35. Солганик Г.Я. От слова к тексту.М., 1994

36. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986

37. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. М., 1972

38. Фортунатов Ф.Ф. Словосочетания и их части. // Избр. труды. М., 1958

39. Чеснокова Л.Д. Проблема членов предложения в теоретическом и методическом аспектах. Таганрог, 1996

40. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980

41. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., 1974

42. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941

43. Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М., 1986

44. Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. М., 1976

45. Щерба Л.В. Пунктуация. Языковая система – речевая деятельность. Л., 1977

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.