Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З А Н Я Т И Е №1




Темы практических занятий и методические рекомендации по их подготовке

 

Сложное предложение (СП) как структурно-семантическое объединение предикативных частей

 

Т е о р е т и ч е с к а я ч а с т ь

1. Понимание СП в истории русского языкознания. Почему А.М. Пешковский и А.А. Шахматов считали неприемлемым термин СП? Какова роль Н.С. Поспелова в определении понятия СП? Как терминируют части СП в учебно-методической литературе? Чем объясняются разночтения? Отличие СП от ПП. В чем заключается различие сочинения и подчинения в СП и ПП?

2. Что означает фраза: «СП – единица многоаспектная»? Структурно-семантические признаки СП. Средства связи частей СП и средства выражения отношений между частями СП. Грамматическое значение и структура СП. Элементы структуры СП. Понятие структурно-семантической модели СП. Свободные и несвободные структурно-семантические модели СП. Может ли СП быть монопропозитивным? Понятие парадигмы СП (количество членов таких парадигм).

3. Проанализируйте определения СП в различных вузовских и школьных учебниках. Какие структурно-семантические признаки СП отмечены в этих определениях?

4. Принципы классификации СП. Типы СП. Переходные случаи между сочинением и подчинением в СП. СП контаминированной структуры.

 

Л и т е р а т у р а:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. - М., 2001. - С.414-417.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. - М., 1991. - С.285-286

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. - М., 1987. - С.167-168, 180.

4. Современный русский язык/ Под ред. Л.А.Новикова: Учебник. –СПб., 2001. – С.759-779.

5. Современный русский язык/ Под ред. Е.И.Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. – С.478-490.

6. Русский язык/ Под ред. Л.Л.Касаткиной. – М., 2001. – С.

7. Современный русский язык/ Под ред. П.А.Леканта: Учебник. – М., 2002. – С.496-497.

8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык: Учебник. - М., 2001. - С.371-376.

9. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. 1977. С.158-159, 163-165

10. Поспелов Н.С. О грамматической природе СП // В кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. М. 1950

11. Русская грамматика // Под ред. Н.Ю.Шведовой. В 2-х т.т. Т.2. М. 1980. С.463-465

О б р а з е ц в ы п о л н е н и я (упр. из сборника Валгиной Н.С.)

(Чем болеешь), [ тем лечись].

 

Выделить предикативные части (ПЧ) и грамматические основы (ГО). Дать полную характеристику главным членам (ГЧ).

О т в е т: СП, СПП

Структурные признаки: полипредикативность (2 ПЧ), средства связи – указательное (соотносительное) слово в главной части «тем», союзное слово «чем», фиксированный порядок следования предикативных частей (анафорическое местоимение «тем»), структурный параллелизм (обе предикативные части – односоставные обобщенно-личные предложения), координация видо-временных форм глаголов-сказуемых (сказуемые в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, несовершенного вида).

Семантические признаки: ПЧ логически совместимы, прослеживается лексико-тематическое единство (гипонимы – болеть, лечиться; анафорическое местоимение – тем). Грамматическое значение (ГЗ) - сопоставительные отношения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.