Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Простейшие методы структурирования




 

Методы извлечения знаний, рассмотренные выше, являются непосредственно подготовкой к структурированию знаний. Данный параграф посвящен изучении практических методов структурирования знаний.

 

4.4.1. Алгоритм для «чайников»

 

В качестве простейшего прагматического подхода к формированию поля знаний начинающему инженеру по знаниям можно предложить следующий алгоритм для «чайников» (рис. 4.10).

 

1. Определение входных {X} и выходных {Y} данных. Этот шаг совершенно необходим, так как он определяет направление движения в поле знаний - от X к Y. Кроме того, структура входных и выходных данных существенно влияет на форму и содержание поля знаний. На этом шаге определение может быть достаточно размытым, в дальнейшем оно будет уточняться.

 

2. Составление словаря терминов и наборов ключевых слов N. На этом шаге проводится текстуальный анализ всех протоколов сеансов извлечения знаний, и выписываются все значимые слова, обозначающие понятия, явления, процессы, предметы, действия, признаки и т. п. При этом следует попытаться разобраться в значении терминов. Важен осмысленный словарь.

 

3. Выявление объектов и понятий {А} Производится «просеивание» словаря N и выбор значимых для принятия решения понятий и их признаков В идеале на этом шаге образуется полный систематический набор терминов из какой-либо области знаний.

 

4. Выявление связей между понятиями. Все в мире связано. Но определить, как направлены связи, что ближе, а что дальше, необходимо на этом этапе. Таким образом, строится сеть ассоциаций, где связи только намечены, но пока не по­именованы. Например, понятия «день», «ночь», «утро» и «вечер» явно как-то связаны, связаны также и понятия «красный флаг» и «красный галстук», но характер связи тут существенно отличен.

 

5. Выявление метапонятий и детализации понятий. Связи, полученные на пре­дыдущем шаге, позволяют инженеру по знаниям структурировать понятия и как выявлять понятия более высокого уровня обобщения (метапонятия), так и детализировать на более низком уровне.

 

6. Построение пирамиды знаний. Под пирамидой знаний мы понимаем иерар­хическую лестницу понятий, подъем по которой означает углубление понима­ния и повышения уровня абстракции (обобщенности) понятий. Количество уровней в пирамиде зависит от особенностей предметной области, профессио­нализма экспертов и инженеров по знаниям.

 

7. Определение отношений {RA}. Отношения между понятиями выявляются как внутри каждого из уровней пирамиды, так и между уровнями. Фактически на этом шаге даются имена тем связям, которые обнаруживаются на шагах 4 и 5, а также обозначаются причинно-следственные, лингвистические, временные и другие виды отношений.

 

8. Определение стратегий принятия решений (Sf). Определение стратегий при­нятия решения, то есть выявление цепочек рассуждений, связывает все сфор­мированные ранее понятия и отношения в динамическую систему поля зна­ний. Именно стратегии придают активность знаниям, именно они «пе­ретряхивают» модель М в поиске от X к Y.

 
 

Рис. 4.10. Стадии структурирования знаний - алгоритм для «чайников»

 

Однако на практике при использовании данного алгоритма можно столкнуться с непредвиденными трудностями, связанными с ошибками на стадии извлечения знаний и с особенностями знаний различных предметных областей. Тогда воз­можно привлечение других, более «прицельных» методов структурирования. При этом на разных этапах схемы (рис. 4.10) возможно использование различных методик.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.