КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция систем приобретения знаний
Состояние и перспективы автоматизированного приобретения знаний Методы определения отношений
Если на стадии 4 (см. рис. 4.10) мы выявили связи между понятиями и использовали их на стадиях 5 и 6 для получения пирамиды знаний, то на стадии 7 мы даем имена связям, то есть, превращаем их в отношения. В работе [Поспелов, 1986] указывается на наличие более 200 базовых видов различных отношений, существующих между понятиями. Предложены различные классификации отношений [Келасьев, 1984; Поспелов, 1986]. Следует только подчеркнуть, что помимо универсальных отношений (пространственных, временных, причинно-следственных) существуют еще и специфические отношения, присущие той или иной предметной области [Гаврилова, Червинская, Яшин, 1988]. Интересные возможности к структурированию знаний добавляют системы когнитивной графики. Так, в системе OPAL [Olton., Muser, Combs et al., 1987] эксперт может манипулировать на экране дисплея изображениями простейших понятий и строить схемы лечения заболеваний, обозначая отношения явными линиями, которые затем именуются. Предлагаемая в данном учебнике методология структурирования опирается на современные представления о структуре человеческой памяти и формах репрезентации информации в ней [Величковский, 1982]. Скудность методов структурирования объясняется тем, что методологическая база инженерии знаний только закладывается, а большинство инженеров по знаниям проводит концептуализацию, руководствуясь наиболее дорогими и неэффективными способами - «проб и ошибок» и «по наитию», то есть исходя из соображений здравого смысла.
В данном параграфе мы рассмотрим автоматизированный подход к проблеме извлечения и структурирования знаний, традиционно называемый приобретением знаний (knowledge acquisition).
Поскольку основную трудность в создании интеллектуальных систем представляет домашинный этап проектирования, выполняемый инженером по знаниям (или аналитиком), - анализ предметной области, получение знаний и их структурирование, - эти процедуры традиционно считаются «узким местом» (bottleneck) проектирования экспертных систем [Gaines, 1987; Boose, 1990]. Последние 5-6 лет усилия разработчиков направлены на создание инструментальной программной поддержки деятельности инженера по знаниям и эксперта именно на этих этапах.
Первое поколение таких систем появилось в середине 80-х - это так называемые системы приобретения знаний (СПЗ) (TEIRESIAS [Davis, 1982], SIMER+ MIR [Осипов, 1988], АРИАДНА [Моргоев, 1988]). Это средства наполнения так называемых «пустых» ЭС, то есть систем, из БЗ которых изъяты знания (например, EMYCIN - EMPTY MYCIN, опустошенная медицинская ЭС MYCIN со специальной диалоговой системой заполнения базы знаний TEIRESIAS). Их авторы считали, что прямой диалог эксперта с компьютером через СПЗ поможет сократить жизненный цикл разработки. Однако опыт создания и внедрения СПЗ продемонстрировал несовершенство такого подхода. Основные недостатки СПЗ I поколения: • Слабая проработка методов извлечения и структурирования знаний. • Жесткость модели представления знаний, встроенной в СПЗ и связанной с привязкой к программной реализации. • Ограничения на предметную область.
Таким образом, традиционная схема разработки СПЗ I поколения: создание конкретной ЭС → опустошение БЗ → разработка СПЗ для новых наполнений БЗ → формирование новой БЗ для другой ЭС оказалась несостоятельной для промышленного применения.
Второе поколение СПЗ появилось в конце 80-х и было ориентировано на более широкий модельный подход [Gaines, 1989; Борисов, Федоров, Архипов, 1991] с акцентом на предварительном детальном анализе предметной области. Так, в Европе широкое применение получила методология KADS (Knowledge Acquisition and Documentation Structuring) [Wielinga et al., 1989], в основе которой лежит понятие интерпретационной модели, позволяющей процессы извлечения, структурирования и формализации знаний рассматривать как «интерпретацию» лингвистических знаний в другие представления и структуры.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |