Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямое приобретение знаний в системе SIMER




 

Для выявления структурных знаний о предметной области используются страте­гии разбиения на ступени и репертуарных решеток. Подробнее о репертуарных решетках см. параграф 5.2.

Стратегия разбиения на ступени направлена на выявление структурных и клас­сификационных свойств событий (понятий, объектов) области и таксонометрической структуры событий предметной области.

Стратегия разбиения на ступени реализуется в одном из двух сценариев, который выбирается экспертом

1. «Имя - свойство».

2. «Множество имен - свойство».

 

 

Сценарий «Имя - свойство»

 

1. Вопрос системы об имени события.

2. Сообщение эксперта об имени события.

3. Вопрос системы об имени свойства.

4. Сообщение эксперта об имени свойства.

5. Вопрос системы о существовании множества значений свойства.

6. Ответ эксперта (Да/Нет).

7. В случае отрицательного ответа имя свойства воспринимается как имя события.

8. Если имя события, образованного на шаге 3, отсутствует в базе знаний, то это событие рассматривается как новое, и для него выполняются шаги 2-7.

9. Вопрос системы о типе множества значений свойства (непрерывное/дискретное).

10. Ответ эксперта.

11. Вопрос системы о единице измерения свойства.

12. Сообщение эксперта о единице измерения.

13. Вопрос системы о множестве значений свойства.

14. Сообщения эксперта о множестве значений свойства.

15. В процессе выполнения шагов 2-6 создается глобальный объект «имя свойства» и область его значений. Совокупность таких объектов будем называть базисом свойств области.

16. Вопрос системы о подмножестве значений свойства, характерного для описываемого события.

17. Сообщение эксперта о подмножестве значений свойства.

 

В результате выполнения шага 7 один из элементов базиса свойств связывается с описываемым событием (с указанием подмножества области значений элемента базиса, характеризующего описываемое событие).

Сценарий «Множество имен - свойство»

 

При работе сценария шаг 1 многократно повторяется, а затем выполняются шаги 2-7 для каждого имени события.

 

Стратегия репертуарных решеток направлена на преодоление когнитивной за­щиты эксперта. Механизм преодоления основан на выявлении его личностных конструктов. Каждый конструкт описывается некоторой совокупностью шкал, а каждая шкала образуется оппозицией свойств.

Наиболее эффективный способ выявления противоположных свойств - предъяв­ление эксперту триад семантически связанных событий с предложением назвать свойство, отличающее одно событие от двух других [Kelly, 1955]. На следующем шаге эксперту предлагается назвать противоположное свойство. Таким способом выявляются элементы множества личностных психологических конструктов кон­кретного эксперта.

С другой стороны, свойства, различающие события, - это те свойства, которые влияют на формирование решения. Так как при этом не ставится задача выявле­ния когнитивной организации индивидуального сознания эксперта, то описан­ная процедура используется для формирования базиса свойств области, а не для построения личностных конструктов. Пополнение базиса свойств области осу­ществляется путем повторения этой процедуры с другими триадами.

 

Пример 4.9

Например, эксперту в области представления знаний предъявляется триада понятий, описывающих способы представления: семантические сети, фреймы, системы продук­ций. Эксперту предлагается ответить на следующие вопросы:

Какой из указанных способов представления отличается от двух других?

системы продукций;

Какое свойство отличает системы продукций от семантических сетей и фреймов?

легкость описания динамики;

Назовите противоположное свойство свойству «легкость описания динамики»?

трудность описания динамики;

Дайте имя свойству, имеющему значения «легкость описания динамики» и «трудность описания динамики»?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.