КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самооценка. Рефлексия учебной деятельности
Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) определяют новые формы и способы оценки учебной деятельности учащихся. Новое видение оценки заключается в проектировании системы субъект-объектной непрерывной оценки и самооценки. В технологиях «Учебное портфолио», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Дебаты», «Тьюторское сопровождение», в методах учебных проектов и ученических исследований большое место отводится самооценке учащихся и развитию у них рефлексивных умений и навыков. Введение самооценки проходит намного легче, если школьники с первых дней учения–обучения включаются в процедуру самооценки, испытывая чувство удовлетворения от результатов любого уровня, открыто фиксируя свои просчеты, оперативно находя пути их устранения. Введение процедуры самооценки подразумевает: · совместную разработку учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая; · создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов; · обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов; · сопоставление и выводы об эффективности работы; · составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. Важна фиксация трех этапов развития процедуры самооценки: 1. Учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться; применяет преимущественно индивидуальные эталоны, создающие условия для рефлексивной оценки учащимися своих действий. 2. У школьников развивается умение давать себе содержательную характеристику, самим регулировать свою учебную деятельность; происходит активизация мыслительных процессов, развитие аналитического, критического подхода к явлениям; формируется верное представление об уровне своих возможностей, более точное соотношение оценки и самооценки, что поможет исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися. 3. Осуществляется работа по воспитанию реалистического уровня притязаний учащихся и навыков самоконтроля; школьниками достигается уровень, при котором самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность; создаются условия для возникновения ситуации «стимула», которая позволяет учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий. Эти компоненты неразделимы, они постоянно взаимодействуют (их изолированный анализ нужен учителю только для рефлексии собственной практики). Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Наблюдение за учащимися, фиксация их динамики, сопоставление данных позволят оценить индивидуальные особенности каждого в разные периоды развития и применить аутентичные способы педагогического влияния. Обратимся теперь к другому важнейшему понятию – рефлексии. Важнейшим, но далеко не каждому педагогу известным и используемым компонентом в структуре учебной деятельности является рефлексия как познание и анализ человеком явлений собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»). Термин «рефлексия» в отечественной литературе впервые начал использоваться в 30-40-х годах прошлого века. Анализируя различия в подходах к проблеме, следует отметить наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов: · рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности; · рефлексия как понимание смысла межличностного общения. В связи с этим выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самоинтерпретация и интерпретация другого. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Но рефлексия – это не только знание и понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения. Нередко в публикациях рефлексию отождествляют с такой фундаментальной категорией кибернетики, как «обратная связь». Но, очевидно, в отношении человека и социальных систем понятие рефлексии шире. Оно, естественно, поглощает понятие обратной связи. Но если обратная связь позволяет системе, в том числе сложной, биологической, социальной системе функционировать в заданном или самой ею установленном режиме, не меняя при этом своего состава, структуры и функций, то рефлексия дает возможность системе на основе предшествующего накопленного опыта порождать свои новые, ранее не имевшиеся у нее свойства, качества. Рефлексия имеет большое значение для развития, как отдельной личности, так и коллективов, социальных общностей: · во-первых, она приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности; · во-вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; · в-третьих, делает человека, социальную систему субъектом своей активности. Анализируя различия в подходах к проблеме рефлексии, в первую очередь, необходимо отметить наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов: 1. Рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности субъектом (индивидуальным или коллективным, социальным) – рефлексия первого рода, так называемая авторефлексия. Здесь необходимо сделать одну существенную оговорку о различении самооценки и авторефлексии. В любой другой деятельности самооценка и рефлексия различаются тем, что относятся разным сторонам: §самооценка – к изменениям объекта в результате действий субъекта деятельности; §рефлексия – к осознанию, оценки изменений в субъекте – какой опыт он вынес в результате действий, чему научился, что осознал и т.д. Но в учебной деятельности по сути нет объекта – результаты учения находятся в самом субъекте, изменяется сам субъект. Поэтому в учебной деятельности самооценка и рефлексия (авторефлексия) существенно сближаются. В частности, например, В.В.Давыдов выделяет два уровня рефлексии: формальную и содержательную. Так, если рассмотрение производится с целью вскрыть, каким образом выполняется некоторое действие, что нужно конкретно сделать, чтобы его выполнить, то в этом случае человек осмысливает основания данного конкретного частного действия. Этот уровень рассмотрения человеком основания своего действия назван В.В.Давыдовым формальной рефлексией (в нашем понимании – самооценка). Иначе осуществляется рефлексия в случае, если она направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе, что является в этом действии причинами успешного его выполнения в различных условиях. Такая рефлексия названа В.В.Давыдовым содержательной, поскольку здесь отражается зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения (в нашем понимании это собственно рефлексия). 2. Рефлексия как понимание межличностного (межсубъектного) общения: как понимание одним субъектом другого субъекта, а также как выяснение того, как другой субъект, другие люди знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (познавательные) представления – рефлексия второго рода. Общими психологическими механизмами рефлексии (движение в рефлексивном плане) являются остановка, фиксация, отстранение, объективизация, оборачивание. Остановка. Прекращение содержательной деятельности в ситуации, связанной с исчерпанием возможностей ее разрешения. Ситуация воспринимается как неразрешимая в данных условиях, так как прежний опыт не может обеспечить положительные результаты. Попытки решить проблему известными способами неэффективны, поэтому они прекращаются как бессмысленные. Фиксация. Анализ хода и результатов предшествующей работы и формирование суждений. Отстранение. Изучение «себя действующего» в отстраненной позиции. Реализуется способность видеть свои действия в зависимости от произвольно выбранной ситуации. Объективизация. Анализ своих действий в системе существующих или возможных. Восстановление прошлого опыта и конструирование образа собственного будущего. Отслеживание причин и возможных последствий своих действий. Переконструирование образа ситуации. Оборачивание. Возвращение к начальной ситуации, но с новой позиции и с новыми возможностями. Причем движение в рефлексивном плане имеет, естественно, циклический характер и проходит многократные итерации (повторения). Естественно, для проведения рефлексивного анализа в соответствии с приведенной выше схемой движения в рефлексивном плане от обучающегося требуется целый комплекс умений: · умение осуществлять контроль своих действий – как умственных, так и практических; · контролировать логику развертывания своей мысли (сужения); · определять последовательность и иерархию этапов деятельности, опираясь на рефлексию над опытом прошлой деятельности через поиск ее оснований, причин, смысла; · умение видеть в известном – неизвестное, в очевидном – неочевидное, в привычном – непривычное, т.е. умение видеть противоречие, которое только и является причиной движения мысли; · умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации, встать на позиции разных «наблюдателей»; · преобразовать объяснения наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от цели и условий. Рефлексивные процессы должны постоянно пронизывать всю деятельность обучающихся. А для этого рефлексивные умения необходимо у них целенаправленно формировать. Причем для собственно учебного процесса ведущую роль играет рефлексия первого рода – авторефлексия. В воспитательном же отношении у обучающихся необходимо формировать умение рефлексии второго рода – рефлексии межличностных отношений. Особенно у подростков, у которых учебная деятельность уходит на второй план, а на первый выходит общение со сверстниками. Таким образом, целенаправленное формирование у обучающихся рефлексивных умений является еще одной актуальной проблемой педагогики.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |