Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностирование учебных достижений




Понятие качества образования

ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

1.1. Понятие качества образования.

1.2. Диагностирование учебных достижений.

1.3. Оценочная деятельность учителя.

1.4. Самооценка. Рефлексия учебной деятельности.

 

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

К основным задачам, которые должна выполнять общероссийская система оценки качества образования, относятся:

· оценка уровня образовательных достижений обучающих образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора поступления на следующий уровень образования;

· оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования на федеральном и международном уровнях;

· формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

При оценке образовательных достижений также выделяются три основные задачи:

· получение информации о состоянии образовательных достижений учащихся;

· выявление тенденций изменения состояния образовательных достижений учащихся;

· выявление факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений учащихся.

Образовательные достижения в современном понимании включают:

· предметные знания и умения;

· применение предметных знаний и умений на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);

· междисциплинарные умения;

· коммуникативные умения (умение ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);

· умения работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики, рисунки, чертежи и др.);

· овладение информационными технологиями (умение работать с информацией с помощью компьютера);

· умение сотрудничать и работать в группах;

· умение учиться и самосовершенствоваться;

· умение решать проблемы и др.

Одной из важнейших проблем на современном этапе является диагностирование учебных достижений обучаемых.

Под диагностированием обученности понимают выявление достигнутого на данный момент уровня (степени) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Контроль означает выявление, измерение и оценивание результатов обучения.

Выявление и измерение называют проверкой. Проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Важнейшими принципами контроля являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно-обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым; точном адекватном установлении критериев оценивания знаний, умений.

Практически объективность означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих контроль.

Требование принципа системности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения. Системность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

В современной дидактике выделяют три основных вида контроля:

1. Вводный (предварительный) контроль. Предназначен для выявления готовности к усвоению изучаемого материала. Позволяет своевременно провести коррекцию низкого уровня готовности. Для составления контролирующих заданий необходимо проанализировать то, что изучено на предыдущем этапе обучения, и выявить те дидактические единицы, которые будут в первую очередь востребованы на следующем этапе. Проводится в начале учебного года, в начале новой учебной темы. Вводный контроль является также средством актуализации знаний.

2. Текущий (промежуточный) контроль. Проводится с целью выявления пробелов в усвоении материала и развитии учащихся. Организуется после изучения каждого учебного элемента. Рассматривается как средство установления обратной связи ученик – учитель.

3. Итоговый контроль. Предназначен для оценки уровня усвоения темы, раздела, этапа обучения.

Выделяется также три типа по принципу лица, выполняющего контроль:

· внешний контроль учителя (для выработки систематичности и добросовестности в учебной деятельности; обучения приемам самоконтроля);

· взаимоконтроль (для выработки ответственного отношения к оценке учебной деятельности);

· самоконтроль (для формирования рефлексии собственной учебной деятельности, обнаружения и предупреждения ошибок).

На практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальной проверке каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Каждый ученик показывает результаты самостоятельной умственно-практической деятельности. Учитель выявляет правильность ответа, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи и т.п.

Индивидуальная проверка всегда планируется: кого, с какой целью спросить, какие для этого использовать средства.

При групповой проверке класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели проверки группам предлагаются одинаковые задания или дифференцированные: проверяются результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняли по двое, или практического, выполняемого четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания (в процессе дидактической игры) по звеньям (командам). Применяют при повторении. Оценивание в баллах при групповой работе проводится не всегда, иногда достаточно качественной вербальной оценки.

Уплотненный опрос – несколько человек отвечают устно у доски или письменно за партами.

При фронтальной проверке вопросы задаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, символьного оформления, степень закрепления в памяти. Учителя интересует сознательность в ответах, обоснованность и доказательность. Он наблюдает за аккуратностью выполнения задания, вскрывает слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживает недочеты, проблемы и ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет ему вовремя наметить меры по их преодолению и предупреждению.

Среди методов проверки (способов изучения качества знаний, умений и навыков) выделяют устную проверку, проверку письменно-графических работ и проверку практических работ.

Устная проверка организуется в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок устной проверки можно выделить следующие:

· проверить выполнение домашнего задания;

· выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала;

· проверить степень понимания и усвоения новых знаний;

· изучить уровни развития математической речи, свойств и качеств мышления;

· выявить сохранение изученного в памяти;

· проверить сформированность учебно-познавательных умений и др.

Методика устной проверки включает две основные части:

1. Составление проверочных вопросов и их задавание.

2. Ответ учащихся на поставленные вопросы и слушание его.

Качество вопросов определяется их содержанием, адекватностью выявляемого, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

Среди проверочных заданий вопросы, активизирующие память (воспроизведение изученного), мышление (задания на сравнение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, выделение существенных признаков понятий, доказательство, обобщение, классификацию, конкретизацию и др.), речь (задания на проверку конкретных речевых навыков, умений использовать математическую терминологию) и др.

Большое значение имеют проблемные вопросы, заставляющие применять полученные знания в практической деятельности (какие факты можно доказать…; при наличии каких условий…; для каких целей…; как можно осуществить…; какие имеются возможности…; правомерность умозаключений и т.д.).

Приведем примеры заданий для устной проверки усвоения изученного из различных разделов школьного курса математики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.