КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Технологические проблемы
А. Методологические проблемы Автоматизированных систем приобретения знаний Современное состояние
Анализ современного состояния программных средств приобретения знаний и поддержки деятельности инженера по знаниям позволяет выявить две группы проблем, характерных для существующих СПЗ:
• Методологические проблемы. • Технологические проблемы.
Основная проблема, встающая перед разработчиками, - отсутствие теоретического базиса процесса извлечения и структурирования знаний - порождает дочерние более-узкие вопросы и казусы на всех этапах создания интеллектуальных систем. Даже тщательно проработанная методология KADS, описанная в предыдущем параграфе, страдает громоздкостью и явной избыточностью. Ниже перечислены наиболее общие из возникающих проблем в последовательности, соответствующей стадиям жизненного цикла (см. рис. 2.4): • размытость критериев выбора подходящей задачи; • слабая проработанность теоретических аспектов процессов извлечения знаний (философские, лингвистические, психологические, педагогические, дидактические и другие аспекты), а также отсутствие обоснованной классификации методов извлечения знаний и разброс терминологии; • отсутствие единого теоретического базиса процедуры структурирования знаний; • жесткость моделей представления знаний, заставляющая разработчиков обеднять и урезать реальные знания экспертов; • несовершенство математического базиса моделей представления знаний (дескриптивный, а не конструктивный характер большинства имеющихся математических моделей); • эмпиричность процедуры выбора программного инструментария и процесса тестирования (отсутствие критериев, разрозненные классификации, etc.).
Большая часть технологических проблем является естественным следствием методологических и порождена ими. Наиболее серьезными из технологических проблем являются: • отсутствие концептуальной целостности и согласованности между отдельными приемами и методами инженерии знаний; • недостаток или отсутствие квалифицированных специалистов в области инженерии знаний; • отсутствие технико-экономических показателей оценки эффективности ЭС (в России); • несмотря на обилие методов извлечения знаний (фактически более 200 в обзоре [Boose, 1990]), практическая недоступность методических материалов по практике проведения сеансов извлечения знаний; • явная неполнота и недостаточность имеющихся методов структурирования знаний [Кук, Макдональд, 1986; Гаврилова, Червинская, 1992], отсутствие классификаций и рекомендаций по выбору подходящего метода; • несмотря на обилие рынка программных средств, недостаток промышленных систем поддержки разработки и их узкая направленность (зависимость от платформы, языка реализации, ограничений предметной области), разрыв между ЯПЗ и языками, встроенными в «оболочки» ЭС; • жесткость программных средств, их низкая адаптивность, отсутствие индивидуальной настройки на пользователя и предметную область; • слабые графические возможности программных средств, недостаточный учет когнитивных и эргономических факторов; • сложность внедрения ЭС, обусловленная психологическими проблемами персонала и неприятия новой технологии решения задач.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |