Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психосемантика




 

Помимо идеологии KADS на разработку СПЗ II поколения большое влияние оказали методы смежных наук, в частности психосемантики, одного из молодых направлений прикладной психологии [Петренко, 1988; Шмелев, 1983], перспек­тивного инструмента, позволяющего реконструировать семантическое простран­ство памяти и тем самым моделировать глубинные структуры знаний эксперта (см. параграф 5.1). Уже первые приложения психосемантики в ИИ в середине 80-х годов позволили получить достаточно наглядные результаты [Кук, Макдональд, 1986]. В дальнейшем развитие этих методов шло по линии разработки удобных пакетов прикладных программ, основанных на методах многомерно­го шкалирования, факторного анализа, а также специализированных методов обработки репертуарных решеток [Франселла, Баннистер, 1987] (параграф 5.2). Примерами СПЗ такого типа являются системы KELLY [Похилько, Страхов, 1990], MADONNA [Терехина, 1988], MEDIS [Алексеева и др., 1989]. Специфи­ка конкретных приложений требовала развития также «нечисленных» методов, использующих парадигму логического вывода. Примерами систем этого направ­ления служат системы ETS [Boose, 1986] и AQUINAS [Boose, Bradshaw, Schema,1988]. Успехи СПЗ II поколения позволили значительно расширить рынок ЭС, кото­рый к концу 80-х оценивался в 300 млн. долларов в год [Попов, 1991]. Тем не менее, и эти системы были не свободны от недостатков, к важнейшим из которых можно отнести:

• несовершенство интерфейса, в результате чего неподготовленные эксперты не способны овладеть системой и отторгают ее;

• сложность настройки на конкретную профессиональную языковую среду;

• необходимость разработки дорогостоящих лингвистических процессоров для анализа естественно-языковых сообщений и текстов.

 

Третье поколение СПЗ - KEATS [Eisenstadt et al., 1990], MACAO [Aussenac-Gilles, Natta, 1992], NEXPERT-OBJECT [NEXPERT-OBJECT, 1990] - перенес­ло акцент в проектировании с эксперта на инженера по знаниям [Гаврилова, 1988; Gruber, 1989]. Новые СПЗ - это программные средства для аналитика, более сложные, гибкие, а главное использующие графические возможности со­временных рабочих станций и достижения CASE-технологии (Computer-Aided Software Engineering). Эти системы позволяют не задавать заранее интерпрета­ционную модель, а формировать структуру БЗ динамически. Существуют различные классификации СПЗ - по выразительности и мощнос­ти инструментальных средств [Попов, 1988]; по обобщенным характеристикам [Boose, 1990]; в рамках структурно-функционального подхода [Волков, Ломнев, 1989]; интегрированная классификация предложена в работе [Гаврилова, Червинская, 1992].

Учитывая новейшие тенденции в инженерии знаний можно предложить следую­щую схему таксономии СПЗ, представленную на рис. 4.16.

 

 

Рис. 4.16. Классификация систем приобретения знаний

 

Однако и современные СПЗ не полностью лишены серьезных недостатков СПЗ I и II поколений, большая часть которых обусловлена отсутствием теоретической концепции проектирования БЗ. В результате эта область до настоящего времени справедливо считается скорее «искусством», чем наукой и основана на «ad hoc» технологии (то есть применительно к случаю).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.