КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест множественного выбора
Классификация тестов и тестовых заданий ТЕМА 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ 3.1. Классификация тестов и тестовых заданий. 3.2.Требования к тестовым заданиям.
Анализ научной литературы позволяет выделить два основных вида тестов: психологические (тесты интеллекта) и педагогические (тесты достижений или тесты успешности). Различие между тестами интеллекта и тестами достижений достаточно условно. На наш взгляд, оно состоит в том, что тесты достижений направлены на выявление степени овладения учащимися конкретными знаниями, умениями, навыками, измерение уровня которых может осуществляться на различных этапах процесса обучения; близкие по структуре тесты интеллекта предназначены для выявления уровня овладения испытуемыми разнообразными знаниями и умениями, осваиваемыми ими в процессе обретения жизненного опыта в целом. Психологические тесты часто используются при конкретных отборах в специализированные классы, на занимаемую должность и т.д., но ведущее место в процессе обучения занимают тесты достижений. Измерение уровня достижений учащихся на различных этапах обучения с помощью педагогических тестов позволяет определить степень эффективности тех или иных специальных программ обучения, качественный уровень профессиональной или любой другой подготовки. Тесты достижений могут использоваться на различных этапах обучения: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация, контроль. Выступая как инструмент оценивания, тесты достижений, тем не менее, имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты – объективный и более качественный способ оценивания и, во-вторых, показатели тестов ориентированы на измерение степени и определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков учащихся. Контрольные работы ориентированы лишь на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Направленность теста – не единственное основание классификации тестов. Рассмотрим другие основания и соответствующие им виды тестов: 1.По назначению тестов: - общедиагностические (например, тесты Айзенка); - специальных способностей (технических, музыкальных и т.д.); - достижений (для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения); 2.По средствам, используемым в процессе тестирования: - бланковые (тестовые тетради или бланки, в которых отмечаются или вписываются правильные ответы); - предметные (в которых манипулируют материальными объектами, результативность зависит от скорости и правильности выполнения заданий); - практические (похожи на лабораторные работы, снабженные соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение); 3.По количеству одновременно тестируемых людей: - индивидуальные (тест Люшера); - групповые (большинство тестов школьных достижений); 4.По степени однородности заданий: - гомогенные (позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задания, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием); - гетерогенные (позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию); 5.По форме ответа: - устные; - письменные; 6.По ведущей ориентации: - тесты скорости (содержат простые задачи, время решения которых ограничено); - тесты мощности (включают в себя трудные задачи, время решения которых либо не ограничено, либо мягко лимитировано; при этом оценке подлежит успешность и способ решения задач); - смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух предыдущих. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности от самых простых до очень сложных. В данном случае оценивается как скорость выполнения заданий, так и правильность решения; 7.По характеру ответов на вопросы: - открытого типа (со свободными ответами – когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, формулу и т.д.); - закрытого типа (с предписанными ответами – когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант). При этом тесты и открытого, и закрытого типа можно разделить на несколько видов в зависимости от формы ответов. Среди тестов открытого типа различают: - задания дополнения – когда испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных ограничений; - задания свободного изложения – когда испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы. Среди тестов закрытого типа различают: - тесты альтернативных ответов – испытуемый должен ответить «да» или «нет»; - соответствия – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков; - тесты множественного выбора ответов – испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов; - исключение лишнего – испытуемому предлагается устранить лишний элемент из предложенного списка; - аналогии – испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов; - последовательности – испытуемый должен завершить или продолжить некоторую последовательность элементов. Заметим, что наиболее используемые в процессе обучения тесты достижений можно классифицировать по большинству оснований, приведенных выше. Так как одним из основных структурных элементов теста являются тестовые задания, то необходимо