КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 370
Статья 369 Статья дополняет и уточняет определение превышения власти, содержащееся в ст. 367. Впервые аналогичная норма появилась в §§ 280—281 Общего учреждения министерств применительно к министрам. Свод законов распространил эту норму на всех чиновников. Оттуда она была заимствована составителями Уложения о наказаниях. В п. 1 статьи наряду с министрами упоминаются и другие государственные сановники. В их число должностные лица включались независимо от занимаемого поста, чина или звания. Существенным условием в данном случае являлось выполнение поручения или распоряжения императора. Из толкования Сената следует, что должностное лицо освобождалось от ответственности по п. 2 статьи за принятие мер, на которые оно не было уполномочено, в случаях, не терпящих отлагательства, и лишь при условии невозможности использовать указанные в законе средства1'3. В отличие от Свода законов, где наказание за превышение и бездействие власти устанавливалось только в одной статье, Уложение пошло по пути дифференциации наказания в зависимости от важности дела и сопровождавших оное обстоятельств. Появились превышения и бездействия власти важные, особо важные и неважные (соответственно ч. I ст. 370, ч. II ст. 370 и ст. 372). Определение же степени важности целиком предоставлялось на усмотрение суда. Виновные в превышении и бездействии власти даже в случаях особо важных подвергались наказаниям не уголовным, а исправительным, или взысканиям, установленным ст. 67 Уложения. Легкость наказания за эти преступления имела и теоретическое обоснование. Так, известный криминалист А. Лохвицкий, оправдывая снисходительность законодателя, писал: «Чиновник стоит на законной почве, но в жару отправления должности он перешел предел; часто он не в состоянии измерить степени уклонения своих действий от закона. Притом же слишком строгое наказание за превышение власти, в особенности чиновников исполнительной части, может совершенно подавить в них энергию и произвести другое зло — бездействие власти. А так как бездействие власти наказывается одинаково с превышением, то при строгих наказаниях нельзя было бы найти лиц для занятия известных должностей»174. Подобное «либеральное» отношение к отнюдь не либеральным чиновникам было характерно и для судебной практики, и для самодержавия в целом. Эти нормы права еще раз подтверждают правоту ленинских строк: «Самодер- жавие есть... самовластье чиновников и полиции и бесправие народа» Ни теория, ни практика не выработали за долгие годы действия Уложения о наказаниях объективных критериев, позволяющих квалифицировать превышение или бездействие власти по ч. II ст. 370 как случаи особой важности. Случаи применения ч. II были крайне редки. Примеров же снисходительного отношения суда к виновным в превышении и бездействии власти можно привести немало. Один из них — дело барона Штакель-берга. Будучи гекенрихтером (полицейским приставом), он привлек к незаконному освидетельствованию, «сопровождаемому обнажением скрытых частей и сопряженному с определением их половой невинности», 14 девушек по делу об убийстве найденного в лесу ребенка. Основанием к такому превышению власти явилось лишь его подозрение, что «девушки деревни Рома почти поголовно ведут безнравственную жизнь». Судебная палата, рассматривавшая дело, квалифицировала его действия по ч. I ст. 341 (ст. 370 в редакции 1845 года), а кроме того, «в виду крайней его добросовестности в отправлении служебных обязанностей» ходатайствовала в порядке, установленном ст. 145 Устава уголовного судопроизводства, о смягчении наказания. В приговоре Сената по апелляционной жалобе подтверждалось, что такое освидетельствование «не должно быть признаваемо превышением власти, не могущим иметь, по своему нравственному и бытовому значению, важных для подвергшихся оному последствий»176. Таким образом, и Сенат не счел его действия особо важными. В тех случаях, когда должностное лицо совершало действия, наказуемые не только по ст. 370, но и по другим статьям главы второй за специальные виды превышения власти, то эти последние не поглощали в себе другие, подходящие лишь под общее понятие превышения власти, даже если «все преступные в этом смысле действия обвиняемого были направлены к одной и той же цели»177. Такие действия квалифицировались по совокупности преступлений.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |