КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объективность
Критерии качества измерения В педагогической диагностике стараются определить качество результатов измерения (в нашем случае – измерение успеваемости). Разработаны критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: · объективность; · надежность; · валидность. Рассмотрим эти критерии подробнее. Можно дать следующее определение объективности: «измерение считается объективным, если удается максимально исключить интерсубъективное воздействие исследователей» [7, с.32]. В литературе и практике измерений рассматриваются понятия «объективность проведения измерений», «объективность обработки данных» и «объективность интерпретации результатов». «Объективность проведения измерений требует, чтобы все учащиеся были подвергнуты одному и тому же испытанию в аналогичных условиях. Для этого унифицируются задания, время обработки заданий, пояснения к заданиям, допустимые вспомогательные средства и т.д. Естественно, можно добиться только того, чтобы все учащиеся работали лишь в приблизительно равных условиях, ибо все они всегда по-разному чувствуют себя и в различной степени испытывают чувство страха перед тестированием. Однако невозможность достичь совершенно идентичных условий для проведения измерений еще не есть повод для того, чтобы отказаться от попыток их унификации. Необходимо стремиться – насколько это возможно – к объективности проведения измерений, ибо только в этом случае можно сопоставить результаты учащегося с его прежними результатами или с результатами других учеников, если наблюдения проводятся в максимально сходных условиях» [7, с.33]. Едва ли учителю придет в голову мысль считать сопоставимыми результаты работы по математике, если одна часть учеников могла пользоваться карманными калькуляторами, а другая нет, если одни учащиеся имели в два раза больше времени для выполнения задания, чем другие и т.д. Удалось ли в необходимой мере обеспечить объективность проведения измерений, обычно устанавливается экспертами после изучения постановки заданий, инструкций для учащихся и рекомендаций организаторов тестирования. Наблюдая за поведением организаторов тестирования во время проведения теста, можно определить, какие различия обусловлены недочетами в самих рекомендациях. Объективность обработки данных вызывает особый интерес. Большинство исследований, посвященных недостаткам традиционной системы оценки успеваемости, ссылается на отсутствие объективности при обработке данных. Если, например, разные учителя по-разному оценивают одну и ту же классную работу, то они оценивают ее необъективно. Для придания большей объективности процессу обработки данных можно в зависимости от требуемого результата действовать по-разному. Можно заранее установить критерии сбора результатов и научить пользоваться этими критериями того, кто производит оценку. Но можно составить задания так, что для их выполнения достаточно написать число, слово или поставить крестик. Составленные таким образом и снабженные ключами задания практически исключают расхождения при обработке данных. Подобные материалы могут обрабатываться машинами. Исследование компьютерной, видео- и аудиотехники может способствовать унификации условий проведения измерений. Гораздо труднее обеспечить объективность интерпретации результатов измерения. Об объективности интерпретации можно говорить в том случае, когда нескольких лиц одинаковым образом интерпретируют одни и те же результаты обработки данных, то есть устанавливают одни и те же взаимосвязи. Эти взаимосвязи могут иметь более или менее сложный характер: иногда результат тестирования может «сразу» отражать достигнутый уровень обучения, а иногда для принятия решения необходимо оценить и взвесить комплекс данных. Например, директор школы может определить готовность ребенка к школе. Для этого ему нужно учесть результаты наблюдения за поведением ребенка во время тестирования, заключения школьного врача и сведения, полученные от родителей, чтобы на основании своей оценки принять решение о том, может ли ребенок посещать школу, необходимы ли ему дополнительные занятия и т.п. Чем разнообразнее подлежащая обработке информация и чем ее больше, тем труднее интерпретировать ее объективно, то есть исключая интерсубъективные воздействия (например, директора могут иметь разные точки зрения о возможностях дифференциации на первых занятиях, о влияниях детского сада и т.д.). Полного исключения субъективных оценок добиться невозможно, но можно добиться того, чтобы те лица, которые дают оценку, были знакомы с проблематикой и старались сначала проанализировать данные, не высказывая своего мнения, обдумать альтернативные интерпретации и быть готовыми к проверке и пересмотру принятых решений. Тот, кто не стремится к объективности, тот в конечном итоге ступает на путь произвола. В то же время объективность, предполагающая унификацию материала, его обработки и оценки, всегда в определенной мере сужает творческие возможности учеников. Преподавателю русского языка легче сравнивать сочинения своих учеников, если он задал одну тему. Однако ему известно, что тем самым он ограничивает возможности нескольких учеников. В каждом конкретном случае нужно знать, что важнее. Стремление к объективности целесообразно лишь в том случае, если существуют наиболее оптимальные решения или – по другим критериям – единственно возможные варианты решения. Практически это те же требования, которые предъявляются к экзаменационным результатам. Если одна и та же тема предполагает множество различных и одновременно равноценных возможностей своего раскрытия, то в таком случае требовать объективности невозможно. Объективность не может быть самоцелью. Она является только предпосылкой надежности и валидности измерений. Необъективное измерение не может быть надежным и валидным. Прочность здания зависит от его фундамента. Тот, кто отказывается от критерия объективности, отказывается и от критериев надежности и валидности. При измерении какого-либо признака требуется лишь не допустить бесконтрольного влияния других факторов на результаты. Педагогическая диагностика учит нас тому, что констатация и оценка или измерение и интерпретация должны быть отделены друг от друга, чтобы ни одна констатация не была окрашена субъективной оценкой.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |