КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример 5.2
Сетевое представление абстрактных понятий программирования на основе оценок связности концептов у программистов показано на рис. 5.2. Эксперимент показал, что всех программистов на основе анализа структуры семантического пространства можно разбить на три группы: новички, неопытные специалисты среднего уровня, опытные специалисты. Это заключение совпадает с результатами, полученными в работе [Гаврилова, 1984]. Кроме того, исследовалась эволюция когнитивной структуры программиста по мере его продвижения от новичка до опытного специалиста.
Рис. 5.2. Ассоциативная сеть структуры знаний эксперта-программиста
Интерпретация выявленных отношений (связей) между понятиями требует дополнительных усилий от коллектива разработчиков ЭС. Так, например, означивание дуг на рис. 5.2. потребовало дополнительного эксперимента, участникам которого была предложена пара понятий и поставлена задача дать словесное описание связи между понятиями пары. Результаты представлены в табл. 5.1. Таким образом, ассоциативная сеть на рис. 5.2 может быть превращена в семантическую.
Таблица 5.1. Описание связи между понятиями
Все упомянутые выше методы (включая кластерный анализ) можно отнести к методам психологического шкалирования. Их основу составляют алгоритмы преобразования сложных структур данных в более понятную форму, которая предполагается психологически содержательной. Результирующее представление зависит от метода: • кластерный анализ порождает древовидную структуру [Дюран, Оделл, 1977]; • многомерное шкалирование и факторный анализ - пространственную [Окунь, 1974; Терехина, 1986]; • алгоритм MDS - сетевую [Кук, Макдональд, 1986]; • репертуарные решетки (см. параграф 5.2 и работу [Франселла, Баннистер, 1987]) порождают конструкты или метаизмерения [Kintsch, 1974].
Формальная методология психосемантического шкалирования позволяет частично автоматизировать процесс структурирования знаний и получать «когнитивный разрез» его представлений о предметной области. Методология шкалирования позволяет выявлять структуры знания косвенным путем при получении ответов от экспертов на довольно простые вопросы (например, «насколько близки понятия X1 и Х2» вместо «скажите, какова связь между X1 и Х2 как они влияют друг на друга»). Почти все эксперименты позволили выявить одну закономерность. Размерность семантического пространства с повышением уровня профессионализма уменьшается. Этот вывод согласуется с известными положениями когнитивной психологии о том, что процесс познания сопровождается обобщением. Построение семантического пространства обычно включает три последовательных шага [Петренко, 1983]. 1. Выбор и применение соответствующего метода оценки семантического сходства. Этот шаг включает в себя эксперимент с испытуемыми, которым предлагается оценить общность предъявляемых стимульных признаков на некоторой шкале. 2. Построение структуры семантического пространства на основе математического анализа полученной матрицы сходства. При этом происходит уменьшение числа исследуемых понятий за счет обобщения и получения генерализованных осей. 3. Идентификацию, интерпретацию выделенных факторных структур, кластеров или групп объектов, осей и т. д. На этом шаге необходимо найти смысловые эквиваленты, языковые «ярлыки» для выделенных структур. Здесь большое значение приобретает лингвистическое чутье и профессионализм специалиста, проводящего исследование, и экспертов-испытуемых. Часто к интерпретации привлекают группу экспертов.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |