КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тамже, с. 239
опричнине, ее преступления, проступки и нарушения имущественных интересов граждан защищались всем порядком, всем строем, который создавался самодержавным правлением в течение долгих лет тяжелого рабства народа»140. То, что субъектом преступлений и проступков, предусмотрен- ' ных в разделе V Уложения о наказаниях, является должностное 1 лицо, не вызывало, по существу, сомнений ни в теории уголовного права, ни в практике его применения, однако определения самого понятия должностное лицо в Уложении не было. Более того, как указывали еще дореволюционные юристы, оно не имело даже определенного термина и «пользуется наименованиями самыми разнообразными для определения виновников должно- у стных преступлений; число этих наименований достигает не-скольких десятков»141. Наряду с термином должностное лицо использовались такие, как виновный, чиновник, лицо, состоящее/ на службе государственной или общественной, и другие. В судебной практике и юридической литературе должностными признавались лица, обозначенные в таком качестве в законодательстве или приравненные к ним «в силу характера отправляемых ими обязанностей». Не имело значения, состояло ли данное лицо на службе в государственном аппарате или в ор- ' ганах сословного, а впоследствии земского или городского самоуправления. К числу должностных лиц относились как штатные, так и внештатные сотрудники, как получавшие, так и не получавшие вознаграждение за служебную деятельность, как чиновники, так и канцелярские служители (писцы, сторожа, курьеры и т. п.), занимающие должности как по назначению, так и по найму, как русские подданные, так и иностранцы, исполняющие свои обязанности как постоянно, так и временно. В Уложении отсутствовали также нормы об ответственности за соучастие в должностных преступлениях частных лиц. Судебная практика по этому вопросу отличалась неопределенностью и противоречивостью, и он был решен законодателем только в 1873 году. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета по делу Янковского и др. гласило, что должностные преступления могут, в принципе, совершаться только должностными лицами. «Посему в общем правиле участие частного лица в преступлении по службе не может иметь места. Но это правило не есть правило безусловное, а допускает исключения, вызываемые самим предметом служебных преступлений или родом тех прав и обязанностей, которые они нарушают»14'. Все должностные преступления были разделены на две группы. В первую вошли (довольно условно) только те преступления и проступки, которые составляли лишь служебные нарушения и не влекли уголовного наказания, а карались взысканиями, предусмотренными ст. 67 Уложения. Вторую группу составили те преступления и проступки, которые являлись одновременно и общим преступлением «с той лишь разницей, что оно совершается не частным, а должностным лицом»144. Частные лица могли привлекаться в качестве соучастников только по второй группе преступлений и проступков. Причем, по мнению Государственного совета, в таких случаях они должны были нести ответственность не за должностное, а за общее преступление, соответ- ствующее тому, которое совершило должностное лицо. Например, согласно последующему разъяснению Сената, частное лицо несло ответственность за участие в должностном подлоге лишь в случае, когда в его действиях усматривался общий подлог, предусмотренный в разделе XII Уложения145; неслужилые пособники и укрыватели служебной растраты наказывались за соучастие в простой растрате В юридической литературе высказывались и возражения в адрес господствовавшей доктрины соучастия в должностных преступлениях. Некоторые ученые и судебные деятели полагали, что Уложение о наказаниях позволяет «квалифицировать деятельность соучастников по деятельности главных винов- 147 НИКОВ» Глава первая Статья 358 Раздел V открывает статья, устанавливающая ответственность должностных лиц за неисполнение распоряжений императорской власти независимо от того, какой характер — законодательный, исполнительно-распорядительный или судебный, общий или частный — они носили. Под выражением неприведение в исполнение следует понимать действие или, как правило, бездействие должностных лиц, выражавшееся в волоките, а также в прямом или косвенном отказе от исполнения. Субъективной стороной данного преступления мог быть не только умысел, но и неосторожность, вероятнее всего в форме преступной самонадеянности. Для определения наказания имело значение наличие не только умысла, но и цели преступления. Часть 11 статьи могла применяться только в случае совершения преступления из корыстных или иных видов. Под иными видами, так же как и под иными личными видами, упомянутыми в других статьях Уложения, следует понимать личные интересы виновного, противоречащие интересам службы, например месть, ревность, протекционизм.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |