Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И психологическое шкалирование




Семантические пространства

Латентные структуры знаний и психосемантика

Новые тенденции и прикладные аспекты инженерии знаний

 

□ Латентные структуры знаний и психосемантика

□Метод репертуарных решеток

□ Управление знаниями

□ Визуальное проектирование баз знаний как инструмент познания

□ Проектирование гипермедиа БД и адаптивных обучающих систем

 

 

Большинство систем приобретения знаний (обзор в п. 4.5) облегчают сложный и трудоемкий процесс формирования баз знаний и реализуют прямой диалог с экспертом. Однако выявляемые таким образом структуры знаний часто отражают лишь поверхностную составляющую знаний эксперта, не затрагивая их глубиннойструктуры. Этим же недостатком обладает большинство методов непосред­ственного извлечения знаний (параграфы 4.1.-4.3).

Для извлечения глубинных пластов экспертного знания можно воспользоваться методами психосемантики - науки, возникшей на стыке когнитивной психологии, психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуаль­ного сознания. Психосемантика исследует структуры сознания через моделирование индивидуальной системы знаний [Петренко, 1988] и выявление тех категориальных структур сознания, которые могут не осознаваться (латентные, имплицитные или скрытые) [Петренко, 1983; Терехина, 1988; Шмелев, 1983].

 

 

Основным методом экспериментальной психосемантики является метод рекон­струкции субъективных семантических пространств. Здесь психосемантика тес­но сплетается с психолингвистикой и лингвистической семантикой - с методо­логией выявления значений слов, лексикографией, «падежной грамматикой» и структурными исследованиями [Апресян, 1977; Мельчук, 1974; Соссюр, 1977; Филлмор, 1983; Щерба, 1974]. Однако лингвистические методы в основном на­правлены на анализ текстов, отчужденных от субъекта, от его мотивов и замыс­лов.

Психолингвистические методы обращаются непосредственно к испытуемому. Большинство из них связано с различными формами субъективного шкалирова­ния. Перед испытуемым ставится задача оценить «сходство знаний» с помощью некоторой градуированной шкалы, например от 0 до 5 или от 0 до 9. В этом случае исследователь получает в руки численно представленные стандартизированные данные, легко поддающиеся статистической обработке.

Психосемантика - как одно из молодых направлений современной психологии [Петренко, 1988; Шмелев, 1983] - сразу была оценена специалистами в области искусственного интеллекта как перспективный инструмент, позволяющий ре­конструировать семантическое пространство памяти как психологическую мо­дель глубинной структуры знаний эксперта. Уже первые приложения психосе­мантики в ИИ в середине 80-х годов позволили получить достаточно наглядные результаты. В психологии семантические пространства выступают как модель категориальной структуры индивидуального сознания. При концептуальном анализе знаний структуру семантического пространства эксперта можно считать основой для формирования поля знаний. При этом отдельные параметры семан­тического пространства соответствуют различным компонентам поля (размер­ность пространства соотносится со сложностью поля, выделенные понятийные структуры с метапонятиями, содержательные связи между понятиями-стиму­лами - это суть отношения и т. д.).

Легче всего познакомиться с экспериментальной психосемантикой на примере, связанном с выявлением структуры и размерности семантического пространства знаний из некоторой предметной области [Петренко, 1988].

В основе построения семантических пространств, как правило, лежит статисти­ческая процедура (например, факторный анализ [Аверкин, Батыршин, Блишун и др., 1986], многомерное шкалирование [Тиори, Фрай, 1985] или кластерный анализ [Дюран, Оделл, 1977]), позволяющая группировать ряд отдельных при­знаков описания в более емкие категории-факторы. Говоря на языке поля знаний, это - построение концептов более высокого уровня абстракции. При геометри­ческой интерпретации семантического пространства значение отдельного при­знака отображается как точка или вектор с заданными координатами внутри n-мерного пространства, координатами которого выступают выделенные факторы. Построение семантического пространства, таким образом, включает переход к описанию предметной области на более высоком уровне абстракции, то есть пе­реход от языка, содержащего большой алфавит признаков описания, к более ем­кому языку концептуализации, содержащему меньшее число концептов и вы­ступающему своеобразным метаязыком по отношению к первому.

В зависимости от опыта и профессиональной компетентности, испытуемых раз­мерность пространства и расположение в ней первичных понятий может суще­ственно варьироваться. Эта особенность семантических пространств может быть использована на стадии контроля в процессах обучения, при тестировании экс­периментов и пользователей.

 

Пример 5.1

Так, для проверки знаний и понимания английского языка в работе [Терехина, 1988] были взяты десять наиболее распространенных предлогов, достаточно трудно перево­димых. На экране дисплея испытуемому предъявлялась пара предлогов и спрашива­лось, часто ли у него вызывает затруднения выбор одного из этих предлогов. Степень затруднения оценивалась в баллах от 1 до 9. На этих данных методами многомерного шкалирования была построена структура сложности употребления английских пред­логов с точки зрения носителя русского языка. Эта модель существенно зависит от уровня знаний. Так, модель новичка не представляет организованной структуры. У людей, имеющих определенные навыки, проявилась некоторая структурирован­ность семантического пространства, в нем отчетливо обозначились пары и тройки сходных предлогов.

 


Рис. 5.1. Семантическое пространство близости английских предлогов

 

Наиболее четкая и связная структура приведена на рис. 5.1. По ней можно объяснить особенности дифференциации предлогов в английском языке. Основа структуры пред­ставляется в виде окружности, близкие точки на которой соответствуют трудно диф­ференцируемым предлогам. Структура опирается на две ортогональные оси. Ось абс­цисс соответствует предлогам направления движения, а ось ординат - предлогам цели - средства.

 

На основании получаемых методами психосемантики моделей можно проводить контроль знаний. При анализе индивидуальных семантических пространств вы­являются вопросы, которые не усвоены и не уложились в систему. Контроль структуры знаний проводится на основе сопоставления семантических про­странств хороших специалистов и новичков (студентов, слушателей, молодых специалистов). Степень согласованности семантических пространств (их размер­ности, признаки и конфигурации понятий) будет определять уровень знаний но­вичка.

Однако здесь необходимо учесть, что семантические пространства двух квалифи­цированных специалистов могут быть разными, так как содержат индивидуаль­ные различия восприятия, отражающие опыт и характер деятельности человека. Поэтому не всегда можно формально сравнить семантические пространства экс­перта и новичка, следует предварительно изучить семантические пространства нескольких специалистов, а затем уж производить сравнение.

В работе [Кук, Макдональд, 1986] описан подобный эксперимент. Были получе­ны когнитивные структуры знаний опытного летчика-истребителя и пилота-но­вичка, с использованием двух методов: многомерного шкалирования (алгоритм MDS - Alscal) и сетевого шкалирования со взвешенными связями (алгоритм Pathfinder). Оба алгоритма основаны на использовании оценок психологичес­кой близости. Опытный пилот и пилот-новичок оценивали все возможные пар­ные сочетания 30 связанных с полетом понятий, приписывая числа от 0 до 9 каж­дой паре, где 0 обозначал самую слабую степень связи между понятиями, а 9 -самую сильную. Эти оценки затем обрабатывались с применением обоих алго­ритмов шкалирования.

В соответствии с алгоритмами MDS каждый концепт, выражающий некоторое понятие, помещается в к-мерное пространство таким образом, что расстояние между точками отражает психологическую близость соответствующих кон­цептов. Алгоритм Pathfinder строит семантическую сеть [Schvaneveldt, Durso, Dearholt, 1985]. Дуги могут быть либо ориентированными (несимметричное отношение), либо неориентированными (симметричное отношение). Оба мето­да обеспечивают сжатия больших объемов данных (в форме попарных оценок) к меньшему набору параметров; однако нацелены они на выявление разных свойств исследуемых структур. Если в алгоритме Pathfinder центром внимания являются локальные отношения между концептами, то алгоритм MDS обеспечи­вает более широкое понимание свойств метризуемого пространства концептов.

Результирующие когнитивные структуры оказались близкими для летчиков-ис­требителей с одинаковым уровнем опыта, но были различными для разных групп испытуемых. Авторы экспериментов обнаружили, что по когнитивной структуре, характерной для летчика-истребителя, можно установить, новичок он или опыт­ный пилот. Наконец, проведенный ими же анализ когнитивных структур выявил наличие концептов и отношений, общих для представлений опытного специали­ста и новичка, и, кроме того, ряд концептов и отношений, которые появились только в одном из представлений. Прямым развитием рассмотренной работы ста­ла экспертная система управления воздушным боем ACES [Goldsmith, Schvaneveldt, 1985].

Аналогичное исследование механизмов накопления опыта было проведено в об­ласти программирования на ЭВМ [Cooke, 1985]. С помощью методов шкалиро­вания было показано, что один из аспектов программистского опыта включает в себя организацию знаний соответственно замыслу программы, или семантике, а не в соответствии с синтаксисом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.