КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценочная деятельность учителя
Традиционная оценочная деятельность учителя связана с выполнением двух функций: регистрацией успехов учащихся в соответствии с принятым эталоном и мотивацией учащихся к дальнейшей учебной деятельности. Согласно первой функции оценка – показатель уровня достижений и определенных результатов учебной деятельности каждого ученика. Эталоном для сравнения являются требования образовательного стандарта. Формой оценивания в этом случае выступает «отметка» – числовое выражение степени совпадения реальных достижений с идеальным образцом. В российской школе традиционно сохраняется пятибальная система оценивания. С введением ЕГЭ как формы итоговой аттестации в школе получает распространение 100-бальная система, применяемая многими вузами в качестве формы оценки вступительных испытаний. Для отметки характерны следующие аспекты функции оценивания: · констатация – фиксируется фактический уровень достижений; · уведомление – информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам; · контроль – позволяет определить направления и объемы дальнейшей работы; · прямое воздействие – непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся. Последний аспект напрямую связан со второй, мотивационной функцией оценки, которая направлена на управление процессом дальнейшего обучения, на регуляцию и коррекцию учебной деятельности учащихся путем стимулирования желательных и пресечения нежелательных форм этой деятельности. В этом случае удобнее проводить оценивание не в количественных, а в качественных формах. Практически все учителя применяют различные виды вербально-невербального оценивания: · прямая вербальная похвала («хорошо», «правильно», «молодец»); · косвенная вербальная похвала подбадривание («продолжай»); · невербальное одобрение улыбкой, жестом, кивком; · косвенная вербальная подсказка («подумай»); · невербальное предупреждение жестами (указательный палец вверх, палец к губам); · косвенное вербальное несогласие в форме вопроса («точно?», «ты уверен?»); · невербальное недовольство, выраженное мимикой, строгим взглядом; · прямое невербальное порицание жестами (сжатые в кулак пальцы, направленный на ученика палец); · прямое вербальное порицание (возгласы «ужас!», «невозможно!»). Качественное оценивание учебных достижений может использоваться в школах, ориентированных на создание образовательной среды, которая способствует эмоционально-ценностному, социально-личностному развитию ребенка, сохранению его индивидуальности, обеспечивает психологическую комфортность во взаимодействии между учителем и учеником. Внутреннее противоречие количественного и качественного оценивания имеет ряд оснований: · изначально различные способности учащихся; · неодинаковые условия обучения; · расхождение целей субъектов образовательного процесса. Отметка выставляется после окончания работы. Ученики (и родители) заинтересованы в получении хорошей отметки как итога обучения, но самый факт её получения приводит к тому, что теряется интерес ребенка, пропадает стимул к дальнейшей деятельности, потому что отметка знаменует собой конечный результат работы. Эта ситуация характерна для традиционного закрытого образования. Безотметочное оценивание на уровне эксперимента по совершенствованию структуры и содержания с 2001 года было внедрено в начальной школе в 1784 школах 73 субъектов РФ. Эксперимент получил широкое распространение, но в ходе его анализа было выяснено, что происходит подмена исходного посыла. Учителя, опираясь на многолетнюю отметочную традицию, трансформировали отметки в некие символы (заменители отметки): улыбающиеся рожицы, грустные рожицы, звездочки, елочки, солнышки и др., что при видимости инновации представляет лишь смену оболочки без ревизии содержания. Для учителей и родителей эти символы – аналоги баллов. Невозможно просто отменить отметку. Школьники должны иметь возможность измерения каждого своего учебного усилия и учебного результата. И такую возможность представляет идея открытого образования, которая базируется на принципиально ином основополагающем подходе. Ученики как субъекты образовательного процесса активно включаются в самостоятельную образовательную деятельность: учителя создают для них благоприятные условия обеспечением эмоциональной поддержки, созданием ситуации успеха для каждого, поддержанием позитивного фона; совместно проводят экспертизы полученных результатов. Так изменяются не столько способы оценивания, сколько система в целом. В этом случае проявляется главная, третья функция оценивания – анализ двустороннего учения-оценивания; появляется обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса и вносить в него соответствующие поправки. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной. В то же время многочисленные наблюдения показывают, что знания одних и тех же учащихся педагоги оценивают по-разному и расхождение в отметках оказывается весьма значительным. Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно. Перечислим (с незначительными модификациями) наиболее типичные в своем субъективизме ошибки оценивания: · «великодушия» («снисходительности») – завышение оценок; · «центральной тенденции» – стремление избежать крайностей; · «ореола» – предвзятость личного отношения; · «инерции» («близости») – сверка с предыдущими оценками; · «репутации» – разные оценки за одинаковые ответы; · «контраста» – субъективное ранжирование определенных качеств; · «логики» – оценивание поведения, как учебы; Абсолютная объективность оценки не всегда целесообразна с точки зрения обеспечения индивидуального подхода к учащимся. Ошибки оценивания – не всегда результат непрофессионализма, часто за их намеренным завышением или занижением стоит определенный педагогический, психологический или социальный замысел. Завышение промежуточной оценки слабому ученику может повысить учебную мотивацию, усилить его внимание к данному предмету, поддержать его движение вперед, что позволяет считать такого рода необъективность педагогически оправданной. В то же время выставление незаслуженной «пятерки» ради золотой медали или общая «процентомания», захватившая школы, – преднамеренный обман, как отдельных людей, так и общества. Оценка до сих пор остается ведущим рычагом в управлении психическими процессами развития обучающихся, поскольку присущая ей субъективность индивидуально направлена и психологически обоснована. Но для того, чтобы полноценно управлять учебной деятельностью и стимулировать обучающихся, оценка должна: · четко соответствовать программам преподавания, т.е. быть валидной; · не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры), т.е. быть инвариантной; · соответствовать возможностям данной школы, т.е. быть доступной. С одной стороны, отсутствие оценок или их небольшое количество ведет к деформации личности и нарушению отношений между школьниками и учителями. Но, с другой стороны, чрезмерно большое количество оценок и систематический внешний контроль сдерживают развитие самостоятельности, инициативы, ответственности и самоконтроля, вызывают чувство неудовлетворенности из-за строгости и ограничения потребностей в самовыражении и самореализации личности. Различают несколько видов оценочных шкал: 1. Количественная шкала (соответствует отметке): a) абсолютная оценочная шкала (оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ); b) относительная оценочная шкала (предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад). 2. Порядковая шкала (экспертное последовательное распределение учащихся по набору признаков): a) ранговая, или рейтинговая система (каждому ученику присваивается ранг, последовательный номер); b) дескриптивная система (характеристика, модель). Преимущество количественных шкал – их простота и определенность, недостаток – заметная потеря информированности. Порядковые шкалы, особенно дескриптивные, очень информативны и содержательны, но в высокой степени неопределенны, они требуют квалифицированных экспертов и не свободны от сомнений в объективности оценки. Вопрос о применении тех или иных оценочных шкал может быть решен помощью интеграции передовых идей педагогики и возрастной психологии. Принципиальное значение имеет учет динамики интеллектуального и личностного формирования учащихся. Главный недостаток традиционной системы оценивания, не позволяющий образованию перейти на более качественный и высокий уровень, – не фрагментарность и частичность оцениваемых качеств, не жесткость и количественная направленность оценки, не искусственность условий, в которых она осуществляется, а понимание ее как субъект-объектного взаимодействия, в котором ученик – «страдающая» сторона. Предпринимаемые оценки косметических изменений отдельных звеньев в цепи не влияют на суть субъект–объектной философии традиционной оценки, что и является камнем преткновения в решении проблемы. Поиск и реализация новых способов оценочной деятельности неразрывно связаны с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям открытого образования.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |