Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные закономерности психического развития




Предмет детской психологии

Общие вопросы детской психологии

ГЛАВА 1

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, фи­зиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство - возраст от рождения до 3 лет, детство - от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протя­жении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что иссле­дуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличитель­ные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или уве­личение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и каче­ственных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельнос­ти, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики - не простое повторение пройден­ного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к дру­гой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразо­вания, при которых количественные усложнения переходят в качествен­ные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

Развитие каждой психической функции, каждой формы по­ведения подчиняется своим особенностям, но психическое раз­витие в целом имеет общие закономерности, которые проявляют­ся во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего он­тогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, име­ют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны нерав­номерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего ус­ложнения психической деятельности. Например, в первые ме­сяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные дей­ствия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действен­ное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает за­коны грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жиз­ни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному зна­чению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происхо­дит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом сле­дуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповтори­мый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое разви­тие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельнос­ти. Ведь только реализация всех возможностей данного возрас­та обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качест­венно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, час­тью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступа­ют социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотноше­ние внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Вы­готский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические измене­ния, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития имен­но в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружаю­щей действительности, которые в данный период являются источ­никами психического развития. В этой деятельности формиру­ются основные личностные новообразования, происходит пере­стройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в ран­нем возрасте формируются «гордость за собственные достиже­ния», активная речь, складываются предпосылки для возник­новения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающи­ми формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние про­тиворечия выступают движущими силами психического разви­тия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время проте­кают в рамках одного, главного противоречия, между потреб­ностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жиз­нью, занимать определенное место в жизни общества, прояв­лять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно высту­пает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное проти­воречие ведет к усвоению новых знаний, формированию уме­ний и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрас­ти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступ­ны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действи­тельности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возрас­та, с внутренней необходимостью определяя аннулирование со­циальной ситуации развития, окончание данной эпохи разви­тия и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит диффе­ренциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Диффе­ренциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятель­ной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей меж­ду отдельными сторонами психики. Так, познавательные процес­сы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В част­ности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, пред­полагающая накопление отдельных показателей, подготавливаю­щих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития проис­ходит смена детерминант - причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотноше­ние разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком опре­деленных видов деятельности, складываются особые взаимо­отношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает воз­можность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальнос­ти, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зре­ния, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластич­ности - подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специ­фически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собст­венной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.