сформулировать требования к их составлению. Из анализа теоретических источников следует, что задание в тестовой форме или тестовое задание – это педагогическое средство, отвечающее требованиям: · краткость; · технологичность; · соответствие цели; · логическая форма высказывания; · определенность места для ответа; · одинаковость правил оценки; · правильность расположения элементов задания; · одинаковость инструкции для всех испытуемых; · адекватность инструкции форме и содержанию задания. Поясним содержание каждого из требований. Краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла. Девиз: чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Часто встречающиеся требования что-то найти, решить, а затем еще и объяснить отрицательно сказываются на качестве задания и теста в целом. Технологичность заданий определяется как вариант композиции, которая позволяет вести тестирование с помощью технологических средств и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Задания становятся технологичными, если их содержание правильно и быстро понимается испытуемыми и если форма заданий способствует компьютеризации тестирования. Технологичность заданий обеспечивается правильностью формы заданий и корректностью содержания. С точки зрения содержания тестовое задание оценивается по конкретности и абстрактности, глубине, обобщенности, полноте содержания. Соответствие цели. Каждое задание создается для определенной цели, а потому имеет свою миссию и свои характеристики. Например, задания могут создаваться для слабых или сильных учеников, интеллектуально одаренных или менее способных; для самопроверки или для аттестации и т.д. В зависимости от цели, некоторые характеристики заданий могут меняться, особенно по трудности содержания. Логическая форма высказывания – это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания. Высказывание является универсальной формой организации задания, средством четкого выражения мысли человеком, способным проявить знания по изучаемой учебной дисциплине. Эта форма во многих случаях заменяет вопросы. Учебные вопросы многословны и порождают различные ответы: полные и неполные, правильные и неправильные и т.д. Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности естественного превращения утверждения после ответа ученика в форму истинного или ложного высказывания. Определенность места для ответов является одним из внешних и существенных признаков задания в тестовой форме. В заданиях с выбором ответа это определенный знак в бланке ответов либо запись кода правильного ответа; в заданиях открытой формы ответ пишется вместо прочерка или в отведенном инструкцией месте. Одинаковость правил оценки. Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем испытуемым. Правильность расположения элементов задания. Задания сформулированы правильно, если не возникают логические, психологические и иные препятствия для понимания смысла и для правильного выполнения задания. Для правильного формулирования заданий необходимы анализ содержания учебной дисциплины, классификация учебного материала, установление межтематических и межпредметных связей, укрупнение дидактических единиц, представление этих единиц через элементы композиции заданий. Приведем примеры тестов различных видов из школьных курсов информатики и математики.
ИНФОРМАТИКА Тема: Информация и устройство компьютера. Цель: выявить знания учащихся о свойствах, видах информации и устройстве персонального компьютера. Инструкция: прочитайте задания и выберите из представленных вариантов ответов правильный. Ответ запишите в виде пары «<цифра номера задания> - <буква ответа>;» (например 1-А;) в поле для ответов, расположенного после тестовых заданий. Тестовые задания 1. Сообщение, которое пополняет знания человека, называется: А) декларативным; Б) информативным; В) процедурным; Г) неинформативным. 2. К информационным процессам не относятся: А) хранение информации; Б) обработка информации; В) удаление информации; Г) передача информации. 3. Один байт информации составляет: А) 5 битов; Б) 6 битов; В) 7 битов; Г) 8 битов. 4. Электронное устройство компьютера, которое хранит память, пока питается электроэнергией, – это: А) внутренняя память; Б) процессор; В) внешняя память; Г) материнская плата. 5. К внешним устройствам компьютера не относятся: А) процессор; Б) мышь; В) клавиатура; Г) монитор. 6. Тактовая частота работы процессора измеряется в: А) МВт; Б) МБ; В) МГц; Г) МА. 7. Электронное устройство внешней памяти, используемое для чтения и записи информации в файловом формате, – это: А) дискета; Б) оптический диск CD-ROM; В) флеш-память; Г) оптический диск DVD-ROM. 8. Компактным диском – только для чтения является: А) CD-ROM; Б) DVD-ROM; В) RAM; Г) Flash-drive. Место для записи ответа: Эталон: 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-А; 5-А; 6-В; 7-В; 8-А. Критерий оценивания: 7-8 правильных ответов – «5»; 5-6 правильных ответов – «4»; 4 правильных ответа – «3»; 0-3 правильных ответа – «2».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 7232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |